свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 93 Уральский автомобиль Вторник, 31 августа 2004 г.

БОРИС ГРИШАЙ: «НАС С ЗАВОДОМ СВЯЗЫВАЮТ УЗЫ СОТРУДНИЧЕСТВА»

   Весте со всеми, кто в нашей стране учит и учится, День знаний отмечает и машиностроительный факультет Миасского филиала Южно–Уральского государственного университета, который в нынешнем сентябре начинает свой 51–й учебный год.

   Дканом факультета два года назад был назначен Борис Гришай. Выпускник физико–математического факультета УрГУ, он в ГРЦ «КБ имени академика В. П. Макеева» прошёл путь от рядового инженера до начальника отдела. Часть его служебной карьеры связана с нашим заводом. В наставники студенческой молодёжи ушёл с должности начальника управления системных исследований НТЦ.

   — Борис Николаевич, как известно, именно машиностроительный факультет положил начало Миасскому филиалу старейшего в регионе вуза, чья репутация в подготовке инженерных кадров неоспорима. И все эти годы, какие бы перемены в окружающей нас действительности ни происходили, контактировал с автозаводом.

   — Я думаю, со временем узы нашего сотрудничества станут только крепче.

   Её одно тому подтверждение — новые

   совместные решения, отвечающие взаимным интересам. В связи с высвобождением

   из производственного цикла завод передаёт нам 24 единицы технологического оборудования. Мы задумали организовать свой

   производственно–учебный комплекс. Он

   займёт примерно 700 квадратных метров площади в здании по улице 8 Июля, 10а. Там сейчас завершается ремонт, почти «евро». Это целый комплекс, который будет задействован в учебном процессе всех наших машиностроительных специальностей. Параллельно решается вопрос о пополнении

   уже имеющегося оборудования, о доукомплектовании учебных кабинетов инструментом, оснасткой. Вызвано это тем, что прежнее оборудование, которым нас также снабжал автозавод, уже изрядно устарело, было неполным. Я надеюсь, что завод поможет нам осуществить и пусконаладочные работы, в том числе наладку станков с ЧПУ. Мы благодарны за помощь заместителю начальника отдела промышленной электроники Борису Александровичу Абрамову.

   Онащение машиностроительного факультета оборудованием — одно из приоритетных направлений нашей совместной деятельности. Причём, в этом заинтересованы и вуз, и предприятие. Студент приобретает навыки работы, быстрее адаптируется к условиям завода.

   — На ваш взгляд, нет ли здесь противоречия, ведь молодой специалист, получив диплом, идёт отнюдь не к станку, а занимает, как правило, инженерную должность.

   — Инженер, который сам постоял за станком, согласитесь, лучше понимает рабочего, имеет более чёткое и реальное представление о производственном процессе. Помимо познания техники, мы параллельно с ОАО «АЗ «Урал» решаем и ещё одну проблему. Предприятие материально стимулирует своих работников — студентов очно–заочной (вечерней) и заочной форм обучения, компенсируя им в зависимости от успеваемости до 70 процентов платы за учёбу. Наличие нового оборудования откроет возможность подработать другим способным, но малообеспеченным студентам. Мы хотим, чтобы они сами зарабатывали себе на учёбу, выполняя определённое производственное задание, согласно заводской программе. Разумеется, это приобщало бы их к трудовой, технологической дисциплине. Думаю, что мы найдём с автозаводом общее решение этого вопроса. Может быть, в структуре кафедры технологии производства машин это будет студенческий производственный участок, куда ребята получат направления по рекомендациям заведующих кафедрами и деканата. Практически по всем нашим вопросам мы находим полное взаимопонимание с генеральным директором завода Виктором Христофоровичем Корманом, его первым заместителем Виктором Сергеевичем Кадылкиным, директором по персоналу, социальным программам и информационным технологиям Сергеем Александровичем Фёдоровым, который нас курирует, директором производства оснастки и инструмента Александром Борисовичем Шарышевым и многими другими представителями топ–менеджмента завода. Большая им за это благодарность. Это и есть настоящая забота о завтрашнем дне.

   П примеру автозавода с нами сейчас начинает сотрудничать и «Уральская кузница» из Чебаркуля.

   — Системы распределения, как известно, в отечественных вузах давно не существует. И всё же, поскольку машиностроительный факультет с самого начала ориентирован на автозавод, предприятие кровно заинтересовано в том, чтобы выпускники пополняли его подразделения. Возникают ли у потенциальных молодых специалистов проблемы с трудоустройством?

   — Как правило, свои обязательства завод выполняет неукоснительно. Если и возникают недоразумения, мы их зачастую улаживаем одним телефонным звонком. Место находится всем нашим выпускникам. Тем более, руководство предприятия взяло курс на омоложение кадров. Молодёжи предназначен целый ряд социальных программ, нацеленных на закрепление способных перспективных новичков на заводе. Сложность, однако, заключается в том, что градообразующему предприятию сегодня приходится выдерживать очень серьёзную конкуренцию с множеством других фирм среднего и малого бизнеса, куда зачастую уходят работать наши выпускники.

   — Известно, что уровень подготовки ребят, поступивших в университет на бюджетной основе, выше, чем у так называемых «контрактников». Не осложняет ли это работу преподавателей?

   — Чтобы снивелировать контраст, у нас существует система предвузовской подготовки. Кроме этого, многое зависит от того, насколько сильно желание студента получить высшее образование. Ни один преподаватель никогда не откажется проконсультировать студента, разъяснить наиболее сложные разделы учебного материала. Усидчивостью и трудолюбием можно многого добиться, это очень ценные качества. Я считаю, что с одной стороны и хорошо, что высшее образование стало более доступным. А с другой от преподавательского состава в этих условиях требуются новые подходы к организации учебного процесса, чтобы не снизить уровень качества подготовки специалистов. И в этом направлении делается немало.

   Ктати, никакой поблажки студентам, поленившимся тщательно подготовиться к сессии, в нашем университете не существует. Мы можем отсрочить время сдачи экзамена, позволить сдавать материал частями, разрешить повторить курс. Но если ситуация безнадёжная, отчисление неизбежно. Независимо от того, на какой основе учится студент.

   — Сейчас, как известно, практикуется и дистанционное обучение школьников и студентов. И всё чаще раздаются голоса, что со временем потребность в преподавателе исчезнет совсем. Вы разделяете такую точку зрения?

   — Я думаю, вряд ли когда–нибудь такое произойдёт применительно к машиностроительным специальностям. Дистанционное обучение, скорее всего, сохранится как вспомогательное или практикуемое по гуманитарным дисциплинам и специальностям. И главной в учебном процессе всегда останется личность Учителя.

   Унас сильный преподавательский состав. И есть возможность для научного роста. В прошлом году с блеском защитил кандидатскую диссертацию преподаватель физики Михаил Анатольевич Бабкин. Причём его статьи по теме диссертации публиковались в самых престижных журналах России. Кандидатские диссертации подготовили также Евгений Николаевич Слесарев, отмеченный автозаводом как лучший преподаватель, Дмитрий Геннадьевич Демьянов. Работу над докторскими диссертациями завершили Валентин Ефимович Андреев и Сергей Геннадьевич Чинёнов. Стремление к профессиональному и научному росту мы всячески поддерживаем, создаём своим сотрудникам необходимые условия. К этому нас обязывает высокий статус ЮУрГУ, который по официальному рейтингу занимает девятое место среди 681 российского вуза.

   — Вот и наступил у студентов новый учебный год. Чем он характерен для вашего факультета?

   — В этом году мы открыли новую специальность — «Промышленное и гражданское строительство». Набор двух групп на очную форму обучения фактически состоялся. В этом году мы также сделали заявку на введение в следующем году специальности «Стандартизация и сертификация». Теперь предстоит получить лицензию, пройти через многие московские инстанции. Специальность эта нынче очень востребована. В том числе на автозаводе и на других предприятиях города. Экономика страны выходит из кризиса, постепенно обретая стабильность. У нас есть хороший задел по новейшим технологиям и перспективные планы по их реализации, над чем успешно работает творческий коллектив, созданный и возглавляемый заведующим кафедрой естественных наук и математики Сергеем Николаевичем Кравченко.

   Ве наши планы и начинания всегда находят поддержку и понимание руководства ЮУрГУ. Уместно отметить, что своим развитием машиностроительный факультет и филиал в целом во многом обязаны высоким деловым, организаторским и профессиональным качествам его директора Игоря Вячеславовича Войнова.

   — Борис Николаевич, вы, наверное, иногда мысленно сравниваете нынешнее поколение студентов со своими сокурсниками. В чью оно пользу?

   — Пожалуй, я бы отдал приоритет сегодняшним студентам. У них сейчас больше возможностей для реализации своего интеллектуального и творческого потенциала. Посмотрите, насколько развита сейчас техника, как прекрасно ребята разбираются в новейших технологиях, каким объёмом информации они располагают, каков у них уровень эрудиции! Хотя моему поколению нередко кажется, что за время реформ, смены идеологии и нравственных ориентиров молодёжь в какой–то степени утратила чувство долга и ответственности перед обществом. Однако чего греха таить: и соблазнов у нас было меньше. Хотя это вечная тема отцов и детей…

   — 1 сентября в России по не столь уж давней традиции является Днём знаний. Как его намерен отмечать ваш университет?

   — Мы приглашаем немало гостей. В том числе и руководителей ОАО «АЗ «Урал», города, строительных организаций. Обязательно чествуем первокурсников. У нас этот праздник обычно проходит очень торжественно.

   Пздравляю с Днём знаний, с началом учебного года своих коллег и студентов. Желаю успехов в работе и учёбе, решимости в преодолении трудностей на нелёгком пути познания. Народная поговорка о горьком корне учения и сладости его плода всегда звучит свежо и актуально.

   Иещё. Напоминаю тем, кто пока не сделал свой выбор, что приём на все специальности и формы обучения продолжается до 1 октября. Добро пожаловать на машиностроительный факультет ЮУрГУ, одного из самых престижных вузов России!

   


Ольга БЕЛЯКОВА



назад


Яндекс.Метрика