свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 89 | Суббота, 21 августа 2004 г. | |
АЛЕКСАНДР ВЕДЕРНИКОВ: «НАШЕ ЛИДЕРСТВО ОБОСНОВАНО» Мсковская выставка «Moscow International Motor Show» традиционно является местом демонстрации производителями автомобильной техники собственного потенциала. Показательным примером этого является участие в экспозиции автомобильного завода «Урал», который недавно объявил о вхождении в новую для себя нишу — дорожных грузовиков. Об этом и о многом другом — в интервью с директором по развитию автомобильного завода «Урал» Александром Ведерниковым. — Александр Анатольевич, на какой результат рассчитывает автомобильный завод «Урал», принимая участие в «Moscow International Motor Show — 2004» («MIMS–2004»)? — Автомобильный завод «Урал» расценивает «MIMS–2004» как имиджевую выставку. Соответственно, предприятие преследует несколько целей. Во–первых, мы заявим о себе, как о динамично развивающемся предприятии и составной части холдинга «РусПромАвто» — второго по масштабу объединения автопроизводителей страны. Во–вторых, автозавод рассчитывает продемонстрировать свою работу над новым, конкурентоспособным продуктом внедорожного и дорожного рыночного сегмента. В–третьих, техническая часть предусматривает анализ и соотношение позиционирования наших направлений развития с аналогичными тенденциями у конкурентов. Ели говорить глобально, то автомобильный завод «Урал» рассчитывает повысить собственный рейтинг в глазах реальных и потенциальных потребителей, показав им свои возможности и обозначив основные направления и тенденции. — Недавно автомобильный завод «Урал» объявил о вхождении в новую для себя нишу и начале выпуска новых автомобилей. Чем продиктовано это решение? Ведь, как известно, предприятие долгие годы специализировалось на выпуске внедорожной техники… — Совершенно верно. Всем хорошо известно, что автомобильный завод «Урал» специализировался на выпуске полноприводных внедорожных автомобилей. Их основными потребителями являлись и являются по сей день представители нефтегазовой, лесозаготовительной и других сырьевых отраслей. Автомобили «Урал» традиционно использовались там, где востребованность в высокой проходимости связана с отсутствием дорог и нецелесообразностью их строительства. Весте с тем, совершенно очевидно, что так называемая сырьевая ниша — довольно узкий сегмент. Причём, любые колебания на традиционных рынках сбыта автомобилей «Урал» автоматически сказываются на работе всего предприятия и его объёмах выпуска. Н сегодняшний день рынок полноприводных внедорожников составляет лишь одну четверть от общего рынка грузовых автомобилей. Соответственно, войдя в дорожную нишу, автомобильный завод «Урал» значительно снизит риски, связанные со своей основной деятельностью. Кроме того, у нас появляется перспектива увеличения объёмов производства, что тоже немаловажно. Приступив к выпуску дорожных автомобилей, АЗ «Урал» получит вторую точку опоры и более твёрдо встанет на ноги. — Предприятие отдаёт себе отчёт в том, что ему будет очень сложно работать параллельно и в дорожной, и во внедорожной нише? — Предприятие сознательно движется в новую для себя рыночную нишу. То, что теперь работать станет значительно сложнее, специалисты автомобильного завода «Урал» прекрасно понимают. Поэтому при утверждении Продуктовой стратегии автомобильного завода «Урал» все возможные риски были серьёзно оценены. На заводе, кроме работ над продуктом, реализуется программа реструктуризации производства, которая предусматривает создание продуктово–ориентированных производств через реинжиниринг бизнес–процессов, построение современного предприятия в соответствии с определённой ключевой компетенцией. Вэтой сложной работе мы надеемся и рассчитываем на наших партнёров по холдингу «РусПромАвто». Результат горизонтального взаимодействия между дивизионами холдинга уже есть — он представлен в виде опытных образцов дорожных автомобилей марки «Урал». Новое семейство грузовиков — это прямое следствие синергетического эффекта, который получил автомобильный завод «Урал», войдя в «РусПромАвто». — Какой стратегии будет придерживаться автомобильный завод «Урал» при вхождении на рынок дорожных автомобилей? — Стратегия вхождения в новую рыночную нишу у предприятия действительно существует. Я сознательно не стану раскрывать карты, поскольку это напрямую связано с коммерческими интересами автомобильного завода «Урал». Отмечу только, что о нашей стратегии можно будет судить по реально предпринимаемым действиям на рынке. — Какими будут следующие шаги по вхождению АЗ «Урал» в дорожную нишу? — Что касается опытных образцов, то их сегодня можно увидеть здесь, на выставке «MIMS–2004». После московской экспозиции мы приступим к полновесным испытаниям этих автомобилей и изготовлению опытно–промышленной партии. Дальнейшие шаги понятны: подготовка производства, начало серийного выпуска. Праллельно с этим наша деятельность будет связана с расширением семейства дорожных автомобилей «Урал». В настоящий момент ведутся работы над автомобилем с колёсной формулой 8х4, седельным тягачом и другими проектами. Мы рассчитываем на то, что в ближайшем будущем автомобильный завод «Урал» будет обладать широкой и многофункциональной гаммой дорожных автомобилей, которая будет построена на базе единых технических решений и с высокой степенью унификации. Хчу особо подчеркнуть, что при проектировании дорожных автомобилей «Урал» применялся модульный принцип. Это означает, что по желанию потребителя возможна установка различных узлов и агрегатов как отечественного, так и зарубежного производства. Конструкция дорожных автомобилей «Урал» позволяет использовать различные силовые агрегаты мощностью 300–400 л.с., довольно широкую гамму мостов, подвесок, систем ABS и других узлов. Предпочитаете «Knorr–Bremse»? Пожалуйста! Жлаете «Wabco»? Нет проблем. Подберём и отечественный аналог, будь на то воля потребителя… — Вместе с развитием новой ниши, автомобильный завод «Урал» рассчитывает удерживать позиции и во внедорожном сегменте. Насколько мне известно, миссия предприятия предусматривает сохранение за собой не менее 68 процентов этого рынка. За счёт чего, на ваш взгляд, автомобильному заводу «Урал» удастся отстоять свои позиции на рынке внедорожных полноприводных автомобилей? — Для того, чтобы полноценно ответить на этот вопрос, нужно совершить небольшой экскурс в историю. Всоветское время Уральский автозавод специализировался на выпуске внедорожных грузовиков. Поставки в армию и другие силовые министерства и ведомства составляли порядка 90 процентов от производственной программы предприятия. Причем, автозаводу не нужно было заботиться о рынках сбыта, поскольку грузовики собирались по разнарядкам, спущенным сверху. Псле изменения экономической и политической ситуации в стране мы фактически оказались один на один с рыночными реалиями. И они научили нас работать по–новому. За рекордно короткие сроки армейский грузовик был адаптирован под нужды и потребности гражданских отраслей. И то, что автомобильный завод «Урал» является сегодня лидером на рынке внедорожников, говорит о гигантском накопленном опыте. В настоящий момент мы реально знаем, какие параметры автомобиля нужны потребителю. И самое главное заключается в том, что у автомобильного завода «Урал» есть всё, чтобы реализовать эти программы. Наше лидерство в этой рыночной нише обосновано. Поэтому мы сегодня смело говорим о том, что будем удерживать лидирующие позиции на рынке внедорожников. — Как вы отметили, «Урал» на протяжении многих лет являлся армейским грузовиком. Как строятся отношения с российскими военными сейчас, и как они будут строиться впредь? Нсмотря на то, что АЗ «Урал» начал вхождение в дорожную нишу, мы по–прежнему считаем себя одним из немногих предприятий, чьи специалисты умеют делать автомобильную технику для силовых структур. Военные остаются для нас основными, приоритетными заказчиками. На автомобильном заводе «Урал» реализуется программа постоянного совершенствования продукта по требованию силовых структур и создания нового семейства автомобилей многоцелевого назначения. Поэтому между армией и предприятием сохраняются наилучшие отношения, основанные на опыте и взаимной приверженности друг другу. — У предприятия большие перспективные планы в отношении выпуска новой продукции. Означает ли это, что автомобильный завод «Урал» ждёт технологическая революция, закупка современных, в том числе и импортных технологий? — Техническая революция осуществляется под конкретную задачу или продукт. Если мы сегодня говорим об утверждённой Продуктовой стратегии автомобильного завода «Урал», предусматривающей начало выпуска дорожных автомобилей и серьёзную модернизацию внедорожников, значит, на предприятии разработаны соответствующие инвестиционные и инновационные программы. Ещё раз подчеркну, что эта работа ведётся под выполнение конкретных задач. — Планирует ли автомобильный завод «Урал» в ближайшее время выпустить грузовик с параметрами, отвечающими нормам «Euro–3»? — Автомобильный завод «Урал» ведёт работы в этом направлении. В настоящий момент на предприятии идёт конструкторская проработка данного вопроса совместно с «Автодизелем» (ЯМЗ) и дивизионом «Топливоподающие системы» холдинга «РусПром- Авто». В следующем году в инвестиционной программе АЗ «Урал» предусмотрено изготовление опытных образцов автомобилей с характеристиками «Euro–3». Следует отметить также, что степень готовности к реализации данного проекта — очень высокая. Автомобили, представленные на выставке «MIMS–2004», будь то дорожные или внедорожные, конструктивно уже сегодня приспособлены для установки двигателей «Euro–3». Уестно подчеркнуть, что мы одни из первых автозаводов России обеспечили соответствие наших автомобилей требованиям «Euro–2». Мы перестроили свой техпроцесс, провели подготовку производства, затратили огромные средства на эту работу. Но её результат очевиден: второй год подряд автомобильный завод «Урал» серийно выпускает автомобили, отвечающие требованиям «Euro–2». Выпускает, несмотря на то, что большинство заводов стараются, и небезуспешно, оттянуть решение этого вопроса на более поздний срок. В результате, вместо преференций от государства за выпуск более экологического продукта, автомобильный завод «Урал» получил увеличенную стоимость грузовиков по отношению к своим конкурентам. Но, уверяю вас, это ненадолго. Введение в действие норм «Euro–2» можно оттянуть, но полностью избежать этого не удастся. Мы же, в свою очередь, готовы обеспечить соответствие своей продукции более жёстким экологическим стандартам согласно срокам, заложенным в Концепции развития отечественного автомобилестроения. — Бытует мнение, что отечественный автопром в настоящий момент развивается за счёт достижений минувших лет. Дескать, пройдёт ещё лет пять–семь, и удивлять потребителей уже станет нечем. Что вы можете на это возразить? — Подобные мнения имеют место быть, хорошо мне знакомы и понятны. Раньше в автомобильной промышленности существовал институт, обозначавший предприятиям направления развития и выполнявший фундаментальные работы в области проектирования и технологии автомобилестроения. Его решения закладывались в основу технических решений по реализации конкретных автомобилей. Кроме того, в Министерстве автомобильной промышленности СССР формировался единый фонд развития, который направлялся на решение научных проблем для всей отрасли. Кгда предприятия получили самостоятельность, оказалось, что собственных средств для решения фундаментальных задач недостаточно. Соответственно, это вылилось в снижение эффективности НИОКР. Н выход из сложившейся ситуации есть. Недаром в последнее время и в нашей стране, и во всём мире наблюдается глобализация автомобильной промышленности. Этот процесс позволяет сконцентрировать средства и направить их на НИОКР. В противном случае развитие заводов в соответствии с современными тенденциями в автомобилестроении не обеспечить — конкуренты вытеснят. Вэтом вопросе показателен пример холдинга «РусПромАвто». Сконцентрировав средства и научный потенциал при изготовлении опытных образцов дорожных автомобилей «Урал», удалось приступить к осуществлению проекта и реализовать его первую часть за рекордно короткие сроки. У «одинокого» предприятия на эту работу ушли бы годы, но и это бы не гарантировало положительный результат. Ясчитаю, что в первую очередь выживут те предприятия, которые смогут объединиться, и не важно, на какой юридической основе. А тем, кто останется «сами с усами», физически не хватит средств для проведения НИОКР. — Не по этой ли причине предприятия российского автопрома ежегодно демонстрируют новинки, перспективные разработки и опытные образцы, которые в последующем так и не становятся серийными, в результате чего отечественный потребитель делает свой выбор в пользу импортной техники? — Совершенно верно. Формула совершенно проста. Любой завод может выделить на НИОКР только те средства, которые заработал. Соответственно, чем меньше предприятие, тем меньше объём выпуска, амортизационных отчислений и, в итоге, средств на развитие. Заводы ещё наскребают по сусекам на выпуск опытных образцов, но для реализации всего проекта «по–взрослому» денег не хватает. Это выливается в то, что продукт выходит на рынок с большим запозданием и с устаревшими характеристиками. Кроме того, зачастую не хватает средств на полноценную подготовку производства. В результате в серию идут автомобили, похожие на опытные, а по качеству и надёжности не отвечающие заявленным характеристикам. Итог закономерен: потребитель от такой продукции отворачивается. Хлдинг «РусПромАвто» в этом вопросе является для автомобильного завода «Урал» опорой. Благодаря горизонтальному взаимодействию между дивизионами холдинга, удаётся собрать в единый кулак научно–технический и производственный потенциал, сконцентрировать и более эффективно использовать средства, выделяемые на НИОКР. Еть и конкретные, показательные примеры. В нынешнем году на выставке «MIMS–2004» демонстрируется автомобиль «Урал–555741–44» с новой кабиной капотного исполнения. Давайте проследим историю его создания. Два года назад в Москве экспонировался фактически макет будущего автомобиля. Спустя год, в столице был представлен опытный образец, проходивший в тот момент цикл дорожных и ресурсных испытаний. Сейчас в Москве демонстрируется уже серийный автомобиль, оснащённый к тому же специальным навесным оборудованием. Это означает, что автомобильный завод «Урал» динамично развивается, показывая в Москве реальную продукцию с хорошим будущим. А это стало возможным благодаря как раз тому, о чём я говорю: концентрации сил и средств в рамках холдинга.
Дмитрий ФЕДЕЧКИН
|
назад |