свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 95 Уральский автомобиль Суббота, 4 сентября 2004 г.

НА ЛёГКОЙ ДОРОГЕ ЗВЕЗДЫ НЕ НАЙТИ

   — И самому не верится… Полвека пролетело… Кажется, вчера всё начиналось.

   Александр Дмитриевич Овинов задумчиво смотрит в распахнутое окно. А там растекается во всех красках и многоголосии предосенний день, обычный, один из многих. Синее небо, белые облака, корпуса завода, сплетенья труб, рокот проезжающих мимо «Уралов»… О чём задумалось ему, что вспомнилось? Может, детство, что тонкой паутинкой утекло в даль невозвратную? Или непростые годы учёбы? А вдруг тот первый день, прожитый в Миассе, из придонья памяти выплыл? Вовсе не просто возвращаться по пройденной дороге обратно, даже в мыслях, вороша воспоминаниями былые дни. Сильнее сердце начинает биться, влага на глаза сама по себе набегает, и душа непонятно от чего свою грусть–печаль заводит.

   Тетьего сентября исполняется ровно пятьдесят лет, как начал работать на Уральском автомобильном заводе инженер–теплотехник Овинов. И было ему тогда, в 1954–м, 23 года. Сегодня Александру Дмитриевичу — 73. И он продолжает служенье «Уралам» в должности помощника генерального директора ОАО «УралАЗ–Энерго». Вот написал эти строки и тем самым загадку себе непростую задал. Почему так в жизни получается? У одного вся трудовая книжка до предела исписана. У другого — за пять десятков лет единственная запись в ней. А как же соблазны, предложения, поиск лучшей доли, охота к перемене мест?

   — Скрывать не буду, и меня манили. В Челябинск звали, в Свердловск, на институтскую кафедру.

   Тлько никуда из Миасса не поехал А. Д. Овинов. И сегодня, оглядываясь на пройденный путь, вслушиваясь в себя, ни о чём Александр Дмитриевич не жалеет. Всё вышло так, как судьбе угодно было. Работа радость приносила, друзей расширялся круг, завод на глазах менялся.

   Дстичь всего в жизни трудом, только упорством себе путь пробивая, всем напастям вопреки. Это и про него, Александра Дмитриевича, сказано. Верхнеуральск, трудное военное детство. Осталась в памяти вот эта беда. Наводнение погубило зимний припас картошки. Довелось и лебеды попробовать. Свердловск, учёба в Уральском политехническом институте. Металлургический факультет выбрал из–за того, что там стипендию платили больше. На помощь из дома рассчитывать не приходилось, в семье подрастали брат и две сестрёнки. Александр первым в роду Овиновых получил высшее образование. Правда, отец об этом так и не узнал, он умер, когда старший сын учился на втором курсе. В годы студенчества выручала повышенная стипендия. Так и жил все пять лет, никому не завидуя. Кстати, в то же время, в начале 50–х годов, на строительном факультете УПИ обучался Борис Ельцин, будущий первый президент России. Его все в институте знали: видный парень, волейболист, мастер спорта, заводила. Никому, и даже самому Борису, неведомо было другое — что выйдет из студента Ельцина, какой след он оставит в истории страны.

   Вт сданы последние государственные экзамены, получен «красный» диплом инженера–теплотехника, настала пора брать в руки немудрёные вещички да в путь–дорогу отправляться. Овинову, поскольку учился он на отлично, предложили одно из четырёх мест: Свердловск, Челябинск, Ижевск, Миасс. Выбор пал на самый маленький город. Почему именно так?

   — К той поре уже женатым стал, вот мы с Ритой, она закончила химико–технологический факультет, решили — поедем в Миасс. Город этот нам нахваливал один преподаватель. Отсюда нам ближе дорога и до Верхнеуральска была, там мама проживала.

   Вте годы Миасс являлся миру совсем иным, чем ныне. И градообразующее предприятие тоже. Проспект имени Сталина, завод имени Сталина… Мотовоз, доставляющий работников из старой части города. Мрачные корпуса. Кочегары, лопатами бросающие уголь в топки печей. Чёрный дым. Съезжающие с главного конвейера «ЗИС–5» и газогенераторные автомобили «ЗИС–21А»…

   Млодого специалиста по части металлургической энергетики определили инженером по печам в теплосиловой цех. Овиновым сначала выделили место в общежитии, потом комнату в коммунальной квартире дали. В двух других тоже поселились молодожёны — Скарлыгины и Купершляк. Так и жили, почти коммуной, варили вместе обеды, помогая друг другу копейкой. В 1958 году семья Овиновых получила отдельную квартиру. Обустроились, обжились, и поехал Александр Дмитриевич за мамой, чтобы жила рядом с ним. А год тот запомнился вот ещё чем. Завод начал выпускать знаменитую «Эмку» — «УралЗИС–355М».

   Эергичного молодого специалиста, который отличался нешаблонным техническим мышлением и чувством высокой ответственности, конечно же, заметили. 1955 год — А. Овинов становится начальником техчасти теплосилового цеха. 1958 год — его назначают заместителем начальника этого же цеха. 1962 год — А. Овинову доверяют ответственную должность заместителя главного энергетика завода. 1966 год — Александр Дмитриевич становится заместителем главного инженера предприятия. И 27 лет занимает эту должность, отвечая за механико–энергетическую службу завода. С 1993 года и по сей день — помощник генерального директора ОАО «УралАЗ–Энерго».

   Првая инженерная работа Александра Дмитриевича была связана с переводом печей литейных цехов с угля на мазут. Для того времени очень важная перемена. Исчезла необходимость кидать уголь в топку, потом золу убирая. Очень важный этап в жизни А. Д. Овинова связан с газификацией завода. Паровое отопление сменило водяное. Улучшились условия труда. При нём проводилась реконструкция ТЭЦ, возводились корпуса новых цехов — четвёртого литейного, главного конвейера, модельного. Много чего на веку довелось повидать инженеру Овинову, в больших делах автозавода принимая участие. Но главное везение своё Александр Дмитриевич видит в людях, с кем рядом работал, от кого ума–разума набирался. Среди них — бывший главный энергетик завода Аркадий Моисеевич Свищёв, работавшие когда–то заместителями главного энергетика Лев Израилевич Делятицкий, Геннадий Алексеевич Саломатин, бывший начальник теплосилового цеха Иван Михайлович Аверьянов, бывшие директора завода Виктор Алексеевич Гурушкин, Николай Григорьевич Жугин, Виктор Васильевич Трубеев. Оставил след в жизни и Борис Васильевич Звездин, более двадцати лет проработавший главным энергетиком предприятия, начавший свой путь служения заводу простым электромонтёром.

   — И сегодня мне посчастливилось работать в интересном коллективе. Наш генеральный директор Сергей Александрович Понамарёв — человек большой эрудиции, оперативно реагирует на требования времени. Его заместители Владимир Николаевич Бартош, Павел Васильевич Попов являются специалистами высочайшей квалификации. Главный экономист Светлана Анатольевна Козулина, главный бухгалтер Любовь Ивановна Выскребенцева обладают большим объёмом знаний. С такими людьми приятно и интересно работать.

   Влад Александра Дмитриевича в развитие завода не остался не замеченным. В марте 1976 года его наградили орденом Трудового Красного Знамени, в апреле 1984 года среди других наград появилась медаль «Ветеран труда». А ещё — множество благодарностей, премий, знаков, почётных грамот.

   — Мне всегда было интересно работать. Так получилось, что годы моей деятельности связаны с пиком расцвета и славы завода. Переходы на изготовление «Уралов» новых модификаций требовали технического перевооружения производства. Преображались старые цехи, строились новые. Особенно запомнились 60–70-е годы, когда автозавод выпускал «Урал–375».

   Рссказ об Александре Дмитриевиче будет неполным, если ничего не сказать о Маргарите Николаевне, его жене. Она более сорока лет проработала в отделе главного металлурга, начала инженером–исследователем, затем стала руководителем лаборатории металлопокрытий, многое сделала для внедрения новых технологий в термических цехах завода. В декабре прошлого года Овиновы отметили 50–летие семейной жизни.

   — Я бесконечно счастлив тем, что в жизни встретилась такая замечательная жена. Спасибо ей за всё. И за воспитание детей, и за ведение хозяйства.

   Снекоторых времён Александр Дмитриевич Овинов завёл для себя такое правило — ходить на работу пешком. Вот идёт ветеран по заводу, и на каждом шагу встречаются ему памятные места. Цеха моторный, мостов, потом литейный, далее — агрегатный корпус. И везде осталась частица его труда. Наверное, это и есть счастье. Вот так, идти утречком на работу и замечать те перемены, что произошли за десятилетия на заводе. И чувствовать к этим переменам свою причастность. Вот пройден путь к заводской проходной длиною в пятьдесят лет. Всякое бывало, хватало трудностей. Но нет у Александра Дмитриевича сожалений, ничего не хочется исправить. Дороги бывают разные. Большие, малые, освещённые, тёмные, грунтовые, асфальтированные… Кому какая выпадет на роду. Но только точно известно одно. На лёгкой дороге звезды не сыскать.

   


Владимир ЗУБКОВ



назад


Яндекс.Метрика