свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 96 Уральский автомобиль Вторник, 7 сентября 2004 г.

РЕЙС «МИАСС—ТОРОНТО»

   Богат на одарённых людей наш родной город. С одним из них и состоялась наша встреча. Владимир Печёнкин — наш земляк. Личность незаурядная, но и не любящая бросаться в глаза. Помимо всего прочего он хорошо известен в шахматных кругах Миасса, его последним званием было — кандидат в мастера. Благополучно окончив один из престижных университетов Москвы, он продолжил учёбу в канадском городе Торонто.

   — Володя, ты учился в МФТИ, расскажи, пожалуйста, каким же образом очутился в Канаде?

   — В Москве я учился на факультете радиотехники и кибернетики, а кафедра уже тогда стала называться «Телекоммуникационные сети и системы». Сейчас она очень популярна, народ туда валом валит. Я делал диплом в ИППИ — это Институт проблем передачи информации. Шеф у меня был старой закалки — Владимир Рэмович Сидоренко. Он всю жизнь отдал науке, и у него было такое мнение, что российская наука переживает не лучшие времена. «Поэтому, — говорил он, — если хочешь грызть гранит науки дальше, езжай за рубеж». В первый год моей с ним работы я всерьёз подобные слова не воспринимал. Считал, что поступить на учёбу за границу просто нереально — кому я там нужен? Но потом, поговорив с друзьями (они и стали моими идейными вдохновителями), я понял, что это не так сложно, как кажется.

   — И это действительно было так?

   — Да, это было не так сложно. Но были два условия: первое — отличный английский. Второе — хороший диплом хорошего университета. Остальное являлось делом техники. Хотя, конечно, сбор необходимых документов потребовал серьёзных усилий, но, тем не менее, всё это было решаемо.

   — Очень важно было выбрать университет, в котором я хочу учиться, и человека, который будет меня курировать. В Канаде система такая: ВУЗы получают деньги от государства, эти средства идут на зарплату преподавателям, стипендии студентам и на развитие университета.

   — Вот прилетел ты в Торонто, и каковы были твои первые впечатления?

   — Да, первый раз впечатления сильные. Вышел, а там всё как в их «мувиках», фильмах то есть. Стоят два копа, один из них негр — точь–в–точь как из фильма. На таможне было весело, поскольку я не очень хорошо понимал, чего от меня хотят. Отвечал: «Да, да, нет, нет!» Вот так случайным образом и договорились. Мне оформили все бумаги и отпустили.

   — Какие экзамены ты сдавал, чтобы попасть в университет?

   — Это был тест по английскому языку, который включает в себя восприятие на слух, грамматику, чтение текста и написание небольшого эссе. На этот экзамен отводится около двух с половиной часов. Структура его известна, так что подготовиться не составляет большой проблемы. Экзамены платные, их стоимость тогда составляла 110 долларов США за один. Плюс я приобрёл пособие по подготовке за 300 рублей. А вот ещё одна причина, по которой я попал именно в Канаду: в США необходимо сдавать так называемый GRE (своеобразный экзамен для аспирантов). В вольном переводе — это тест на дебильность. Но если не знаешь английского, то этим дебилом и окажешься. Носители языка мне потом признавались, что они бы не сдали этот экзамен нормально, так как первая часть его очень сложная.

   Вбольшинстве канадских университетов GRE сдавать не нужно. Я потратил примерно год на то, чтобы выучить английский, и ещё два месяца специально готовился к тесту. И, когда я его сдал, то остался недоволен своим результатом. Хотя мне и этого хватило выше крыши. Максимальный балл при поступлении был 677, а почти все технические вузы признают 600 и выше. У меня же было 613, а университет Торонто хотел тогда 580.

   — Какие факультеты есть в университете Торонто?

   — Это большой вуз, в нём более двух десятков факультетов, на них учатся 50 с лишним тысяч студентов. Чтобы обойти кампус (студенческий городок) по периметру, нужно потратить около часа.

   — Ты платишь за учёбу?

   — Формально да. То есть мне каждый год начисляют определённую сумму. Получается забавно. Я получаю деньги и из них же плачу за обучение. В принципе, тех денег, что мне платит университет, мой профессор, да к тому же того, что я зарабатываю преподавательской деятельностью (преподавал цифровую обработку сигналов и вводный курс по оптоволокну), мне на жизнь хватает.

   — Как будет называться твоя специальность?

   — Моя дипломная работа называется: «Помехоустойчивое кодирование для оптоволоконных линий связи». Московский шеф очень сильно рекомендовал меня моему нынешнему научному руководителю Франку Кшишангу. И этот ход был удачным, поскольку в Северной Америке личные связи и рекомендации имеют огромное значение. Думаю, эта рекомендация и сыграла для меня ключевую роль. Франк как–то объяснил мне, как делается кандидатская в Канаде: «Представь, что ты — бегун, который «нарезает» круги по стадиону. А я стою на бровке и кричу: вперёд, вперёд, давай, давай!» — вот это и есть его роль. В принципе он и подскажет, и поможет. Раз в неделю я встречаюсь с ним и докладываю о своём прогрессе. Он верит мне на слово, поскольку знает, что это, в первую очередь, нужно мне. Я практически полностью ответственен за свою диссертацию. Он лишь мой куратор. После окончания я получу звание PhD, то есть доктора философии — это на канадский манер, а российским эквивалентом приблизительно является кандидат технических наук.

   — Каковы, на твой взгляд, минусы и плюсы Канады?

   — Навскидку сразу могу отметить две. Это плохая медицина и высокие налоги. Вся медицина там бесплатная. Клиникам запрещено принимать деньги от пациентов. В результате создаются огромные очереди и человек, нуждающийся в срочном лечении, может оказаться в безвыходном положении. Остаётся одно — ехать в Штаты, платить деньги и лечиться. Правда, кошелёк при этом прилично пустеет. Плюс качество услуг — доктора в Канаде неквалифицированные. А приезжим докторам нужно годами доказывать свою профпригодность. Часто заканчивается тем, что профессиональные врачи переквалифицируются, например, в таксистов. Вообще, существует ряд профессий, с которыми в Канаду ехать просто бессмысленно. И о налогах… высоки они оттого, что доброе канадское правительство выдаёт достаточно щедрое пособие по безработице, и люди могут жить прилично, не работая: может быть, на хлеб с икрой им денег и не хватит, зато на хлеб с маслом — легко. Деньги эти забираются у среднего класса в виде налогов. Плюсы в том, что это спокойная и красивая страна с низким уровнем преступности и высоким уровнем жизни.

   — За несколько лет учёбы у тебя наверняка набрался ворох интересных историй, поделись ими, пожалуйста.

   — Мои хозяева, у которых я поначалу жил, рассказали мне историю про енотов: «Знаешь, у нас тут еноты по ночам бегают, поэтому мы держим все двери закрытыми, иначе они забираются в дом и всё съедают, переворачивая при этом всю кухню». Енот, оказывается, такой здоровый зверь. Один взрослый экземпляр в состоянии завалить трёх котов одной левой.

   А вот ещё одна веселая история. В нашем студенческом городке живёт множество белок, и при въезде в него висит шестиугольный знак «Стоп», а чуть ниже на нём же написано «кушающие животные». Правда, если прочитать эту фразу по всем правилам английского языка, получится следующее: «Перестаньте есть животных!»

   — Володя, расскажи, пожалуйста, о наиболее интересных для тебя праздниках?

   — Главный праздник канадцев — Рождество. Праздник считается семейным, хотя могут быть приглашены близкие друзья и родственники. Помню, к моей хозяйке как–то пожаловал чуть ли не весь Торонто — только родственников человек 15. Они подарки разбирали часа два. Даже я без презентов не остался: мне подарили будильник, поскольку я постоянно жаловался на то, что регулярно просыпаю, и свитер. И я, разумеется, тоже что–то им подарил. Это, пожалуй, единственный праздник, когда закрыто почти всё. Потому желательно заблаговременно наполнить холодильник!

   Её очень интересный праздник — это Хэллоуин. В принципе он считается детским. Дети очень любят наряжаться в костюмы, ходить по домам, рассказывать байки и зарабатывать за это сладости. Взрослые тоже не отстают от детей…

   — Володя, и напоследок, какое для тебя самое лучшее место на земле?

   — После озера Тургояк — Ниагарский водопад. Там можно стоять вечно.

   


Алёна СТАТОВА



назад


Яндекс.Метрика