свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 108 Уральский автомобиль Вторник, 5 октября 2004 г.

ПЕДАГОГ, КОТОРЫЙ УЧИЛ РАДОСТИ

   Уел инженера — создавать что–то новое, полезное, что может, например, облегчить условия труда, дать экономический эффект. Удел рабочего — оперативно и качественно изготавливать детали или собирать узлы, которые разработал конструктор. Созданный ими продукт мы можем не только увидеть, но и потрогать руками. Удел учителя — сеять разумное, доброе, вечное. Только вот результат его труда неосязаем, его можно увидеть лишь спустя годы. Самое главное для учителя — остаться в памяти своих учеников. Чтобы через десятилетия они не напрягались, вспоминая образ своего первого учителя или классного руководителя. Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами мыслями о педагоге, с которым наш класс связывают два года и вся оставшаяся жизнь.

   Псле восьмилетки наш класс поредел: одни ушли в техникумы, другие пошли работать на завод. Поэтому к началу нового учебного года в наш девятый «А» влились несколько человек из бывшего восьмого «Г». А вместе с ними пришла и их классный руководитель, преподаватель математики Светлана Леонидовна Быкова. Она ненамного была старше нас, поэтому с первых же дней между нами установились доверительные отношения. Мы полюбили её за весёлый нрав, открытость, доброту. В то время она оканчивала заочное отделение пединститута, поэтому старалась учить нас в соответствии с новыми требованиями. Светлана Леонидовна в отличие от других учителей была человеком очень демократичным, незлобивым и не занудным. Она не читала нам морали, но и не пыталась заигрывать с нами.

   Сгодня открываются специальные классы, где дети поделены с учётом уровня их развития. В 60–е учитель должен был вести объяснение нового материала таким образом, чтобы он был понятен и доступен каждому, даже самому слабому ученику. Согласитесь, вести предмет там, где дети одинаково подготовлены к восприятию учебного материала, гораздо проще. Но Светлана Леонидовна так строила урок, что интерес к математике не пропадал ни у сильных, ни у слабых. А достигала она этого при закреплении темы на практике. Сильные, чтобы у них не пропадал интерес, решали усложнённые задачи, а слабые — более простые. И когда «середнячки» хорошо усваивали тему, им предлагались уже более сложные варианты заданий. Таким образом, интерес к математике не пропадал ни у кого. Правда, к концу десятого класса многие уже определились с выбором будущей профессии и к изучению предметов подходили дифференцированно: кто решил связать свою жизнь с техникой, больше налегали на математику, физику, химию; будущие гуманитарии интересовались литературой и историей. К тому же за окном шумела весна, мы стояли на пороге самостоятельной жизни, и нам ужасно не хотелось учить уроки. Несмотря на то, что внешне мы повзрослели, в сущности, оставались ещё детьми. И иногда приходили на урок с нерешёнными задачами. Несколько раз Светлана Леонидовна пыталась призвать нас к порядку и заставить делать домашние задания. Но поняв, что таким образом вряд ли можно добиться от нас желаемого результата, избрала другую тактику — уроки строила так, что мы успевали выполнить и классные, и домашние задания в школе.

   Н как я уже говорила, Светлана Леонидовна была для нас не просто учителем–предметником, она ещё вела классное руководство. Мы обожали её как преподавателя, к которому подходили и без стеснения и боязни спрашивали, что не поняли во время урока. Ни у одного из нас даже не было мысли, что учитель отмахнётся или скажет: дуракам я дважды не объясняю. Последняя фраза не плод моего воображения, именно так говорила, кстати, тоже преподаватель математики, в классе, где учились дети моих знакомых. Поэтому там математики дети не просто не знали, они этот предмет ненавидели.

    Как классного руководителя мы Светлану Леонидовну любили и боготворили. Она не просто воспитывала в нас коллективистов, чутких, внимательных, совестливых и добрых людей. Она делала нас людьми счастливыми, учила радоваться жизни. Прошли годы, а мы до сих пор помним наши походы на Аргази вместе с нашим классным руководителем. Благодаря ей между мальчиками и девочками нашего класса сложились очень добрые товарищеские отношения. Я думаю, во многом именно она научила мальчиков заботиться о девочках, а нас ценить это внимание со стороны сильного пола.

   Вочерке Инны Руденко «Учитель Куманёв» приводятся слова из статьи главного героя: «Учитель должен учить не просто физике, литературе, педагогике — он должен учить радости. Не горе даёт нам ключ к пониманию жизни, а радость. Горе, как плуг, только пласт поднимает и открывает возможности для новых жизненных сил. Не в горе, а в радости смысл жизни; горе само иногда помогает более реально осознать жизнеутверждающую силу радости». Светлана Леонидовна сама умеет радоваться жизни, и этот её, поистине, дар вошёл в каждого из нас, её учеников. А радость — великая сила, она помогает человеку выстоять под грузом проблем, с достоинством выйти из любой сложной ситуации, создать вокруг себя ауру добропорядочности и терпения.

   Она из моих близких подруг, узнав, что я собираюсь рассказать о своём учителе, сказала: «Напиши, пожалуйста, о доброте этого человека».

   — Когда в моей жизни случилось несчастье и я на долгие месяцы была прикована к постели, на помощь нашей молодой семье пришла именно Света Быкова. Несмотря на то, что у неё была семья и маленькая дочка, она помогала моему мужу заботиться обо мне, — рассказывала моя подруга. — Она первая пришла и спросила: чем помочь? Прошли годы, но я до сих пор благодарна этой женщине за то, что она делала для нас, за её душевное тепло и доброту.

   Вт такая она во всём, наша Светлана Леонидовна. К ней можно прийти и в горе, и в радости, и всегда найдёшь у неё и помощь, и совет. Мы давно уже повзрослели, но сорокалетняя дружба с нашим классным руководителем, Светланой Леонидовной Быковой, продолжается. Некоторые наши одноклассники живут далеко от своей малой родины, но каждые пять лет (это давно уже стало традицией) мы собираемся все вместе. И обязательно на этих встречах, как и прежде, рядом с нами наш любимый классный руководитель, наш друг, Светлана Леонидовна. Кроме этих больших встреч, у нас ещё бывают маленькие, по поводу и без повода, и в центре их — наш дорогой учитель.

   Сгодня, в День учителя, мы низко кланаемся нашей классной маме, человеку, который вывел нас в люди, научил дружить и ценить эту дружбу.

   Зоровья вам, дорогая Светлана Леонидовна, счастья, радости и долгих лет жизни!

   


Татьяна ИЛЬИНКОВА



назад


Яндекс.Метрика