свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 86 | Суббота, 14 августа 2004 г. | |
ЗАЧЕМ МУЗА РАЦИОНАЛИЗАТОРУ? Н иначе как с лёгкой руки кого–то из великих пошла по миру гулять ставшая афоризмом байка: технический прогресс двигают ленивые. Не охота, мол, было Емеле пешком ходить — попросил у щуки самоходную печку. А другой, вовсе не сказочный, тороватый на выдумки умелец, имя которого вечность не сохранила, по той же причине взял да придумал колесо. До сих пор его идею эксплуатируем. Хотя, наверное, это вовсе не аксиома. Оного из лучших на нашем заводе рационализаторов Владимира Седышева в нетрудолюбии вряд ли упрекнёшь. Он — ведущий инженер–конструктор отдела главного механика. Раньше был начальником КБ литейного производства. После реструктуризации и упорядочения соответствующих служб — численность конструкторов сократилась с четырнадцати до трёх человек. В их числе — В. Седышев. Его рабочее место — на седьмом этаже корпуса третьего литейного цеха, куда сотрудников подвозит лифт. Комната с надписью «Георг Фишер», где помимо двух навевающих ностальгию по бабушкиным временам кульманов, множество буйно растущих цветов — почти как в оранжерее. Мини–сад в отдельно взятом КБ — дело рук коллеги Владимира Ивановича — Натальи Александровны Чухаревой. Наверное, так действительно лучше работается. Знаменитая на весь завод импортная линия, существенно облегчившая труд формовщиков, чудо забугорной технической мысли, нынче доставляет немало хлопот заводским ремонтникам. Ни запчастей к этой махине не предусмотрено, ни чертежей. Да и в руки поражённую дефектом деталь не возьмёшь. Чтобы рабочий–ремонтник мог поломку ликвидировать, инженеру приходится подчас чуть ли не каскадёром становиться, чтобы к детали подобраться, её заэскизировать, сделать чертёж, спроектировать, проконтролировать процесс изготовления. Оорудование в литейке более сложное, чем в других цехах. Нестандартные ситуации сплошь и рядом. Зато ни скуки тебе, ни застоя в мыслях. Владимир Иванович и не считал, сколько в его «копилке» рационализаторских предложений, поданных как индивидуально, так и в сотворчестве с исполнителями замысла (а он своих помощников в соавторы непременно включает). Прикинул тут же, во время беседы с корреспондентом — получилось что–то около полутора десятков. Даже не все в официальной картотеке БРИЗа числятся. Сбственно, тяга к творчеству у Владимира Седышева, как говорится, с младых ногтей. Ещё будучи учеником, в школьном кружке модели самоходных автомобилей делал. Там же, в Южноуральске, после окончания восьмилетки легко поступил в техникум, где подрастающее поколение приобщали к местному профилирующему производству — керамический завод на всю страну славился. Заводу этому принадлежит более половины мирового производства, специализирующегося на выращивании кристаллов кварца. В родительской семье Владимира Седышева вообще все «физики», если провести аналогию с популярными дискуссиями начала шестидесятых. Мама преподавала школярам математику. Папа работал инженером на Южноуральской ГРЭС. Техническую специальность выбрал и младший брат. Крамика пытливого отрока, однако, прельстила ненадолго. Защитив диплом, Владимир в то же жаркое лето 1970 года с блеском выдержал вступительные экзамены в Челябинский политехнический, и никуда–нибудь, а на самый престижный в те годы факультет ДПА (двигатели, приборы, автоматы). Нынче он значится как «Аэрокосмический». Соответственно и распределение Владимир получил в Миасс, на оборонное предприятие машгородка, предельно в те годы засекреченное. Именно здесь он в составе инициативной молодёжной группы в рамках движения НТТМ получил патенты на несколько изобретений. Молодые специалисты тогда ещё, одними из первых в городе, усиленно занимались компьютеризацией. Они даже областную комсомольскую премию «Орлёнок» заслужили. Правда, упомянув сей весьма неординарный факт, Владимир Иванович так и не смог вспомнить, какими же наградами ещё был отмечен его труд на ниве отечественной промышленности. Не разбогател, естественно, и от своих оригинальных идей, к чему относится спокойно: полученное материальное вознаграждение считает вполне нормальным. Он человек своего поколения, для которого накопительство никогда не было в чести. Кгда уральская оборонка в начале 90–х годов оказалась в патовой ситуации и уникальных специалистов пытались по программе конверсии ни за грош заставить делать ширпотреб и варить пиво, В. Седышев, как и многие сотрудники ГРЦ «КБ имени академика В. П. Макеева» занялся поиском другой работы. Кого–то привлекло предпринимательство, кто–то из энергичных дам весьма преуспел в челночном бизнесе. А Владимир Иванович пришёл на автозавод. На вопрос, трудно ли было адаптироваться в незнакомом деле, отвечает не задумываясь: вуз дал настолько основательные и широкие знания, что этот багаж, обогащённый производственным опытом, ещё долго будет служить добрую службу. Тлантливый человек, говорят, талантлив во всём. Он и быт своей семьи организовал весьма оригинально. Проштудировав книги приверженцев здорового образа жизни, Седышевы исключили из меню мясо и молоко. Не в чести горячительные напитки. Подходит ли организму тот или иной продукт, Владимир Иванович запросто может определить по реакции отвеса–маятника. В хорошей физической форме держит себя и специальной системой голодания. Жна его, Галина Михайловна, работает программистом на ремонтно–механическом заводе. Старший сын Саша — студент Петербургского финансово–экономического университета. А младшие Дима и Света — ещё школьники. Дети, правда, гастрономические пристрастия родителей разделяют не в полной мере, но отец и не настаивает: каждый делает свой выбор. См Владимир Иванович в студенческие годы не был равнодушен к спорту: лыжи, лёгкая атлетика, плавание (да и сейчас не упускает случая позаниматься в тренажёрном зале, который находится в этом же здании, этажом ниже. Даже свой тренер есть у сотрудников), в летние каникулы работал в стройотряде. Играл в молодёжном театре миниатюр — театр этот был тогда на пике популярности. Вот где пригодились ему полученные в детстве навыки пластично двигаться под музыку и играть на баяне. Итересно, какое чувство испытывает человек, прежде чем у него возникает потребность что–то там такое придумать, изобрести? Нверное, сродни тому, что чувствует стихотворец или пишущий музыку. Впрочем, сам Владимир Иванович мнения этого не разделяет и чёткое определение дать затрудняется. Покровительницы технического творчества в плеяде муз–вдохновительниц явно не нашлось. Да разве это так уж важно?
Ольга БЕЛЯКОВА
|
назад |