свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 108 Уральский автомобиль Вторник, 5 октября 2004 г.

Я В РАБОЧИЕ ПОШёЛ. ЗДЕСЬ МЕНЯ НАУЧАТ

   Упех предприятия любого масштаба, как известно, напрямую зависит от профессионализма людей, которые на нём работают.

   Ираспространённый принцип «чем больше, тем лучше» здесь отнюдь не уместен. Глубоким знаниям и отличным навыкам на производстве отдаётся особое предпочтение. Речь идёт не только о руководящем составе, но и о специалистах рабочих профессий.

   Внашем городе кузницей кадров для Уральского автомобильного завода вот уже на протяжении полувека является профессиональное училище N№ 38, ныне — лицей. Все эти годы автогигант тесно сотрудничает с ним: подготовка квалифицированных молодых специалистов на нашем предприятии всегда играла ведущую роль. Несмотря на различные политические и экономические изменения в нашей стране лицей N№ 38 до сих пор является единственным в области, который не поменял профиль подготовки учащихся, сохранив при этом все рабочие специальности без исключения. Об особенностях обучения трудовому ремеслу сегодня, о насущных проблемах учебного заведения и возможных путях их решения — беседа с директором профессионального лицея N№ 38 Борисом БЕЛЯЦКИМ.

   — Борис Дмитриевич, на протяжении многих лет профиль подготовки учащихся вашего учебного заведения остаётся неизменным. С чем это связано?

   — До недавнего времени такие профессии, как токарь, сварщик или электромонтёр, считались непрестижными, и выпускники школ овладевали ими без особого желания. Но, тем не менее, зная потребность автозавода именно в этих специальностях, мы готовили квалифицированных работников раньше и продолжаем готовить их сегодня.

   — Но подготовка специалиста, пусть и рабочей профессии, требует соответствующего производственного оснащения и высокого профессионализма преподавателей?

   — Совершенно верно. Наш лицей славится высоким уровнем подготовки учащихся и опытным преподавательским составом.

   В1991 году на базе мастерских открылся учебно–производственный цех автомобильного завода. Обучение «без отрыва от производства», тесная связь теории с практикой позволяют построить учебный процесс на достаточно высоком уровне. Это оказалось возможным благодаря поддержке градообразующего предприятия в обеспечении материальной базы учебно–производственного цеха: это и оснащение оборудованием, и поставка материалов, необходимых для изготовления продукции. Но 150 единиц производственного оборудования необходимо содержать, ежедневно проверяя его состояние и ремонтируя неисправные детали. Поэтому и обслуживают цех специалисты разных профессий: механики, электрики, ремонтники во главе с начальником цеха и его заместителем. Всего штатное расписание насчитывает 17 человек. На первый взгляд может показаться, что содержать целый производственный цех на базе учебного заведения заводу довольно накладно. Но на самом деле это не так. Один миллион восемьсот тысяч рублей в год — именно такая сумма необходима для работы учебно–производственного цеха. И затраты эти ещё минимальны, учитывая, что обучение производится на продукции самого предприятия. Да и лицей, в свою очередь, фактически закрывает расходы предприятия выпуском продукции. Иными словами, такое сотрудничество выгодно всем: и лицею, и автозаводу.

   Ваимоотношения с автомобильным заводом «Урал» мы хотим сохранять и в дальнейшем. Поддержка предприятия прежде всего нужна для работы учебно–производственного цеха. Если её не будет, то содержать и ремонтировать оборудование будет просто некому. А ликвидируется цех — и лицей будет вынужден перепрофилироваться. И тогда речь пойдёт о подготовке совершенно иных специалистов: бухгалтеров, секретарей–референтов, поваров или парикмахеров. Работа цеха, в котором учащиеся проходят производственную практику, и лицею, и заводу просто необходима как воздух.

   Нпример, для подготовки того же токаря в год требуется как минимум 20 тысяч рублей, а обучение парикмахера пройдёт с наименьшими финансовыми затратами и при этом, что немаловажно, учебное заведение может получить неплохую прибыль. Не нужны, как в первом случае, дорогостоящие станки, инструменты и материалы. Только вот завод отсутствие молодых работников, имеющих рабочую специальность, ощутит очень скоро.

   — Как известно, сегодня автомобильному заводу «Урал» в основном требуются такие специалисты, как токари, электромонтёры, слесари–инструментальщики, электрогазосварщики, наладчики и другие. Получается, что лицей не обеспечивает потребность завода в рабочих кадрах?

   — В принципе дефицит рабочих кадров завод ощущает уже сегодня. И причина понятна: низкая заработная плата. Большинство выпускников профессиональных училищ и лицеев, как правило, работают не по специальности, в частных организациях и фирмах. Платят там намного больше. Например, такая специальность, как электрогазосварщик, пользуется большим спросом на предприятиях автомобилестроения. И 70 процентов таких специалистов являются выпускниками ПЛ N№ 38. Как показывает статистика, 35 процентов из них работают на заводе. Остальные — в городе. Но, если обучение, например, по этой специальности прекратить, то откуда завод ежегодно будет брать готовых молодых специалистов? Самостоятельно их подготовить предприятие не сможет или понесёт огромные затраты.

   Абсолютно все выпускники лицея на сегодняшний день востребованы на рынке труда. Мало того, при прохождении производственной практики за свою качественную и квалифицированную работу учащиеся получают деньги. Сегодня все ранее непрестижные профессии стали дефицитными. Это можно объяснить очень просто: любое производство всегда нуждалось и до сих пор нуждается в квалифицированных рабочих.

   Седует отметить, что автомобильный завод «Урал» по сравнению с другими городскими предприятиями имеет приоритет. Так как учащиеся проходят производственную практику непосредственно на базе заводского цеха, соответственно, и работников знаменитый автогигант получает самых лучших, успешно обучающихся в лицее, и в необходимом количестве.

   — Борис Дмитриевич, на каких основных педагогических принципах строится учебный процесс в лицее сегодня?

   — Во–первых, обучение основано на индивидуальном подходе к каждому ученику. С помощью тестирования мы определяем потребности и психологические особенности наших воспитанников. И в зависимости от этого строим весь учебный процесс. Во–вторых, наши выпускники на протяжении всего периода обучения постоянно сталкиваются непосредственно с производством, его особенностями. Другими словами, уже в лицее они адаптируются к различным условиям производственного процесса, что, естественно, положительно скажется при трудоустройстве нашего выпускника.

   Сгодня любой воспитанник лицея может по желанию получить дополнительные специальности, наш выпускник — специалист широкого профиля. Имея три профессии, без работы не останешься. С одной стороны, это даёт возможность в будущем получить дополнительный заработок. С другой стороны, учащиеся заняты полезным делом весь день. Это оберегает подростков от отрицательного влияния улицы. Дисциплина у нас жёсткая, подчинение — безусловное. Также мы готовим мальчишек к службе в армии. Каждый учащийся в лицее имеет одну из пяти категорий. Какую именно — зависит от личных достижений, учебных успехов и способностей. По окончании лицея в зависимости от категории выпускник получает и соответствующий разряд. Занятия спортом, хореографией, музыкой и другими видами деятельности в нашем заведении являются обязательными. Учащиеся достигают хороших результатов во всех этих областях. Важным показателем является и тот факт, что лицей N№ 38 на областных конкурсах профмастерства постоянно занимает только призовые места.

   Вновом учебном году профессиональный лицей N№ 38 продолжает готовить специалистов для автомобильного завода «Урал». Хочется надеяться, что максимальное количество учащихся будет проходить производственную практику на аттестованных рабочих местах нашего базового предприятия, и это тесное сотрудничество будет продолжаться ещё на протяжении многих лет.

   


Юлия ПАПУЛОВА



назад


Яндекс.Метрика