свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 115 Уральский автомобиль Четверг, 21 октября 2004 г.

«УРАЛ» — «ТОЙОТЕ»: «ГЛЯЖУСЬ В ТЕБЯ, КАК В ЗЕРКАЛО…»

   Пиживающееся в российском промышленном бизнесе понятие «Бережливое производство» — весьма приблизительно передаёт смысл термина «Lean production». Это японская концепция, родоначальником которой является Тайити Оно. Будучи исполнительным директором крупнейшей автомобильной компании Toyota, он первым понял преимущества метода производства малыми партиями, призвав отказаться от принципа экономии на масштабах — главного в условиях массового производства. Концепция эта, по сути перевернувшая представление о возможностях производства, нацелена на существенную экономию. Она — эффективный инструмент в руках тех, кто заинтересован в том, чтобы добиться максимального снижения потерь и расходов. По образному выражению академика международной академии качества, директора консалтинговой фирмы «Приоритет» Вадима Лапидуса, «в этой компании знают, как выжать воду даже из сухого полотенца». Теперь эта система в её адаптированном к местным условиям варианте внедряется и на нашем заводе.

   Сгласно разработанному на ОАО «АЗ «Урал» плану внедрения принципов «бережливого производства» в 2004 году, предусмотрено на треть сократить незапланированные потери от уровня, характерного для начала нынешнего года, на 35 процентов, соответственно, дефектность автомобилей и агрегатов, на 15 процентов общепроизводственные расходы. И ещё подготовить методологическую базу для внедрения системы оптимизации производства «канбан», основанной на принципах психологии и логистики.

   Н первом этапе основам новой для нас системы обучены топ–менеджеры и специалисты предприятия, сформирована команда специалистов, исключена подача материалов, комплектующих, заготовок в таре навалом, ведётся подготовка к стандартизации рабочих мест, на всех сборочных линиях произведён расчёт и установлен такт выпуска в соответствии с объёмом производства, а также определены основные потоки создания ценностей и проанализирована их оптимальность, сформулированы предложения по оптимизации потоков.

   Уоки без звонков и перемен

   Мнять взгляд на что–то уже привычное и устоявшееся всегда нелегко. Слишком велика сила инерции и стремление к стабильности. Тем не менее, раз уж новая система «бережливого производства» взята на вооружение холдингом «РусПромАвто», для обучения основным принципам философии «Toyota Production Sistems» за парты придётся сесть и руководителям высокого ранга, и рядовым рабочим. Ликбез начался, естественно, с больших начальников. Непосредственно у коллег по бизнесу на Горьковском автозаводе уроки системы «РПА–«Урал» брали генеральный директор нашего завода Виктор Корман, его первый заместитель Виктор Кадылкин, директор автосборочного производства Станислав Пеньковский, директор агрегатного производства Николай Завьялов, начальник ООТиЗ Григорий Прохоров, директор литейного производства Владимир Каширников, директор по эксплуатации Виктор Ганеев. И группы для стажировки у первопроходцев на нашем заводе формируются регулярно. Кроме того, теоретические курсы с последующим практическим применением полученных знаний непосредственно на рабочих местах главного конвейера и литейного производства прошли заводские менеджеры среднего звена, технологи. Согласно данным службы персонала, которые прозвучали на недавнем совещании у генерального директора, на сегодняшний день премудрости системы «бережливого производства» постигли 2113 человек.

   И назначили вперёдсмотрящими

   Дя внедрения системы «РПА–«Урал» на нашем заводе формируются специальные команды. Цель рабочей группы специалистов завода — подготовка программы. Группа специалистов службы главного инженера займётся сопровождением реализации программы в цехах основ-

   ного производства. Две другие будут курировать тот же процесс у литейщиков. Ещё 17 рабочих групп созданы, чтобы осуществлять оптимизацию технологических потоков. И, наконец, сформированы так называемые «кайзен–группы» («кайзен» по терминологии TPS означает процесс непрерывного совершенствования) — в автосборочном, агрегатном, заготовительном, литейном производствах. «Кайзен–группы» нацелены на сбор и поддержку рационализаторских идей. А завод, впрочем, как и страна в целом, никогда на идеи и творческие замыслы не был беден. Все эти группы, согласно замыслу инициаторов внедрения системы «бережливого производства», должны идти в фарватере проводимых на заводе кардинальных реформ.

   Н одного лишнего движения

   Нследие отечественной плановой промышленности, одной из самых ресурсоёмких в мире, — нерациональная организация рабочих мест. Для того, чтобы найти в «кроватке» нужную деталь среди массы других, надо потратить немало времени. Чтобы исключить такую ситуацию, затягивающую процесс сборки и, в конечном счёте, влияющую на качество, на заводе на сборочных конвейерах внедрена значительно усовершенствованная спецтара. Такая же максимально удобная тара с недавних пор используется для подачи поковок, отливок, заготовок. Изготовлено 570 единиц для затаривания 77 деталей и сборочных единиц.

   Всоответствии с программой генерального директора ОАО «АЗ «Урал» — директора дивизиона «Большегрузные автомобили» холдинга «РусПромАвто» Виктора Кормана, после ревизии произведён демонтаж неиспользуемых в технологии оборудования, оснастки, металлоконструкций, транспортирующих систем, стеллажей, а также подсобных помещений, расположенных на производственных площадях.

   Кнастоящему времени подготовлены и стандартизированы рабочие места на первом участке сборки автомобилей главного конвейера. Равно как и на конвейерах сборки редуктора, сборки раздаточной коробки. Соответственно произошло сокращение сборочных позиций.

   Коме того, к стандартизации подготовлены линии сборки кабин, второй и третий участки главного конвейера. На очереди — четвёртый и пятый участки, конвейеры — подсборки двигателя, сборки мостов. В десяти цехах основного производства оборудованы эталонные участки механической обработки деталей, призванные служить образцом стандартизации рабочих мест. Опыт этот через «кайзен–группы» будет распространён и на другие участки цехов завода.

   Кк угодить потребителю

   Првый этап внедрения системы «бережливого производства» предусматривает определение основных потоков создания ценностей и анализ их оптимальности, а также подготовку предложений по оптимизации потоков. Работа эта на заводе началась ещё летом. Созданы 17 рабочих групп. Организовано обучение руководителей и членов рабочих групп в управлении главного технолога. Сформирован экспертный совет, в состав которого вошли 16 специалистов. Проведён анализ существующих потоков с предварительной защитой на экспертном совете. По результатам подготовлено 27 предложений (190 ДСЕ) по изменению потоков. Они оформлены распоряжением главного инженера.

   Чм последовательнее процесс внедрения на нашем заводе системы «бережливое производство» и зримее намеченные цели, тем меньше остаётся скептиков, сомневающихся — стоит ли переносить идеи и принципы производственной системы, органично прижившейся в Стране восходящего солнца, — на местные реалии. Но это уже к вопросу ломки веками сложившихся стереотипов. Кто же оспорит истину, что цель любого производителя — не только извлечь прибыль, но и потрафить потребителю.

   Иеалы производственной системы «бережливое производство»

   Безопасность (физическая и психологическая)

   Ве работы, проводимые на производственной линии, должны обеспечить психологическую безопасность людей, т. е. должны соблюдаться требования охраны труда, правила безопасности, применяться безопасные технологии, средства защиты и т. д.

   Осутствие дефектов

   Дфектная продукция не передаётся на последующие операции. Это относится ко всем видам дефектов. В том числе и к дефектам поставщиков.

   П первому требованию заказчика

   Зказчик (внутренний и внешний потребитель) не должен ждать. Все усилия на удовлетворение требований заказчика, а не на дискуссию с ним.

   Оно за другим

   Рзные модели изделий могут собираться на одном конвейере (в одном потоке) одно за другим. Это позволяет оперативно реагировать на требования заказчика.

   Мновенная реакция поставщика

   Вутренние и внешние поставщики должны незамедлительно реагировать на требования заказчика.

   Мнимальные затраты

   Втрадиционной системе: «цена для покупателя» = «себестоимость» + «прибыль».

   Впроизводственной системе: «цена для покупателя» – «себестоимость» = прибыль».

   Флософия производственной системы TPS

   Пежде всего, думай о заказчике

   - Полное осознание того, что нужно заказчику.

   - Каждый последующий оператор (процесс, подразделение в производственной цепочке) является заказчиком предыдущего.

   - Поставка бездефектной продукции.

   - Мгновенная реакция на требования заказчика.

   - Основа производственной системы — точное выполнение требований заказчика (потребителя).

   Зказчик может быть как внешним (за пределами предприятия), так и внутренним (внутри предприятия). Заказчик — это не только потребитель конечной продукции предприятия.

   Кждый руководитель должен взаимодействовать со своими заказчиками (потребителями) лично.

   Лди — самый ценный актив

   - Жизнь не бесконечна, способности людей — безграничны.

   - Люди являются самым ценным активом предприятия, потому что они способны думать и обучаться.

   - Все ценности производят люди, работающие на конвейере, наша задача сделать так, чтобы им было удобно работать.

   - Человек должен быть уверен в своём будущем.

   Мтериал для публикации предоставлен заместителем главного инженера по подготовке производства М. РУДЕНКО.



назад


Яндекс.Метрика