свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль Уральский автомобиль Уральский автомобиль
Четверг,
18 октября
2001 г.
№ 118
Уральский автомобиль

ИЗ ДОСЬЕ «ЧЕЛЯБИНСКОГО РАБОЧЕГО»

   Увлечение трак-триалом пришло к нам несколько лет тому назад из Западной Европы. Соревнования грузовиков в экстремальных условиях (крутые подъемы и спуски, нагромождение камней и бревен, водные преграды, вязкий или сыпучий грунт) проводятся в карьерах — каменных, песчаных или глиняных.

   Вклассическом триале от автомобилей требуется прежде всего высокая проходимость. Она демонстрируется в нескольких секциях, где спортивными комиссарами обычно в самых неудобных для проезда местах устанавливаются «ворота». Экипажи грузовиков в составе пилота и штурмана должны «взять» их каким угодно образом — лишь бы не сбить вешки и не выехать за пределы секции. Соревнуются автомобили по категориям, на которые их делят в соответствии с колесной формулой.

   Чмпионат Содружества, в котором участвуют команды автозаводов России и Белоруссии, проводится весной и осенью в четыре этапа — по очереди в каждой из стран. Нынче впервые для усиления зрелищности классический триал был дополнен скоростным — так называемой карусельной гонкой.

   

   Место действия

   Сзон 2001 года финишировал под Минском. Завершающий, четвертый этап чемпионата Содружества проводился в карьере неподалеку от «Стаек» — базы олимпийской команды Белоруссии. Сюда обычно селится большинство участников соревнований и представителей прессы. Многие из них знают друг друга в лицо, поэтому чемпионат смахивает на огромную автомобильно-журналистскую тусовку.

   Вкарьере ведется добыча песка и имеется полный набор естественных препятствий — небольшое озерцо, глубина которого местами доходит до двух метров, крутые склоны и прочие «прелести» экстрима. Минские коллеги вспоминали, что первыми здесь решились проехать экипажи из Германии, «а сейчас наши ездят так, как немцам и не снилось».

   

   Машины

   Зание чемпионов Содружества 2001 года по трак-триалу в окрестностях белорусской столицы оспаривали шесть команд из Минска, Миасса, Набережных Челнов, Бронниц и Нижнего Новгорода. Захватывающей выдалась борьба автомобильных тяжеловесов — «КамАЗов», «Уралов» и «МАЗов» с колесными формулами 4х4 и 6х6. При этом «не боящиеся грязи танки» не могли составить серьезную конкуренцию своим собратьям. По техническим причинам или из-за недостаточной опытности экипажей «КамАЗы» чаще других машин выходили из строя и прибегали к помощи эвакуаторов: то на бок завалятся при подъеме на крутой склон, то колеса во время карусельной гонки растеряют.

   Отрым было соперничество экипажей Минского и Уральского автозаводов. С первых минут триала стало понятно, что нарядные бело-красные «МАЗы» мощнее уральских вездеходов: они с легкостью взлетали на самые крутые склоны. Интрига сохранялась вплоть до подведения итогов карусельной гонки, где не было равных экипажу опытнейшего пилота Виктора Московских. Казалось, его «МАЗ» оснащен невидимыми глазу крыльями. Грузовики других марок натужно ревели моторами, а он легко обходил соперников, не сбавляя скорости даже на ухабах.

   — Минчане выступают отнюдь не на серийных автомобилях, — открыл секрет начальник конструкторского бюро доводки спортивных автомобилей Уральского автозавода Вадим Павлов. — От обычных «МАЗов» в них — только кабины. Большинство узлов — импортные: и двигатель, и раздатка, и мосты. Эти грузовики сделаны специально для соревнований. Вот почему мы постоянно спорили с организаторами и одно время даже отказывались от участия в чемпионате.

   

   Экипажи

   Втриале много колоритных личностей. Взять того же Виктора Московских. Мастер спорта международного класса, победитель ралли «Париж-Даккар» и «Мастер-ралли», минчанином он стал недавно. В столицу Белоруссии перебрался из Набережных Челнов. И все же будущее принадлежит не ему, имеющему уже достаточно солидный для триала возраст.

   Пжалуй, самой молодой по составу участников была в Минске команда Уральского автозавода. И предметом особой гордости наших земляков стала победа Ивана Болотова и Владимира Наймана над Виктором Московских и Андреем Рудницким. На «Урале-4320» наши ребята завоевали звание чемпионов Содружества 2001 года в категории С3.

   — Ай, да Ваня, самого Московских «сделал»! — искренне восхищался товарищем по команде серебряный призер чемпионата Европы 2001 года Александр Жмаев. — Настоящий самородок старогородский! Бывший десантник-парашютист, очень скромный парень.

   Иану Болотову, Александру Безрученко, Евгению Яковлеву и Сергею Шершневу, защищавшим в Минске честь Уральского автозавода, нет еще и 30.

   — Это наша смена, — говорит о ребятах Вадим Павлов, который на протяжении нескольких лет руководит подготовкой к чемпионатам разного уровня. — Все они работают водителями-испытателями в экспериментальном производстве и подтверждают правильность избранной нами стратегии — не приглашать со стороны асов вождения, а растить их самим. В 1992-1993 годах существовала другая практика. На ралли «Париж-Пекин» и «Ельч» за УралАЗ выступал экипаж Гольцова-Шихина, специально приглашенных для этого. А с 1996 года мы добиваемся спортивных результатов только собственными силами.

   Ксчастью, молодым есть у кого учиться. Это доказали в Минске Александр Жмаев и Вадим Павлов. На четвертом этапе чемпионата они выступили экспромтом и показали второй результат в категории автомобилей с колесной формулой 6х6. А дело было так: немецкая команда «Айгнер» — организатор ралли «Мюнхен-Бреслау» и многократный участник европейских чемпионатов по триалу — намеревалась выступить в Минске на грузовике «Урал». По просьбе немцев миасцы подготовили по регламенту автомобиль и пригнали его в белорусскую столицу. Но у Франца Айгнера и его команды возникли проблемы с приездом в Минск. Чтобы машина не простаивала, на ней решил выступить сформированный в одночасье экипаж. При этом Александр давно стал «восьмерочником» (водителем «Уралов» с колесной формулой 8х8), а Вадим впервые попробовал себя в роли штурмана. И оба дебютировали в карусельной гонке. Второе место в личном зачете досталось им нелегко. После подведения итогов чемпионата, прямо на банкете, Саша задрал футболку и показал поясницу — синюю от ударов.

   — А есть у триальщиков какие-то приметы или суеверия?

   — Перед стартом такая суетня, что не до того, — ответил Жмаев. — А вот когда уже за руль возьмусь, обязательно говорю: «С нами Бог!».

   Ее Саша рассказал, что в детстве его сильно удручал такой факт: большинство известных людей родилось в Москве или крупных городах. А его родные Северные Печи никто прославить не смог. В австрийских Альпах, впервые выступая на европейском чемпионате по трак-триалу, он перед стартом сказал: «Северные Печи против Австрии...»

   

   Зрители

   Мнчане так горячо болели за свою команду, что стало понятно: «МАЗ» — национальная гордость белоруссов.

   — За все другое не скажу, но грузовики мы делать умеем, — произнес один из зрителей после того, как «МАЗ» буквально взлетел на крутой склон карьера. При этом чем лучше выступали белорусские экипажи, тем большее количество матерных слов вырывалось из уст их фанатов. А едва машины останавливались, люди бежали к пилотам за автографами, фотографировали рядом с ними своих детей. Но самое сильное впечатление произвели другие «зрители», ходившие строем: милиционеров и солдат в карьере было великое множество.

   Рдные стены минчанам, безусловно, помогли: команда МАЗа выиграла чемпионат Содружества 2001 года. Наши стали вторыми.

   


Ольга Айзенберг. «Челябинский рабочий» от 12.10.01. Фото Е. МАКЕЕВА.



назад


Яндекс.Метрика