свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 101 | Суббота, 18 сентября 2004 г. | |
«Я ВИЖУ «УРАЛЫ» НАСКВОЗЬ…» Сгодня отмечает свой 70–летний юбилей бывший главный конструктор завода, основатель целого ряда модификаций наших знаменитых внедорожников Александр Алексеевич Романченко. Так уж получилось, что азы школьной программы пришлось постигать не в самые лучшие времена: будучи первоклассником, он встретил Великую Отечественную в своём родном селе Ермаковка Кустанайской области. «Недоедание преследовало меня и в школьные годы, и в институтские», — откровенно сказал Александр Алексеевич. Дсятилетка была окончена блестяще, с серебряной медалью. Это была первая медаль в истории школы. Дело оставалось за малым — выбрать высшее учебное заведение, в котором реализовались бы интересы и мечты молодого человека. С чем они были связаны? Догадаться нетрудно. С познанием устройства и конструкции тракторов, автомобилей и вообще различных механизмов. Словом, с тем, что подразумевает слово «техника». Вбор Александра Алексеевича пал на автотракторный факультет Челябинского политехнического института. «Моя первая поездка в Челябинск. Впервые оказаться в чудо–машине, мчащейся по железной дороге бескрайними степями Казахстана, сквозь безграничный уральский лес, впервые увидеть трамвай, своими глазами, не на картинке, — всё это, поверьте, впечатляло», — с улыбкой поделился Александр Романченко. Несмотря на то, что учёба в одном из ведущих вузов страны давалась легко, адаптация к особенностям жизни в крупном городе протекала отнюдь не гладко. Что и говорить, послевоенные годы наложили свой мрачный отпечаток на условия жизни вообще и быт в частности. Н результаты неустанного труда, терпения и неимоверной тяги к знаниям не заставили себя долго ждать. Первый курс был окончен на «отлично». Именно это в конечном итоге и придало студенту уверенности в овладении далеко не лёгкой специальностью «Автомобилестроение», в собственных силах. В1956 году альма–матер была покорена: Александру Алексеевичу вручили диплом с отличием. По распределению он был направлен на Уральский автомобильный завод в отдел главного конструктора. «Коллектив нашего конструкторского бюро был небольшой. Все работники без исключения были профессионалами, в том числе выпускники московских вузов: МАДИ, МАМИ и МВТУ. Их отличала беззаветная преданность своему делу и большая тяга к постоянному совершенствованию и познанию нового в своей работе. Возглавлял его выпускник МВТУ Святослав Анатольевич Куров», — вспоминает Александр Алексеевич. В1961 году Александра Романченко назначили начальником конструкторского бюро автопоездов, а в 1964 году — КБ трансмиссий. Александр Алексеевич непосредственно участвовал и руководил разработкой агрегатов трансмиссий седельных тягачей «Урал–375С» для Вооружённых сил, конструкция которых была создана менее чем за четыре месяца. Разработал конструкцию автопоезда с приводом колёс автоприцепа «Урал–386–362». В1969 году Александра Романченко переводят на должность главного конструктора УралАЗа. За четверть века пребывания на руководящем посту он внёс значительный вклад в совершенствование автомобиля «Урал–375» — родоначальника новых большегрузных богатырей. Творческая мысль и работа ведущего конструктора «Уралов» были направлены на реализацию важной идеи — повысить надёжность и долговечность «Урала». Под руководством Романченко были разработаны модификации автомобилей «Урал–375Н», «Урал–377», снегоболотоход «Урал–5920», проведены конструкторско–экспериментальные работы по новому семейству автомобилей «Суша» с колёсной формулой 6х6, 8х8 и новым дизельным двигателем, а также лицензионному двигателю «Дойц». Пд руководством Александра Алексеевича был выполнен широкий комплекс работ по установке дизельного двигателя «КамАЗ–740» на автомобили «Урал», что послужило основой коренной модернизации миасских внедорожников с повышенными технико–экономическими показателями. Будучи на руководящем посту, он уделял большое внимание развитию экспериментальной базы Уральского автозавода. Испытательная база была оснащена импортным комплексом фирмы «ШЕНК» и рядом испытательных стендов заводской разработки. В сжатые сроки была проведена работа по созданию автомобиля сельскохозяйственного назначения «Урал–5557». Кгда на КамАЗе случился пожар, в срочном порядке был организован кардинальный переход на установку дизеля Ярославского моторного завода на автомобили «Урал». Успешность этой операции во многом была предопределена глубокими знаниями, уровнем профессионализма и опытом главного конструктора завода. Александру Алексеевичу Романченко при этом переходе удалось установить двигатели ЯМЗ мощностью до 240 лошадиных сил и удвоить грузоподъёмность шасси на длиннобазной модификации наших автомобилей. Созданное шасси грузоподъёмностью 12 тонн явилось основой для установки на его базе широкого спектра дополнительного специального оборудования для нефтегазового комплекса, строительства, лесного хозяйства, Вооружённых сил и других потребителей. Псле заключения договора Уральского автозавода с предприятиями ГДР о поставках автомобилей «Урал» Александр Романченко осуществлял тесную связь с военными автомобилистами Германии, помогая им в решении технических вопросов эксплуатации наших грузовиков. Александр Алексеевич также стоял у истоков сотрудничества с фирмой «IVECO». За прошедшие годы Александр Романченко был награждён орденами «Знак Почёта», Трудового Красного Знамени и Ленина. Могие выпускники автотракторного факультета ЧПИ, работая в управлении главного конструктора УралАЗа под непосредственным руководством Александра Романченко, впоследствии стали руководителями и специалистами Уральского автозавода и других крупных предприятий России и СНГ. Александр Алексеевич многие годы сотрудничал с кафедрой ЧПИ — ЧГТУ, а также с научно–исследовательскими организациями и московскими вузами. Длительное время — с автотракторным факультетом ЧПИ: преподавал, был профессором кафедры «Автомобили», уже более десяти лет является профессором кафедры «Автомобилестроение» Миасского филиала ЮУрГУ. Автор более шестидесяти печатных работ, имеет двадцать авторских свидетельств на изобретения, пять патентов на промышленные образцы, двенадцать изобретений были внедрены в производство. Дстижение высокой проходимости и надёжности автомобилей «Урал» неминуемо обозначило принципиальный прорыв в автомобильной промышленности. Ни для кого не секрет, что до сих пор хорошая репутация и достоинства миасских внедорожников остаются непоколебимыми на рынке автомобилестроения. «Никакой самый престижный вуз на свете не поможет человеку стать настоящим конструктором, если у него отсутствуют пространственное воображение и чувство творца, — откровенно признался Александр Романченко. — Уверен, что только любовь и неиссякаемые желание и воля могут помочь в овладении этой нелёгкой, ответственной, но безумно творческой и интересной профессией». О момента создания чертежа до движения «живого» механизма может пройти и день, и два, и месяц, и даже многие годы. Но, по словам Александра Алексеевича, время этого ожидания просто меркнет по сравнению с чувством большого и глубокого удовлетворения, когда ты видишь своё детище в движении. Это ощущение ни с чем не сравнимо. Это смысл жизни и работы настоящего творца. Пмимо конструкторского дела у Александра Романченко было ещё одно увлечение — горный туризм. Любовь к нему разбудила уральская природа, которая буквально подкупила будущего создателя машин ещё в молодости. Увидев леса и горы Южного Урала, он влюбился в них навсегда. Алтай, Урал, Памир, Тянь–Шань — вот далеко не полный перечень горных вершин, которые покорил Александр Алексеевич. Строительство тоже ему не чуждо: за неполные десять лет сам построил дом в деревне, баню. Словом, всё как полагается. Олядываясь назад, в прошлое, Александр Алексеевич Романченко не жалеет ни о чём. Именно так изначально он и хотел построить свою жизнь: творчески, ярко, интересно. «Сегодня я во что бы то ни стало должен научиться ещё одному нелёгкому делу: жить без любимого «Урала». Я очень буду стараться. Надеюсь, что у меня это получится… Пльзуясь случаем, хочу пожелать больших творческих успехов сегодняшнему коллективу конструкторов и испытателей, коллективу Торгового дома «АвтоУрал», в котором я в последние годы работал техническим советником генерального директора. А также здоровья и успехов всем заводчанам, с которыми я проработал долгие годы».
Юлия ПАПУЛОВА
|
назад |