свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 91 | Четверг, 26 августа 2004 г. | |
НАША СТРАТЕГИЯ — ЛИДЕРСТВО НА ЦЕЛЕВЫХ РЫНКАХ Отом, как сегодня живёт Уральский автозавод — в интервью с генеральным директором АЗ «Урал», директором дивизиона «Большегрузные автомобили» холдинга «РусПромАвто» Виктором Корманом. — Виктор Христофорович, одной из сенсаций на грузовом авторынке страны в нынешнем году стало то, что АЗ «Урал» изготовил опытные образцы дорожных автомобилей. Как давно созрело решение о необходимости такого шага? — Необходимость такого шага очевидна, и она продиктована рыночными реалиями. Занимаясь выпуском только внедорожных автомобилей, Уральский автозавод оказывается в достаточно узком рыночном сегменте, с ограниченным числом потребителей. Таким образом, существует риск, напрямую зависящий от платежёспособности наших клиентов и оказывающий серьёзное влияние на нашу производственно–экономическую деятельность. Приступив к выпуску автомобилей дорожной гаммы, мы рассчитываем расширить круг своих потребителей и повысить устойчивость работы АЗ «Урал». — Но в данном рыночном сегменте присутствуют достаточно серьёзные компании, которые специализируются на выпуске дорожных автомобилей десятки лет. За счёт чего вы собираетесь конкурировать с ними? — Только за счёт продвижения на рынок более качественного, надёжного и ликвидного продукта. В этом состоит суть нашей политики. Хочу особо подчеркнуть, что автомобильный завод «Урал» не будет вести недобросовестную конкуренцию по отношению к другим компаниям. Я считаю рынок дорожных автомобилей в России и странах СНГ достаточно широким для того, чтобы на нём хватило место для всех предприятий. По нашим расчётам, ёмкость дорожного сегмента в ближайшем будущем увеличится. Могу ответственно заявить, что АЗ «Урал» намерен этот прирост «закрыть» своими автомобилями. — Очевидно, для реализации такого масштабного проекта понадобилось немало усилий и времени? — Новый автомобиль — результат синергетического эффекта, который автомобильный завод «Урал» получил при вхождении в «РусПромАвто». В конструкции грузовика используются современные комплектующие других предприятий холдинга. Внутрихолдинговая кооперация позволила оптимизировать затраты и в кратчайшие сроки подготовиться к выпуску нового продукта. — Насколько быстро АЗ «Урал» сможет приступить к выпуску дорожных автомобилей? — Достаточно быстро. Опытно–промышленная партия новых грузовиков появится уже в ноябре–декабре. А в следующем году, надеюсь, дорожные «Уралы» станут частыми и узнаваемыми гостями на дорогах России. — Хватит ли предприятию для этого производственных мощностей? — Хватит. Производственные мощности завода по–прежнему позволяют выпускать порядка 16 тысяч автомобилей в год — при двухсменном режиме работы. В нынешнем году, увеличивая объём производства на 20 процентов, мы рассчитываем собрать 8010 грузовиков. Сами видите, что места для дорожных автомобилей в производственной программе АЗ «Урал» предостаточно. — Поговорим о традиционном продукте АЗ «Урал» — внедорожниках. Как обстоят дела с их реализацией? — Дела обстоят хорошо. Приведу несколько цифр. За шесть месяцев 2004 года АЗ «Урал» реализовал 3902 грузовика. Это на 37,7 процента больше, нежели за аналогичный отрезок прошлого года. Отмечу, что за рассматриваемые периоды времени на рынке не произошло серьёзных изменений: ни положительных, ни отрицательных. — Тогда за счёт чего удалось добиться положительной динамики? — Это произошло за счёт тотального усиления работы с потребителями — прежде всего, на внутреннем рынке. Во–первых, мы возобновили практику встреч лицом к лицу с заказчиками: с представителями «Газпрома» провели трёхдневное совещание в Миассе, к таким корпоративным клиентам, как «Сургутнефтегаз», «ТНК» и другие, выезжали наши топ–менеджеры. Мониторинг этих встреч оказался очень полезным. Во–вторых, я считаю, что рынок отреагировал на те многочисленные технические усовершенствования в конструкции автомобиля «Урал», которые произведены за последний год. Перечислить все не хватит газетной площади. Но все изменения направлены на укрепление славы автомобиля «Урал» — как надёжного грузовика с высокой проходимостью, солидными возможностями и большим ресурсом. И, наконец, в–третьих, более эффективно стала работать наша дилерская сеть. Мы повысили ответственность за рассмотрение гарантийных претензий и своевременность устранения выявляемых дефектов. — Это означает, что, приступив к освоению дорожной ниши, АЗ «Урал» не собирается покидать внедорожный сегмент? — Совершенно верно. Прежде всего, мы не имеем морального права покидать внедорожный сегмент. Если вы помните, «Урал» проектировался как военный автомобиль. Он и сейчас остаётся, в первую очередь, идеальным армейским грузовиком. Это не бравада, а мнение огромного количества военных, чьи жизни были сохранены благодаря автомобилю «Урал». Поэтому перманентное совершенствование военных грузовиков, которое мы осуществляем, — это выполнение задач общегосударственного масштаба. Коме того, наш грузовик уже в постсоветское время стал «своим парнем» у предприятий нефтегазодобывающего комплекса и других отраслей народного хозяйства. На базе автомобиля «Урал» устанавливаются сотни видов специальной техники. И отвернуться от наших традиционных потребителей в угоду новой рыночной ниши было бы неправильно. Поэтому мы намерены гармонично развивать оба направления деятельности, без неуместного разделения их на более или менее приоритетные. — Тогда почему у предприятия на современном этапе так разительно отличаются объёмы производства и объёмы реализации? — Секрет прост. К сожалению, мои предшественники допустили образование разрыва интересов между блоками производства и реализации. В результате этого в отделе сбыта АЗ «Урал» скопилось 1700 нереализованных грузовиков. Экономически грамотные люди прекрасно понимают, что работа «на склад» — это нерыночная политика. Поэтому одним из первых решений, принятых мной после прихода к руководству предприятием, был возврат к позаказному методу планирования. Это означает, что при закладке на конвейер каждый автомобиль уже имеет своего конечного потребителя. Пка нам приходится искусственно сдерживать объёмы производства автомобилей «Урал». Причина понятна: нам крайне необходимо избавиться от излишка грузовиков в отделе сбыта, «разморозив» таким образом часть оборотных средств. Решив эту проблему, мы увеличим объёмы производства и сравняем их с объёмами продаж. –– Давайте поговорим о качестве. Каковы последние достижения в этом направлении? — Придя к руководству, наша команда сразу поставила решение этой проблемы во главу угла. Полгода активных действий в этом направлении позволили снизить количество внешних претензий в два раза. Мы не собираемся почивать на лаврах: ужесточаем контроль, повышаем материальную и моральную заинтересованность работников в выпуске качественного продукта. Ситаем, что хорошим фундаментом для повышения экономической эффективности станет внедрение на автомобильном заводе «Урал» принципов «бережливого производства» (lean manufacturing). Первопроходцем в этих вопросах в холдинге «РусПромАвто» стал ГАЗ, добившийся впечатляющих результатов за короткий отрезок времени. Мы провели эксперимент на главном конвейере, и полученный эффект вдохновил нас на масштабное внедрение этих принципов на всех заводских поточных линиях. Я уверен, что, сделав ставку на повышение эффективности производства, мы пошли верным путём. Потому что в конечном итоге от этого выиграют все: и потребители, и автомобильный завод «Урал», и страна, чей автопром докажет свою состоятельность вопреки мнениям псевдоаналитиков.
Дмитрий ФЕДЕЧКИН
|
назад |