свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 86 Уральский автомобиль Суббота, 14 августа 2004 г.

«ВОЛЕЮ СУДЬБЫ…»

   Эим летом в Миассе побывал питерский актёр Владимир Спиридонов. Родом он из села Луковниково Калининского района Тверской области.

   Влею судьбы в 1969 году оказался в Миассе и прожил в нём 10 лет. Всё его детство прошло на улице Менделеева. Учился Владимир в школе N№ 7. Его отец — человек интересный и творческий был директором Дворца культуры «Прометей». «У меня был очень хороший отец, — с любовью вспоминает Владимир. — Он и повлиял на мой выбор — стать артистом».

   Сачала Владимир решил поступать в столицу, но здесь его постигла неудача. Зато в Ленинграде сразу поступил в Государственный институт театра музыки и кинематографии на факультет актёра драмы и кино.

   — Владимир, а что для вас наиболее памятно из учебных лет? — поинтересовалась я.

   — Наверное, самое яркое — это поступление. На экзаменах у меня возникло такое ощущение, что не возьмут, ведь конкурс был огромный! Оказалось, что после первого же тура приёмная комиссия приняла решение в мою пользу. А я ещё перед экзаменами устроил получасовой концерт для абитуриентов. Когда читал что–либо перед комиссией, мне почти сразу говорили: «Достаточно». И хотя я сделал более 18 стилистических ошибок, всё равно был зачислен на избранный мною факультет.

   Уился я четыре года у народного артиста Советского Союза Игоря Олеговича Горбачёва. Это мой любимый учитель. Он был великолепным артистом и потрясающим педагогом.

   — Сложно было учиться?

   — Интересно. У нас был один из экспериментальных курсов. Каскадёрство, дзюдо, плавание, фехтование, ритмика. Каждый божий день с утра до вечера мы были заняты. Нас готовили, словно в десантники. С девяти утра начинались обычные дисциплины: история, зарубежный театр, советское кино, а после обеда — мастерство актёра, фехтование... Хочется сказать об одном важном моменте: в любом институте можно научиться как всему, так и ничему. Некоторые студенты говорили: вам повезло — у вас педагог хороший, а вот нам нет. А я на протяжении всего обучения сам искал педагогов. Приходил к ним и учился у них, потому что желание учиться было всегда.

   — Как сложилась ваша судьба после окончания института?

   — Ещё во время учёбы я работал в массовых сценах в академическом театре драмы имени Пушкина у Горбачёва, он тогда был его художественным руководителем. И первым моим рабочим местом после окончания института стал именно этот театр, я проработал здесь три года и постоянно совершенствовал своё актёрское мастерство. Затем пришёл во Дворец культуры профтехобразования, в студию «Спутник» и был её художественным руководителем в течение двух–трёх лет, а нашим покровителем оставался Игорь Олегович. Об этой работе остались самые светлые воспоминания. Мы сделали несколько хороших спектаклей по Льву Устинову и Александру Володину. В 1987 году в Царском селе, я встретился с театром Владимира Малыщицкого «Студия 87». Проработал с ним несколько лет, но возникла конфликтная ситуация, и театр распался. Я ушёл в театр Веры Комиссаржевской, где играл на сцене около трёх лет.

   Вё шло хорошо, я много работал и неустанно совершенствовался. Но со временем у меня возникла идея создания собственного театра. Устроился в детский театр сказки «На Неве», в нём проработал до 1993 года. А затем ушёл в систему профтехобразования, стал художественным руководителем сектора по воспитанию и проживанию детей–сирот города и области, работал с детскими домами в Питере.

   Чрез некоторое время меня пригласили в театр Малыщицкого. С прошлого года тружусь в этом театре, совмещая деятельность в театрально–концертном объединении «Карнавал». Но ваши карнавалы меня поразили! У вас очень высокий уровень. Так ярко, точно и чётко. Нашим питерским ещё можно будет поспорить с вашими мастерами в умении так вести карнавал. Сам Всеволод Мейерхольд мог бы позавидовать. Три года я специализировался на карнавальной тематике. На протяжении 12 лет работаю над своим проектом «Театр–школа». Это концерты от 45 минут до двух часов. В «Семи вечерах» я уже выступал с программами «Март великодушный», «Вера. Надежда. Любовь», «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Это три темы в нашей лирике.

   — А какие роли вы играли?

   — Дипломная роль Бальзаминова — одна из моих любимых. А вообще, если перечислять, то будет очень длинный список. Потому что я — работяга. Вот ещё пример — «Трубач на площади» Леонида Жуховицкого, здесь я играю старшего стражника. Из 28 моих концертов пользуются спросом около 20. Самая сильная работа, как мне кажется, о Сергее Есенине «Но всё ж, я счастлив!» Для меня это был своего рода трамплин. Концерт состоит из двух частей: Москва–кабацкая и поэтические письма родным и близким. Сценарии спектаклей, разработанные мною для детей и взрослых, — своеобразный отчёт. Есть очень интересная работа по Окуджаве. Последняя моя работа в театре Малыщицкого — Симеонов–Пищик в «Вишнёвом саде». У нас большой репертуар — около 18–20 спектаклей.

   — По какому принципу вы выбираете свои роли, или вам их предлагают?

   — Никто, кроме моего учителя, мне ролей не предлагал. В актёрской среде существует определённая конкуренция. У нас есть профессиональный грех, называется тщеславие. Мы рвёмся захватить себе роль, а в результате, быть может, хорошо её и не сыграем.

   — Вы сильно подвержены этому греху?

   — Он во мне присутствует. Чего греха–то таить. Но хотелось бы избавиться от него. Поэтому и стал делать концерты, чтобы ни с кем не спорить и ни у кого не отбирать роли. Классики много, смотри, думай и играй себе концерты. В этом году я вообще не играл в театре, только давал свои концерты. Ведь для того, чтобы точно сыграть свою роль, нужно очень много работать. И дело здесь не в шикарном костюме, великолепном освещении и музыке. Главное, если человек — настоящий артист.

   — Владимир, а ваши программы полностью разработаны вами? Как происходит творческий процесс?

   — В основном программы пишу сам. У артистов есть такое понятие, как «болевой» коэффициент. Возникает какой-то толчок в душе, обычно болевой. Создаётся концерт. Спектакль прошёл, но он у меня ещё «звенит». Он пользуется спросом. Так почему же с ним не работать дальше? Допустим, задела меня тема душевной неустроенности Сергея Есенина («И всё ж, я счастлив!»), возникли какие-то параллели, что-то больно коснулось и эту тему захотелось развить. Так вырос целый спектакль. Есенин мог остаться за границей, но он вернулся в Россию. Почему? Он не смог без Родины, не смог её оставить. При всей его боли, он мог сказать: «И всё ж, я счастлив!»

   Унас есть концерты и по творчеству Пушкина. Позднее возникла идея: почему бы нам не донести до школьников атмосферу золотого века, часто перемежая выступления поэтическими комментариями, стихами А. С. Пушкина, его друзей. И мы осуществили задуманное — создали творческое объединение «Тандем» (проект «Театр–Школа»). В этом нам очень помогают сами педагоги питерских школ. Благодаря их поддержке, соз-даны хорошие концерты. Это надёжный тандем: педагог — артист.

   — Владимир, когда вы приезжаете в Миасс, в какое место больше всего любите возвращаться?

   — Конечно, есть мои места, мои тропинки. А ещё я вам отвечу стихами А. С. Пушкина. Это будет точнее: «Два чувства дивно близки нам — в них обретает сердце пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам».

   


Алёна СТАТОВА

   



назад


Яндекс.Метрика