свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 86 | Суббота, 14 августа 2004 г. | |
ВМЕСТЕ С «УРАЛАМИ» ПРОЙДЕННЫЙ ПУТЬ …На столе видна большая стопка газет «Уральский автомобиль». За стеклом балкона краснеет горка дозревающих крупных помидоров. А вот и сам хозяин. Очень подвижный, приветливый, разговорчивый. Дмитрий Алексеевич Савин весь в хлопотах. Подходит время юбилея, на Яблочный Спас ему исполняется восемьдесят лет, как же без застолья, без встречи с родными и друзьями… Зделья теперь у Дмитрия Алексеевича известно какие, стариковские. Только как выдержать деятельной натуре сиденье в бетонных стенах да ещё на седьмом этаже? Не по Савину житьё такое. Ему бы за руль «Москвича», да удочки в руки взять, да на дачку махнуть к грядкам, которые заботы–догляда требуют… Вё верно. Крепкую породу времена не берут. Род Савиных всегда хлебопашеством кормился. Из казаков они, оренбургских. И прадед казаковал, и отец, и отрок Дмитрий никуда бы не делся. Только страшная неведомая сила тряхнула Россию. И пошли–покатились беды. Одна немилосерднее другой. Расказачивание, раскулачивание, продразвёрстки, ропот, недород… В 1930 году Алексей Семёнович и Екатерина Фёдоровна Савины покинули с семейством своим обжитое место в деревне Бурова, что жила когда–то на свете невдалеке от Чебаркуля, и поехали на жительство в Миасс. Отцу повезло, взяли на работу в одну кавалерийскую часть. Едва зажили, чуток обустроились, как новая напасть — война. К лету 1941 года Дмитрий Савин успел окончить девять классов во второй школе, хотелось дальше учиться, мечтал геологом стать, чтобы для любимой страны разные полезные вещи в недрах находить. Обернулось всё иначе. Ближе к осени отец сказал сыну: «Митя, не надо больше в школу ходить. Скоро в армию меня заберут, тебе придётся за кормильца оставаться». И как в воду глядел. Отца призвали в ноябре 1941 года. А заработанные Дмитрием той памятной осенью в деревне Бурова двадцать пудов зерна ещё как выручат семью в дни военного лихолетья. — Вот так, не довелось мне на геолога выучиться. Но не жалею ничуть. На судьбу не жалуюсь. Все получилось как надо. Любимую работу нашёл, детей вырастил. Что ещё надо? Нет, не жалуюсь. И «Уралы» мимо моей судьбы не прошли. Рядом с ними вся трудовая жизнь моя была. Дитрий Алексеевич взволнован. От нахлынувших воспоминаний, дрожит подбородок, навёртываются слёзы… Непростое это дело — ворошить в придонье памяти прожитые дни, вновь оживляя давно–давно обгоревшие дни и события… …Держу в руках пожелтевшую трудовую книжку ветерана. И записи в ней о многом говорят. 14 мая 1942 года семнадцатилетний Дмитрий Савин принят хронометражистом в отдел главного технолога Миасского автомоторного завода имени Сталина. А вот и другая дата. 15 июня 2001 года — Д. А. Савин уволен с должности помощника технического директора Уральского автомобильного завода. Задумайтесь только над этим. Почти шестьдесят лет человек служил верой и правдой одному предприятию. Тридцать пять благодарностей. И одна очень памятная медаль — «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 г.г.». И ещё. Однажды выбранное ремесло «по технологической части» стало путеводным, на долгие годы. Менялись только должности, суть оставалась прежней. В те далёкие годы девять классов образования считались силой большой. Особенно если они являются багажом у паренька смышлёного и сообразительного. Уже осенью 1942 года Д. Савин становится технологом цеха нормалей. Вскоре цех делится на два самостоятельных — автоматной и холодной высадки. И начальник техчасти Борис Кузьмич Яблоков, переходя в цех холодной высадки, предложил Дмитрию должность старшего технолога. А ещё раньше, осенью 1942 года приходила в дом Савиных повестка. Как и полагалось в ту пору призывникам, получил Дмитрий поллитровку водки и три банки консервов. Пришёл в отдел кадров увольняться, а ему говорят: «Отсрочка тебе, парень, технологам «бронь» полагается». — Принёс одну банку консервов маме, говорю: «Это наш талисман, откроем, когда война окончится». Так и хранили. Тхнолога Савина на фронт не взяли. Для него ответственная работа на заводе нашлась. Трудились, не считаясь со временем и с постоянным чувством неутолимого голода. Из всех дней военной поры самым ярким является день 8 июля 1944 года. — После обеда завод не работал, все пошли на митинг. Помню тот день как сейчас. Грузовик выехал из ворот… Люди ликуют, кто плачет, кто кричит. А ещё всем работникам завода дали по два спецталона в столовую. Так в день выпуска первого автомобиля наелись досыта, впервые за годы войны. Зкончилась война. Прибывшие вместе с эвакуированным заводом москвичи стали один за другим возвращаться домой. Март 1948 года. Уезжая в столицу, начальник техчасти цеха холодной высадки Б. К. Яблоков предложил вместо себя кандидатуру Дмитрия Савина. В этой должности работал до 1951 года. А после того, как вновь появился объединённый цех нормалей, стал заместителем начальника техчасти. За эти годы молодой специалист прошёл хорошую школу, детально изучив технологию обработки изделий и нормы расхода металла. Помогали и более умудрённые технологи, инженеры Б. К. Яблоков, М. И. Заболотнов. Тем не менее, работа требовала дальнейшего совершенствования знаний. В 1950 году Д. А. Савин поступает в Миасский вечерний автомеханический техникум на отделение «Технология холодной обработки металлов резанием». Окончив техникум в 1955 году, Дмитрий Алексеевич тут же поступает в Миасский вечерний филиал ЧПИ, чтобы вновь наращивать знания по технологии обработки металлов. В мае 1961 года, когда ещё не было на руках диплома инженера, Д. А. Савин получает высокое назначение, становится заместителем главного технолога завода, а ещё через четыре года — первым заместителем главного технолога. Были потом в его жизни и другие назначения: заместитель начальника УГТ по защитным покрытиям и товарам народного потребления, помощник главного инженера, помощник технического директора автозавода. Звучит по–разному. Но всё равно технология никуда Дмитрия Алексеевича от себя не отпускала. Весь модельный ряд миасских грузовиков от первого «ЗиС–5В» до «Урала–5323» прошёл перед глазами Д. А. Савина. Когда же было самое интересное время для работы? Что запомнилось? — При директоре Викторе Алексеевиче Гурушкине. Очень требовательный и талантливый руководитель. При нём проводилась масштабная реконструкция производства, переделывались технологические линии, завод начал осваивать выпуск первых трёхосных автомобилей высокой проходимости «Урал–375». Инструментальщики работали, как говорится, в поте лица, изготавливая новую оснастку, приспособления, инструмент. А как можно было остановить основное производство, которому каждый день нужна была своя оснастка… Тяжело бывало, зато интересно. Сгодня, оглядываясь на пройденный путь, Дмитрий Алексеевич Савин говорит: «Для меня автозавод в жизни значит всё — работу давал, друзей, достаток». Сам же Дмитрий Алексеевич старался трудиться без поблажек для себя. Теперь мне понятно, почему из технологов выходят хорошие руководители. Ведь только постояв не один день у станка, разработав не один десяток технологий обработки металла, рассчитав сотни режимов резания, изучив производство «кончиками пальцев», можно получить столь необходимый опыт и стать высококлассным специалистом. И сегодня, будучи на пенсии, Дмитрий Алексеевич повторяет своё главное правило взаимоотношений с людьми: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Дитрий Алексеевич Савин недаром вышел из породы казаков, он свою судьбу по кирпичику, как дом, собрал. Выучился, карьеру сделал, свой след в истории завода оставил. Под стать себе и детей воспитал. Сын, Сергей Савин, стал известным в Миассе строителем, в своё время трудился на возведении главного корпуса автозавода, теперь возглавляет предприятие. Дочь Елена после окончания института осталась жить в Екатеринбурге. У Дмитрия Алексеевича и его жены Таисии Ивановны подрастают четверо внуков. Это ли не радость, когда неизбежно приходит вечер жизни? Наверное, так долго годы тянулись, что усталость пришла? — А вот и нет, всё так быстро пролетело, будто из поезда в окошко посмотрел. — Но как жить надобно, чтобы интерес не пропадал, чтобы здоровье и стать до лет глубоких сохранить? — А какой тут секрет. Водку не пить, табак не курить. Работу по душе сыскать. Людей любить. И никому никогда не завидовать.
Владимир ЗУБКОВ
|
назад |