свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 121 Уральский автомобиль Четверг, 4 ноября 2004 г.

ДВЕ ЗВЕЗДЫ, ДВЕ СВЕТЛЫХ ПОВЕСТИ

   Пзади Великая Отечественная. За страшными годами скрываются миллионы сломанных судеб, но впереди вопреки смерти расцветает жизнь во всём буйстве красок. Перед нами Камчатка. Здесь и встретились две судьбы, о которых я вам расскажу.

   Кгда Василий впервые увидел юную Елену, понял сразу — это навсегда. И она его приметила, но глаз от робости поднять не смела. Прислал Василий ей через своего друга записку, в которой предложил серьёзные отношения. А потом и сам за ответом пришёл.

   — Получала ли ты мою записку? — задал он ей вопрос.

   А она от смущения не нашлась, что ответить, лишь зарделась. Наконец, преодолев себя, произнесла:

   — Пусть будет так, как в записке сказано.

   Рдился Василий Васильевич Цибарев в Ленинском районе Пензенской области, в деревне Ферлюдинка в крестьянской семье. Его воспоминания о детстве кратки, но ярки. С доброй улыбкой рассказывал Василий Васильевич о том, как вся деревня, и стар и млад, играла в старинную русскую игру — лапту. В Пензе он окончил шесть классов, а дальше учиться ему не довелось. Внезапно семьёй было решено вернуться в деревню. Выжить в селе, где своё хозяйство, было значительно проще. Это были времена массового создания колхозов и насильственного вступления в них. Но родители не пошли в колхоз. Отец продолжал работать сапожником, а мать хлопотала по хозяйству, в колхозе подрабатывала.

   Гянул 1941 год. Деревня пустела на глазах, оставались лишь женщины, старики да дети. Ушёл и отец. Недолго пришлось ему воевать. В этом же году он попадает в плен, но судьба благоволит — он бежит. И из огня попадает в полымя — родина встречает его недоверчиво. Логика советских времён была до боли проста — скорее пусти себе пулю в лоб, но в плен не сдавайся. Но, Боже, как хотелось жить! Не мог отец Василия так просто отказаться от жизни. Потому и был назван «врагом народа». А дальше произошло невероятное для тех лет событие — отец был оправдан и отправлен на фронт, под Сталинград. И было у него столько наград, что можно только позавидовать.

   11 января 1943 года в ряды Красной Армии вступил Василий. Сформировали эшелон и отправили на Дальний Восток. Везли их долго — полтора месяца. Питались сухим пайком. Раза два–три по дороге эшелон останавливали для того, чтобы сводить солдат в баньку.

   Нконец прибыли к месту назначения. Запомнил Василий Васильевич день присяги, когда солдаты торжественно клялись защищать Родину до последней капли крови. После этого их направили в 22–ю Краснознамённую дивизию. Всю свою жизнь Василий Васильевич чему–то постоянно учился. Так произошло и в этот раз. Его направили на учёбу в полковую школу на командира орудия. А восьмого ноября солдат отправили на фронт. Война — пора несчастий, наведалась и в дом Цибаревых: погиб двоюродный брат Василия — Николай.

   — Так мне в память и врезалось, — с горечью говорит Василий Васильевич, — «погиб под Выборгом в деревне Терворунка». А ведь я просился в одну с ним часть!

   Истал он воевать в артиллерийском полку, защищая границу России. Война — испытание для каждого человека, тем более, когда она сопряжена со всевозможными лишениями. Не хватало самого необходимого: оружия, одежды и еды.

   1945 год. Конец войне! Но возможность увидеть родной дом представится ещё не скоро. 9 августа 1945 года началась война с Японией. Японцы воевали отчаянно, но напора российских войск сдержать не могли. Война продлилась недолго — до 3 сентября того же года.

   Можество наград получил Василий Васильевич за годы войны: орден Отечественной войны II степени, медаль «За отвагу», медаль «За победу над Японией», медаль Жукова и юбилейные медали.

   Зесь же, на Камчатке, Василий и встретил свою Елену. А в 1950 году Василия демобилизовали, и молодая семья отправилась на родину мужа.

   Ивот перед ними — Пенза. В магазинах практически ничего нет, продукты, как и в годы войны, выдаются по талонам. Даже суп из овсянки редкость. А тут добрые люди подсказали: поезжайте в Миасс да поступайте работать на автомобильный завод. И с продуктами в городе побогаче, и работа интересная, хоть и сложная. Так и сделали. Пришёл Василий на завод и остался в цехе нормалей автоматчиком, а затем и наладчиком стал. А за ним и супруга потянулась. Отработала она в цехах ЦСП и нормалей станочницей около 25 лет. В Мелентьевке купили себе небольшой домик.

   Хлодно и голодно было тогда на заводе. На ногах — сапоги, разбухшие от снега и масла, на теле — фуфайка. Воды не было никакой. Одна столовая на весь завод. Бывало, намажет Елена Василию батон маргарином и на работу отправит. Но постепенно жизнь налаживалась. В каждом цехе появились столовые, горячая вода. Отстроили новое здание для цеха нормалей. Проработал Василий Васильевич на заводе 35 лет в одном цехе и в одном пролёте. Многое менялось, но неизменной оставалась любовь к заводу. Здесь же работал слесарем в моторном цехе и отец Василия.

   УЦибаревых трое прекрасных детей. Как раз по старинной поговорке: один ребёнок — это не ребёнок, два — полребёнка, а три — ребёнок.

   — И то, — улыбнулась Елена Николаевна, — застала я как–то мужа пригорюнившимся и спросила, что с ним. А в ответ услышала: «Мало ты мне, Лена, детей нарожала!»

   Ое дочери живут своими семьями в Тольятти и зовут к себе родителей.

   — Да только пока нас ноги носят, никуда не поедем! — отвечают они.

   Удочерей и сына — по двое своих сыновей. Да к тому же ещё у нашей пары две правнучки и один правнук.

   Нстала пора нам рассказать и о Елене Николаевне. Родилась она в чудесном краю — Карелии. Семья её была так же бедна, как и у Василия Васильевича. Случилось так, что не смогла она выплатить налог государству, и забрали корову–кормилицу от восьмерых детей. В 1936 году, чтобы худо–бедно прокормиться, семья переезжает к сестре отца в город Повинец. Война застала семью на Беломорканале. Начались массированные бомбардировки. Жителей города старались эвакуировать, но многие погибали, переправляясь на другой берег на баржах. Семья выживает и переезжает к сестре матери. Елена с сестрой, одна за другой, уходят в армию. Елена Николаевна помнит, как их эшелон, направляющийся на фронт, начали бомбить на станции Камен–Рыболов. Взрывной волной её с подругой отбросило в глубь вагона. Подруга была ранена. Яркой картиной врезалось в память — сверкающие на солнце, разбросанные банки американских консервов, которые они не посмели поднять — совесть не позволила.

   Ои попадают в воинскую часть по обеспечению фронта бельём. Отряд доблестных девчат в количестве 120 человек был прикреплён к воинской части, которую они постоянно сопровождали, двигаясь с севера на восток. Согласитесь, что об этих вспомогательных службах армии написано и сказано очень мало, тогда как они играли огромную роль на войне. Нехитрые на первый взгляд обязанности выматывали девушек: стирка белья, починка, сушка и, наконец, глажка. Мужчины из хозслужбы помогали девчатам чем могли, вырубая из брёвен доски, приспосабливая их для стирки. Кто–то стирал в бочке, кто–то в корыте. Чтобы устранить в них многочисленные течи, затыкали тряпками. Моющих средств катастрофически не хватало, приходилось кипятить бельё в золе, которую с очередной порцией грязного белья привозил старшина. Ведь на один килограмм белья приходилось 20 граммов мыла и восемь граммов соды. Бывало, что полоскать приходилось в ледяных реках целыми днями, потому, особенно сейчас, у Елены Николаевны болят ноги и руки. Бывало так, что в день вручную стирали 320 штук белья! То бельё, которое уже невозможно было очистить и отстирать, сжигали. Руки стирали до крови, да и питались девушки впроголодь, но никто не жаловался, лишь по ночам втихомолку от усталости, боли и постоянного голода плакали в подушку. А ещё нужно было заготовливать древесину. Елена Николаевна с улыбкой вспоминает, что всегда очень любила колоть дрова, это занятие её захватывало.

   Кк–то попали они на Ладожское озеро, но и близко к нему подойти не смогли — с той стороны немцы вели обстрел, потому и пришлось выбирать новое место для базирования части. Им оказался город Лодейное Поле на реке Свирь. Здесь работать было по–настоящему страшно — по реке плыли мертвецы, которых солдаты достали из воды и похоронили, поставив памятник.

   Дя Елены Николаевны Великая Отечественная война закончилась в Петрозаводске. В общежитие к девушкам вбежал мужчина и, сделав стойку на руках, прокричал, захлёбываясь от радости: «Победа!!!»

   Вйна закончилась, и все были в ожидании скорой встречи со своими близкими. Но судьба распорядилась по–иному — началась Японская война. Но закончилась и она. Не отстала жена от мужа по доблести и наградам: медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медаль «За победу над Японией», знак «Ветеран Карельского фронта 1941–1945 гг.», орден Отечественной войны II степени, медаль Жукова и другие. И вот перед Еленой — последняя военная дорога, на Камчатку, где и встретились две судьбы, чтобы больше никогда не расстаться…

   


Алёна СТАТОВА



назад


Яндекс.Метрика