свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 123 | Четверг, 11 ноября 2004 г. | |
КАК ПРЕВЗОЙТИ КОНКУРЕНТОВ Еегодно во второй четверг ноября отмечается Всемирный день качества. Кчество — это экономический успех предприятия, а значит, благополучие его работников, акционеров, собственников, а для общества — здоровая экономика, экологическое благополучие, достойное место в мировом сообществе. Накануне события корреспондент «Уральского автомобиля» встретился с начальником центра менеджмента качества и стандартизации АЗ «Урал» Игорем КАБЛУКОВЫМ и задал ему несколько вопросов. — Игорь Николаевич, когда и с какой целью был создан заводской центр менеджмента качества и стандартизации ? — В 1993 году руководством ОАО «УралАЗ» было принято решение о создании на предприятии центра подготовки сертификации «УралАЗ–Серт» для построения системы качества на основе требований международных стандартов серии ИСО 9000, представляющих собой лучшее в мировом опыте в управлении и обеспечении качества продукции. Центр состоял из двух подразделений: отдела систем качества и отдела стандартизации. Цнтр подготовки сертификации «Урал-АЗ–Серт» руководил всеми работами по созданию и внедрению комплекса документов системы качества по требованиям стандарта ИСО 9001–1994 г. В функцию ЦПС входило также руководство работами по подготовке к сертификации и её проведению. В настоящее время подразделение обозначено как Центр менеджмента качества и стандартизации в составе двух служб: отдела менеджмента качества и бюро стандартизации. Естественно, дело не только в смене вывески. Это веление времени, задачи сегодня другие. — И какие же именно первоочередные задачи поставлены перед центром на ближайшее время? — В настоящее время необходимо обеспечить не только функционирование системы менеджмента качества на предприятии, но и достичь развития системы и получить улучшение качества продукции, процессов и деятельности всего предприятия. То есть вывести предприятие на новый уровень развития. Отсюда вытекают и первоочередные задачи центра: — организация разработки целей дивизиона «Большегрузные автомобили» на 2005 год; — формирование программы качества на 2005 год; — подготовка и проведение сертификационного аудита. А также необходимо добиться более результативного, через аудит, управления процессами внедрения непрерывных улучшений (кайзенов), применения системы сбалансированных показателей. — Автомобильный завод «Урал» полон решимости вернуть сертификаты системы качества. Когда это должно произойти? — Наш завод был обладателем трёх сертификатов на систему качества: «TUV–SERT» (Германия), Госстандарта и «Военного регистра». Действие данных сертификатов закончилось. С 2001 года на заводе ведётся работа по переходу на новую версию стандартов МС ИСО 9001–2000 года. Проделан большой объём работы по изменению документации, подходов к деятельности, описанию процессов предприятия и, самое главное, по смене критериев оценки работы на всех уровнях. Вянваре 2005 года намечено проведение сертификационного аудита органом по сертификации «TUV–SERТ» (Германия). Сегодня для предприятия достаточно наличия одного сертификата: это не самоцель — иметь несколько документов. — Руководимый вами центр состоит из двух служб. Чем конкретно занимается каждая из них? — Отдел менеджмента качества — подразделение, которое оказывает решающее влияние на функционирование действующей системы менеджмента качества. Это влияние осуществляется через методологию разработки процессов и процедур, постоянного анализа функционирования системы, непрерывных внутренних аудитов системы, процессов, продукции, а также обучения всего персонала требованиям системы качества. Бюро стандартизации организует внедрение и контроль соблюдения обязательных требований национальных стандартов, разрабатывает стандарты предприятия по стандартизации, ведёт работы по формированию актуализированного заводского фонда нормативных документов, а это — более 20 тысяч единиц различных документов для всех подразделений завода и предприятий дивизиона «Большегрузные автомобили». Струдники центра — это высококвалифицированные специалисты, практически все прошли специализированную подготовку. Выделять кого–то я не буду. Люди, которые работают в центре, отдали часть своей жизни и судьбы служению идеалам качества и ненадежными быть не могут. — Давайте ещё раз уточним, в чём состоит суть системы менеджмента качества? — Сделать наш дивизион «Большегрузные автомобили» успешным во всём. Для этого необходимо соблюдение пяти факторов. Првый — сотрудники, персонал. Их знания, творческие способности, стремление к переменам, а не к сохранению существующего положения дел. Второй фактор успеха — руководство, то есть умение направить, вовремя поддержать и поощрить сотрудников, выбрать оптимальное решение из числа предложенных. Не менее важное значение имеет третий фактор — культура дивизиона, которая проявляется в «прозрачности» (каждое решение должно быть понятно каждому работнику, каждый должен иметь возможность высказаться), терпимости к неудачам, готовности рисковать, в стремлении к переменам. Чтвёртый фактор — стратегия дивизиона «Большегрузные автомобили». Она должна обеспечивать «защитное ограждение», внутри которого протекает инновационный процесс, стимулировать желательные изменения, делая крупные и мелкие шаги на пути совершенствования. И наконец, пятый фактор — организационная деятельность. Она должна способствовать обновлению предприятия, давать возможность персоналу эксперимен- тировать, апробировать новые решения. Ведь, как показывает практика, только 20 процентов времени тратится на творческую деятельность коллектива, остальные 80 процентов расходуются на организационные вопросы управления предприятием. — Игорь Николаевич, над чем предстоит работать центру менеджмента качества и стандартизации в ближайший год? — Это создание комплексной (интегрированной) модели управления предприятием, предусматривающей реализацию трёх важнейших компонентов: управление качеством, управление затратами, управление информацией. Идеология управления качеством осуществляется на принципах системы менеджмента качества и производственной системы «РПА–«Урал», управление информацией — через создание корпоративной ERP–системы BAAN, а управление затратами — путём контроллинга, систематического отслеживания хода выполнения поставленных задач с одновременной коррекцией процессов с помощью соответствующих стандартов и нормативов. — 11 ноября отмечается Всемирный день качества. Что бы вы, Игорь Николаевич, хотели пожелать в этот день многотысячному коллективу автозавода? — Уважаемые коллеги! От сотрудников центра менеджмента качества и стандартизации и от себя хочу пожелать скорейшего создания и выпуска новых моделей автомобилей, которые не только привлекали бы потребителей, но и вызывали восхищение, помогали заводу сохранить конкурентоспособность на рынке и обеспечить перспективу достойной жизни всем работникам. Жлаю улучшения качества жизни для всех заводчан и их семей.
Владимир ЗУБКОВ
|
назад |