свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 90 Уральский автомобиль Вторник, 24 августа 2004 г.

ТУРГОЯКСКАЯ ВОЛНА КАЧАЛА ЯХТЫ

   Чтыре дня, с 19 по 22 августа, жемчужина нашего края — уникальное озеро Тургояк принимало гостей, съехавшихся на международный матч–рейс, где разыгрывался Кубок Игоря Короткевича. В эти дни погода не очень–то баловала спортсменов: в пятницу над Тургояком разразилась нешуточная гроза и из разверзшихся небес хлынул короткий ливень. Правда, после него ещё ароматнее и свежее стал воздух, в котором висел терпкий хвойный запах. А на фоне свинцовой воды озера и затянутого тучами неба, словно белые чайки, «светились» паруса шести яхт, участвовавших в регате.

   Вдень открытия соревнований на дно Тургояка легла плита в память организатора и идейного вдохновителя яхт–клуба «Чайка», который строил и развивал один из самых молодых в уральском регионе яхт–клубов, — Игоря Короткевича.

   Прусная регата международного уровня в нашем городе проходила впервые. До этого яхтсмены «Чайки» проводили любительские соревнования в честь дня рождения клуба.

   — С 2002 года мы впервые традиционные соревнования объявили, посвящёнными памяти первого президента и нашего товарища Игоря Короткевича, — сказал Евгений Берсенёв, тренер детской команды яхт–клуба «Чайка». — Осенью того же года мы вступили в ассоциацию яхтсменов Челябинской области, которая является коллективным членом Всероссийской федерации парусного спорта. ВФПС входит в Международную парусную ассоциацию, под эгидой которой проводятся все официальные соревнования по парусному спорту. Вступив в ассоциацию, мы вошли в мировой яхтинг. Яхтсмены Челябинской области, участвующие в матчевых гонках в Снежинске, Озёрске и Магнитогорске, предложили нам проведение матч–рейсов на базе нашего клуба. Побывав на более серьёзных соревнованиях, мы поняли, что до этого времени были не яхтсмены, а туристы. Начали тренироваться, учить правила, а они, кстати, гораздо сложнее правил дорожного движения.

   Впрошлом году мы провели открытый чемпионат области по парусным гонкам. Приехавшие гонщики и судейская коллегия, увидев наши яхты и акваторию озера, сказали, что здесь нужно проводить как минимум чемпионат России. За зиму к имеющимся четырём яхтам подготовили ещё две. В июне этого года провели открытый чемпионат области на кубок нашего уникального озера Тургояк. Во время него было принято решение: сделать Кубок Тургояка традиционным чемпионатом Челябинской области.

   Вэтом году по решению Федерации парусного спорта России было принято решение о проведении на озере Тургояк на базе яхт–клуба «Чайка» международных соревнований яхтсменов.

   Иначально велись переговоры со спортсменами из Швеции, Польши, Новой Зеландии, Австрии, Белоруссии. Но приехать смогли вместо четырёх иностранных команд три: две из Польши, одна из Новой Зеландии. Вместо шведского экипажа на старт вышли миасцы. А всего в соревнованиях приняли участие двенадцать экипажей. К уже названным нужно добавить команды из Москвы, Екатеринбурга, Снежинска, Магнитогорска и ещё один миасский экипаж.

   Взаключительный день соревнований, воскресенье, на берегу собралась небольшая группа болельщиков. Вообще, нужно сказать, парусная регата не очень зрелищный вид спорта, потому что соревнующиеся находятся на приличном расстоянии от берега, и зрителям, тем более неискушённым, очень трудно понять, что происходит между яхтами.

   Вскресный день, особенно вторая его половина порадовал и участников соревнований, и гостей. Изумрудные волны лесистых хребтов Южного Урала плавно переходили в зелёно–голубую рябь озера, по которому скользили белоснежные яхты с логотипами предприятий–спонсоров, в числе которых и логотип «УралАЗ».

   Гнеральным спонсором международной парусной регаты, как и прежде, было производственное объединение «ТРЕК». В этом году спонсорскую поддержку в её проведении оказали автомобильный завод «Урал», Сбербанк России, маркетинговая компания «Графика», страховая компания «Южурал–АСКО», «Стальинвест», «Люкс–вода». Информационную поддержку спортивному мероприятию оказывали две местные телекомпании — «Миасс ТВ» и «Экран ТВ», областные — «Южный Урал» (Челябинск) и «Ермак» (Екатеринбург).

   Иак, я уже сказала, что наблюдать за ходом соревнований с берега очень сложно, но и с близкого расстояния, если ты дилетант, понять происходящее не просто без дополнительных пояснений специалиста.

   …На белоснежном катере мы мчимся к месту старта. По сигналу стартового судна яхты сходятся для дуэли в предстартовую зону. Четыре минуты они борются за лучшее место на старте.

   Псле сигнала «Старт открыт» яхты пересекают стартовую линию и выходят на дистанцию гонки. Евгений объясняет, что происходит на дистанции. Вот яхты прошли стартовую линию. Приближаясь к бую, они вынуждены идти «в лавировку», то есть галсами подставлять то правый, то левый борт. Между яхтсменами разыгрывается нешуточная борьба — пытаются закрывать друг другу ветер. В пылу спортивной борьбы они часто нарушают правила, которые, как я уже говорила, в парусном спорте самые сложные.

   Могое из объяснений Евгения не сразу доходит до понимания, всё–таки на подобных соревнованиях присутствую впервые. Больше всё воспринимается на эмоциональном уровне: чистый воздух, прозрачная вода, бесконечные лесистые перекаты гор и прекрасные яхты, разрезающие тургоякскую волну. Кстати, Евгений Берсенёв говорит, что в отличие от гонок, проходящих на море, наше озеро имеет для соревнований по парусной гонке свою специфику: здесь высокие берега, неровный ветер, который более–менее начинает дуть довольно–таки далеко от берега, к тому же мягкая вода даёт высокую, но короткую волну. Всё это держит яхтсмена в постоянном напряжении. При перемене ветра нужно мгновенно настраивать паруса, чтобы изменить курс — иначе победы не добиться.

   Ннешние матчевые гонки проходили в напряжённой борьбе. На старт экипажи выходили парами на одинаковых яхтах, как и положено в этом виде соревнований. Это сводит возможное преимущество в материальной части и различные случайности почти к нулю и позволяет наиболее объективно определить мастерство и подготовленность гонщиков.

   П итогам 132 гонок, проведённых участниками соревнований, на первое место вышел экипаж Евгения Неугодникова из Екатеринбурга. Вторую ступеньку пьедестала почёта заняли москвичи — капитан Андрей Арбузов. Третье место завоевали также яхтсмены из Екатеринбурга под командованием Максима Таранова. На четвёртом месте наши земляки — снежинская команда, возглавляемая Евгением Никифоровым.

   Зрубежные гости были менее удачливыми. Они довольствовались шестым (капитан команды Кроунинг из Новой Зеландии), седьмым (Таранский, Польша) и двенадцатым (Каплер, Польша) местами. Два миасских экипажа, Дениса Давыдова и Евгения Берсенёва, заняли десятое и одиннадцатое места.

    Все дни проведения «Кубка И. Короткевича» за соревнованиями наблюдали родители Игоря, бывшие автозаводцы — Светлана Абрамовна и Борис Александрович. Матч–рейс этого года закончился, а организаторы уже намечают планы на будущее. Предполагается, что в следующем году на базе яхт–клуба «Чайка» пройдут Всероссийские матчевые гонки. Попутного ветра тебе, клуб «Чайка»!

   


Татьяна ИЛЬИНКОВА



назад


Яндекс.Метрика