свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
Четверг, 17 января 2002 г. № 5 | ||
А КТО ЗАПЛАТИТ ЗА «РЕФОРМЫ»? Рссии в наследство от СССР достались не только две главные беды — дураки и дороги, но и разрушенное коммунальное хозяйство. В начале ХХI века 350 малых городов не имеют водопровода, 900 — канализации, 400 — сетей газоснабжения. А там, где есть, все это находится в таком состоянии! Сегодня коммунальные службы, неэффективные от природы в силу своего монопольного положения и привычке бесконтрольно тратить бюджетные деньги, испытывают настолько серьезные трудности, связанные с колоссальным износом фондов, что это грозит уже целыми жилищно-бытовыми катастрофами. Спасать население от катастроф предложено самим себя — за счет оплаты в полном объеме жилищно-коммунальных услуг. Ее в 1995 году Борис Ельцин подписал знаменитый указ N№ 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», где определил единственным регулятором федеральное правительство. Бывший в то время премьером Виктор Черномырдин выпустил аналогичное правительственное постановление. Стех пор и началась гонка по повышению тарифов, в которой население всегда остается в проигрыше: государству требуются налоги, оно разрешает монополистам поднимать тарифы, рост которых всегда сопровождается ростом инфляции. Стоит вырасти инфляции, как монополисты начинают жаловаться, что у них возросли затраты и требуется новое повышение тарифов. В итоге в выигрыше все, кроме населения. Для сравнения: в «либеральнейших» Соединенных Штатах Америки любое повышение тарифов монополистами более чем на 1 (один) процент, утверждается конгрессом! Авторами российской коммунальной реформы придумано уже столько, что создатели мыльных опер и детективных сериалов могут только позавидовать. Все последние годы мы жили с убеждением, что время оплачивать 100% коммунальных услуг наступит в 2008 году. Закон не отменен, но не действует, зато вовсю работает подзаконный акт (то самое постановление Черномырдина), и еще одно постановление — о переходе к 100-процентной оплате к ...2004 году. Согласно пожеланиям, высказанным президентом в его ежегодном послании, этот срок снижен до 2003 года. Нчто похожее наблюдается и на региональном уровне: областная программа реформирования ЖКХ, предусматривающая введение в этом году 70-процентного порога оплаты, не отменена, но в принимаемом областном бюджете явочным порядком введено уже 90 процентов! При этом с повышением тарифов тесно увязывается вопрос предоставления субсидий: не повысит наш город уровень оплаты до 90 процентов — не получит Миасс дотаций. Подобное двоемыслие, во многом, конечно, вынужденное: с каждым годом федеральный центр все больше забирает региональных доходов, регионы — местных. Но крайним опять остается население: ведь до принятия областного закона о прожиточном минимуме (практически единственном основании для защиты малоимущих граждан) мы так и не дошли! Ряд территорий еще сопротивляется: Челябинск пока оставил планку в 65 процентов, в Златоусте, поднявшим ее, как и мы , до 90 процентов, депутаты уже приостановили свое решение — до проверки обоснованности предлагаемых тарифов. Мого интересного предстоит еще впереди: кроме повышения тарифов в ближайшем будущем должна пройти приватизация предприятий ЖКХ, которые сейчас являются монополистами. В итоге после новой приватизации мы можем получить не только разорительные тарифы, но и «новых естественных монополистов» с безграничными аппетитами. Пошедшие недавно парламентские слушания в Государственной Думе подтвердили всю сложность ситуации. Государство призналось, что является одним из основных разрушителей жилищно-коммунальной сферы — его долги перед предприятиями отрасли за уже выполненные услуги составляют 100 млрд. рублей. Дя того, чтобы не завязнуть в жилищно-коммунальной клоаке, еще предстоит добиться справедливого распределения финансового бремени реформы между предприятиями ЖКХ, населением и бюджетами разных уровней; проведения демонополизации предприятий ЖКХ и введения конкуренции; создания эффективных служб жилищных субсидий. Пактически все реалии жилищно-коммунального хозяйства можно увидеть в нашем городе, многие из них мы осветили сегодня в теме номера. Во многом еще предстоит разобраться: как изменится система выдачи жилищных субсидий и как пойдет развитие конкуренции в жилищно-коммунальной сфере (зачатки которой мы наблюдаем в Западном округе), создание ТСЖ и кондоминимумов, установка счетчиков... Так что эту тему мы не закрываем.
Константин НЕДОПЕКИН.
|
назад |