свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 77 | Суббота, 24 июля 2004 г. | |
ХОЛДИНГ «РУСПРОМАВТО» ПРИНЯЛ ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ «РЕЛИГИЮ» КОМПАНИИ TOYOTA Првыми «обращёнными» стали предприятия — ярославский дивизион «Топливоподающие системы» и Горьковский автозавод. Крреспондент «РГ» побывала в Нижнем Новгороде, на ГАЗе, где рабочие ярославского дивизиона ТПС учились у своих коллег, работающих по новой производственной системе уже полтора года. Ипользуй то, что под рукою Сгласитесь, девиз «Тише едешь — дальше будешь» для такой крупной автомобильной компании, как холдинг «РусПром-Авто», звучит парадоксально. Тем не менее, ближайшее энное количество лет предприятия холдинга будут именно медленно, но верно выезжать с «путей коммунизма», где они затормозили, на современную международную рыночную трассу. Входить из «совкового» кризиса, в котором сейчас аморфно пребывают многие отечественные предприятия, руководство холдинга решило по японской системе Toyota Production Systems, разработанной в 80-е годы специалистами компании Toyota. Американские исследователи окрестили японское изобретение «бережливым производством» и выпустили одноименную книгу, ставшую бестселлером для руководителей крупнейших западных машиностроительных компаний. Уникальность нового восточного учения заключается в умелом использовании имеющихся производственных и трудовых ресурсов, их совершенствовании и, попутно, выявлении и устранении недостатков, мешающих качественному труду. Мельчайшие производственные усовершенствования каждый день неизбежно приводят к глобальному прогрессу предприятия в целом. Именно таким путем компания Toyota семенила восточной походкой к своему бренду 45 лет, что в машиностроении совершенно детское время. Японцы вывели эту философию не от хорошей жизни: после Второй мировой войны у них не оказалось материальной базы для производства автомобилей. Неизвестно, читали они Жюль Верна, один из героев которого любил повторять в экстремальных обстоятельствах: «Используй то, что под рукою и не ищи себе другое», или не читали, но путь к своему бренду начали именно по такому принципу. Кк объяснил корреспонденту «РГ» генеральный директор ТПС Алексей Коромыслов, отечественным предприятиям в этом плане гораздо сложнее, потому что заводские помещения ломятся от неимоверного количества хлама, хранящегося по плюшкинской традиции ещё с тоталитарных времён. Но советские запасы — это ещё полбеды, по сравнению с советской ментальностью самого производственного процесса, для которого брак и простой — привычное дело, в то время как насаждение «культурной революции» свер- ху — накладно и неэффективно. В этой связи «бережливое производство» становится единственным эффективным методом борьбы со старой заводской системой, позволяющим одновременно прямо на местах перековывать под новый стандарт имеющиеся кадры, реформировать производственную систему и готовить качественно новый продукт. Тои люди, завод! Н Горьковском автозаводе «бережливое производство» внедрялось под рабочим названием «Производственная система ГАЗ» с марта 2003 года. Гендиректор ОАО «ГАЗ» Алексей Баранцев реформы начал с участка сборки кабин «газелей». Участникам эксперимента было поручено тщательно, в мельчайших подробностях описать свой рабочий процесс, выяснить, что мешает работе и попробовать устранить причины этого явления. Результаты не заставили себя долго ждать. Процент изначально годных к эксплуатации кабин вырос с 1,5 до 84 процентов. Полностью отпала необходимость в контролёрах, количество которых на участке ещё в прошлом году достигало 10 человек. Вместо 96 кабин в день стали собирать 155. По словам Баранцева, качество увеличилось в 40 с лишним раз, а производительность выросла в семь раз. З полтора года, что проводится эксперимент, на Горьковском автозаводе произошли впечатляющие изменения. На практике это выглядит следующим образом. Теперь вторым — нет, скорее первым — рабочим кабинетом генерального директора стал цех, где оборудована специальная площадка для планёрок, которые проводятся ежедневно, что позволяет видеть проблемы изнутри и решать их сразу на местах. Кроме того, Баранцев лично принимает экзамены у рабочих. К слову, очевидцами такого экзамена и стали журналисты. Автору этих строк, например, не хотелось бы оказаться под прицелом строгого взгляда гендиректора ГАЗа, которому в течение пяти минут надо было коротко и внятно доложить об устранённых недостатках и «наметить дальнейшие пути совершенствования» рабочего процесса. Н ГАЗе давно привыкли к тому, что гендиректор не абстрактная величина, а непосредственный участник трудовых будней, и понимают, что реформы проводятся для их же блага. Ведь недаром над заводской проходной висит концептуальный слоган новой философии производства: «Люди — наш самый ценный актив». К слову, лица лучших активистов знакомы всем жителям Автозаводского района Нижнего Новгорода. Цветные портреты в «рубрике» «Твои люди, завод!» с потрясающей воображение ритмичностью будут сопровождать ваш путь по всему здешнему автобусно–троллейбусному маршруту. Дстижения же на языке цифр выглядят ещё более убедительно. Из 245 дефектов, выявленных в самом начале проекта, 206 удалось полностью исключить. Суточный темп производства вырос: с грузового конвейера в день теперь сходит 654 автомобиля (в 2003 году — 482), с легкового — 310 (вместо 249). Причём 98,3 процента готовых грузовых машин абсолютно качественны (в марте 2003 года качество готовой продукции составляло только 66,5 процента), качество легковых авто возросло с 77,8 до 96,5 процента. Тперь о социальных показателях. Количество рабочих дней сократилось, и выходные дни рабочие могут проводить со своими семьями без отрыва на производство, которое раньше лишало тружеников субботы. Средняя зарплата оператора за это время выросла с 4333 рублей до 8180. В дальнейшем планируется довести её до 450–500 долларов. Кроме того, достигнув профессионального потолка, рабочие могут переквалифицироваться и повысить свой производственный статус. Во всяком случае, всеми участниками интеллектуального эксперимента здесь дорожат. По наблюдениям гендиректора ОАО «ГАЗ» Алексея Баранцева, совершенствование производства снизило количество производственных травм, так как у рабочих стало меньше поводов бродить по цеху без дела в ожидании заказа или из–за простоя станка. Ворое рождение — Проблем у нас поначалу было много, — рассказывает гендиректор ОАО «ГАЗ» Алексей Баранцев, — необходимо было дать понять людям, что сегодня все заинтересованы в реформировании производства. Бренд ГАЗа последние годы был раздавлен, растоптан. Низкое качество, плохие машины, плохие коробки передач и тому подобное. Важно было продекларировать, что возврата к прошлому нет, тем более теперь, когда Россия открыта для выхода на мировой рынок. Когда все уважающие себя предприятия уже стоят на низком старте «в шиповках и трусах», а мы на этот момент оказались в тяжеленных трусах, свинцовых, да ещё сверху полушубок на нас и валенки. Поэтому наша задача состояла в глубочайшем реформировании характера работы. Необходимо было создать обстановку нетерпимости. Могу сказать, что мы за это время полностью победили текучесть. Зарплата операторов выросла уже в 2,5 раза. Лди теперь держатся за своё рабочее место и занимаются совершенствованием каждый день. Надо было сделать так, чтобы людям работалось проще, их рабочие места должны быть максимально удобны. И мы на сегодняшний день всё это сделали. Мжду тем Вотличие от горьковских коллег, ярославский дивизион ТПС ещё в самом начале реформ. Первые преобразования производственного процесса произошли буквально полтора месяца назад, зато на самой проблемной заводской зоне — участке кулачковых валов, чьё производство требует наибольшей точности, так как приводит к самым большим материальным и производственным потерям при наличии брака. После того, как «болезнь» кулачкового вала была диагностирована, удалось улучшить рабочие места, избавиться от лишнего оборудования и выявить причины возможного брака, что уже в процессе эксперимента привело к сокращению некачественной продукции. Оныне философией создания топливоподающих систем станет «бережливое производство». Руководство холдинга «РусПром-Авто» отправит в ближайшем будущем по этой же дороге все свои предприятия.
Екатерина ПЯТУНИНА. Нижний Новгород — Ярославль «Российская газета».
|
назад |