свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 79 | Четверг, 29 июля 2004 г. | |
БОЛЬШОЙ ГРАДУСНИК ДЛЯ АВТОЗАВОДА Вкадровой службе нашего завода социолог появился лет тридцать назад. Идея эта, судя по всему, возникла где–то в недрах профильного министерства. Не иначе как под впечатлением от зарубежных командировок. Правда, принятую на эту должность в штат молодую сотрудницу не знали чем занять. Она то обязанности курьера выполняла, то документы сортировала. Словом, создалась ситуация сродни той, что увековечил великий баснописец в своём творении о представительнице приматов, манипулирующей средством коррекции зрения. Да и без психологов на отечественных, принадлежащих государству, заводах и фабриках как–то обходились. Регулятором отношений между подчинёнными и начальниками на всех уровнях зачастую было крепкое словцо. Не случайно на производстве до самой перестройки бытовал армейский термин — «командиры» производства. Нвые реалии сомнений не оставили: служба социального здоровья на предприятии востребована ничуть не меньше любого производственного подразделения. Дагносты социального самочувствия Гуппа социальной диагностики в составе отдела организационной культуры и трудовых отношений на нашем заводе создана в январе 2003 года. Раньше вместо этого были две отдельно взятые штатные единицы социолога и психолога. Возглавляет группу Ирина Гарипова — выпускница факультета социологии и политологии Уральского государственного университета имени Горького. Специальность эта возникла на базе философского факультета. Гуманитарные предметы Ирину привлекали со школы. Прежде чем получить диплом, она, представьте себе, работала на главном конвейере, в автосборочном производстве. И ничуть об этом не жалеет: специфику трудового коллектива, психологию рабочего человека знает не только из учебников и конспектов. Плюс жизненный опыт. Два года назад она училась на курсах повышения квалификации в институте практической психологии северной столицы России. Помимо Ирины Кимовны в группе соци- альной диагностики ещё две сотрудницы. Психолог Елена Гневашева учится в аспирантуре Челябинского государственного университета и одновременно совершенствует навыки в консалтинговой группе. Елена воплощала проект «Оценка профориентационных мероприятий», ориентированный на школьников. Сейчас она совместно с коллегами занимается разработкой программы «Командообразование». Её стаж на заводе — пять лет. И третья, самая молодая сотрудница группы, — психолог Виктория Харитонова, выпускница Челябинского государственного педагогического факультета, в этом году получила специальность психолога. Ккой прогноз у нас сегодня? Гавных направлений в работе группы — три. Одно из них — социально–психологическое исследование. Это всевозможные опросы. Ежемесячно, вооружившись внушительной кипой анкет, специалисты идут в цеха, инженерные службы. Мониторинговые опросы позволяют определить градус социальных настроений. Это же направление включает комплексные исследо- вания по мотивации труда и удовлетворённости работой в целом. Рз в год заводчан просят дать оценку корпоративным мероприятиям. Локальный конфликт (а он в трудовом коллективе нет–нет да и вспыхивает) — тоже повод для вмешательства сотрудников группы социальной диагностики. Есть в их работе и специальный раздел — конфликтологические исследования. Коме того, группа работает по целенаправленным заказам руководства холдинга «РусПромАвто», заводской дирекции. Интересовались, например, мнением заводчан о развитии рационализации, о газете «Уральский автомобиль». А ещё отреагировали на обращение автозаводцев, взбудораженных слухами о грядущем закрытии столовой термообрубного цеха. Комплексное исследование, проведённое социологами, показало: столовая действительно одна из лучших на заводе, рентабельна, пользуется спросом, и закрывать её нет смысла. Любая кампания по выборам во властные структуры разного уровня тоже добавляет работы заводским социологам и психологам. Это зондирование отношения заводчан к политическим партиям, кандидатам, прогноз явки на избирательные участки. Симбиоз бизнеса и политики — явление обычное. Сциологи, как правило, общаются со своими респондентами не только индивидуально, но беседуют и с бригадами — такой вид опроса называется «групповое интервью». Практикуются и телефонные опросы о ситуации на заводе, об актуальных проблемах. Дятельность группы, впрочем, не ограничивается рамками завода. Руководству ОАО «АЗ «Урал» вовсе не безразлично, что о гиганте отечественного автомобилестроения думают земляки. Потому тема одного из опросов, которые предполагается проводить раз в год, звучит так: «Социальная репутация завода: отношение горожан». Это по сути изучение социальной ответственности завода, имеющего столь обязывающий статус градообразующего предприятия. Могие применяемые при опросе методики и темы — это ноу–хау группы. Кпримеру, патент на изобретение впору выдавать на проект «Выявление проблем руководителя». Объект интереса — отнюдь не семья, а всё те же отношения начальника и подчинённого, особенности которых во многом определяют успех бизнеса. Ворое направление — просветитель-ское. Оно широко применяется в рамках учебных программ заводского управления подготовки персонала. Это всевозможные тренинги, большинство из которых, применительно к заводской специфике, также разработаны сотрудниками группы. Они адресованы как младшему управленческому звену — бригадирам, мастерам, начальникам участков, бюро, групп, так и среднему — менеджменту. И всё это гармонично вписывается в «Тойота Продакшн Системс», которая действует на предприятиях холдинга «РусПромАвто». Её одно направление деятельности группы — участие в разработке документации по кадровой политике предприятия. Это не без участия наших социологов и психологов возникал «Золотой фонд», созданный для поощрения тех, чей вклад в корпоративный труд определяет успех завода. Дбровольцы всегда в цене С столь большим объёмом работ крошечный коллектив группы вряд ли справился бы в одиночку. Выручают помощники — анкетёры. В числе двух десятков добровольцев — инженер–технолог Екатерина Брагина, художник транспортного производства Елена Шиндина, специалист управления персоналом Надежда Морозова и другие. Причитающееся им вознаграждение невысоко, но общение с людьми — дополнительный стимул. Кк реагируют «низы» и «верхи» Ели где–то в глянцевых пиаровских изданиях пишут об идиллическом единении работяг и их боссов, не верьте. Как бы ни билось сердце простого сборщика или токаря при взгляде на характерный логотип фирмы, на работу и с работы он идёт в хорошем настроении, если уверен в завтрашнем дне, кошелёк не пустеет в первую же неделю после получки, на рабочем месте ему комфортно, за труд — почёт и уважение, и об отдыхе завод заботится. Струдников с анкетами в заводских подразделениях встречают по–разному. Кто–то рад, что его мнением о родном предприятии интересуются. А кто–то смотрит с недоверием, совсем как известный чеховский герой — дескать, как бы чего не вышло. Сотрудники группы заверяют: анкеты строго анонимны, а предельная откровенность только на пользу пойдёт. Дйствительно, имена и фамилии респондентов в анкетах не указываются. Сведения тщательно анализируются, на их основе делаются соответствующие выводы, прогнозы, даются рекомендации, которые немедленно доводятся до сведения генерального директора завода. Виктор Христофорович, как доподлинно известно, с результатами исследований группы знакомится оперативно. Они становятся предметом серьёзного обсуждения на совещаниях самого высокого уровня. Соответственно определяется вектор кадровой политики. Градус настроения заводчан нашему менедж- менту знать не вредно. «Один ум хорошо, а два лучше», — говорят в народе. Именно поэтому сотрудники группы — постоянные гости на интернетовских сайтах ВЦИОМ, агентства «РОМИР» и других, откуда можно взять необходимую для работы информацию, где есть чему поучиться. Да и журнал «Социс» является для группы настольным. Овечая на вопрос, есть ли у заводской группы социального прогнозирования любимый афоризм, отражающий суть их работы, или девиз, Ирина Кимовна задумалась лишь на секунду: — Не удивляться и быть всегда впереди. ИАндерс Цельсий, который когда–то изобрел шкалу для измерения температуры, здесь вовсе ни при чём…
Ольга БЕЛЯКОВА
|
назад |