свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ № 74 Уральский автомобиль Пятница, 16 июля 2004 г.

ПОКОРИТЕЛИ «СТРОПТИВОГО» МЕТАЛЛА

   Првые эшелоны того далёкого сорок первого, прибывающие с оборудованием Московского автозавода для оснащения литейных цехов в Миасс, послужили началом строительства корпусов для производства отливок. Это явилось своеобразной заготовительной базой для дальнейшего строительства всего предприятия и выпуска первых уральских грузовиков.

   Ши годы, менялась конструкция автомобиля, осваивались новые технологии изготовления комплектующих. И, как следствие, в середине шестидесятых годов возникла необходимость проведения реконструкции в литейных цехах, создание новых производственных площадей с современным оборудованием, на котором внедрялись бы прогрессивные способы изготовления стальных отливок. Наконец, в 1990 году на производстве появилась уникальная автоматическая формовочная линия «Георг Фишер» производства Швейцарии. С переходом страны на рыночные отношения спрос на литьё уменьшился. Производство отливок стало дорогостоящим и экономически невыгодным, а значит, автоматически увеличился объём продукции, предназначенной для реализации на внешнем рынке. Краткий экскурс в историю литейного производства завершает процесс реструктуризации, начатый в литейном в апреле 2003 года. Об итогах проделанной работы в этом направлении и полученных результатах, а также о работе одного из ведущих производств автомобильного завода «Урал» сегодня рассказывает директор литейного про-

   изводства Владимир Михайлович КАШИРНИКОВ.

   Селать

   правильный выбор

   — Владимир Михайлович, какие ключевые моменты в работе литейного производства затронул процесс реструктуризации?

   — Ни для кого не секрет, что основная цель этого процесса заключается в оптимизации производственных площадей, численности работников и применяемого оборудования. Что касается производства, то здесь пришлось выйти на принципиально новый уровень подхода к изготовлению отливок. Сегодня мы полностью отказались от производства ковкого чугуна, освоив технологию производства серого и высокопрочного чугуна в электродуговых печах. Несмотря на то, что переходу на изготовление более жёсткого материала предшествовала сложная техническая и организационная работа, эксплутационные свойства этого вида чугуна позволяют не только повысить качество выпускаемого автомобиля «Урал», но и значительно снизить производственные затраты. Вторым этапом процесса реструктуризации явилось закрытие в этом году старого формовочного отделения литейного цеха N№ 3. Была решена задача сосредоточения производства отливок на меньших площадях и прогрессивном оборудо-

   вании. И это очень важный момент, так как технологии 20–х годов, существовавшие ещё в довоенное время на ЗИЛе, а впоследствии внедрённые у нас, на Уральском автомобильном заводе, уже себя изжили. Когда–то они были доведены до совершенства и давали отличные результаты. Но сегодня время диктует свои требования к объёму и качеству выпускаемой продукции. Например, отказавшись от ваграночной плавки, металл стали выплавлять в электрических печах, что способствовало улучшению его качества. На сегодняшний день всё производство сосредоточено в двух литейных цехах: N№ 3 и 4.

   — А что касается оптимизации численности работников литейного производства, какие изменения произошли в этом плане?

   — Да, действительно, такое объединение позволило оптимизировать производство, равно как и численность работающих. Эта вынужденная необходимость, сопряжённая с реструктуризацией. Она затронула как руководящий состав, так и ремонтный и производственный персонал. В общей сложности сократили примерно одну треть работников производства, причём оптимизация происходила цивилизованно. Многие люди были трудоустроены как внутри производства, так и внутри предприятия в целом. С помощью этих мероприятий удалось подтянуть трудовую дисциплину: меньше стало нарушителей.

   — Планируется ли выделение литейного производства в самостоятельное и, как следствие, обретение им статуса литейного завода?

   — Это сложный вопрос. Поскольку литейное производство является структурной единицей завода, то, естественно, между нами и предприятием существует целая система отношений, включающая как производственные вопросы, так и вопросы снабжения и обеспечения. Выделившись в самостоятельное производство, мы будем вынуждены перейти с автомобильным заводом «Урал» на коммерческие отношения, на самостоятельный баланс и обрести статус завода в заводе. На сегодняшний день литейное производство к такому решительному и ответственному шагу не подготовлено. На мой взгляд, касаясь нашего предприятия, ещё не пришло время такого широкого внедрения рыночных отношений. Повысить долю ответственности и самостоятельности производства — это да. Но в то же время, на Западе, например, любое экономическое оздоровление предприятия связано с его делением на самостоятельные структурные единицы и запуск их в «свободное плавание» опять же в условиях конкуренции. В какой–то степени это проверка на выживаемость, но в том и заключается достаточно эффективная деятельность любого производства с получением прибыли. Может быть, и до нас дойдет когда–нибудь эта суровая действительность. Поживём — увидим.

   50 миллионов.

   Иэто не предел!

   — Каким образом в литейном производстве решается задача выпуска качественной продукции, учитывая требование рационального использования энергоносителей и материалов?

   — В настоящее время на заводе действует жёсткая система требований по экономии всех видов затрат. Для решения этого вида проблем в рамках производства разработаны планы, выполняется ряд мероприятий по устранению неэффективных производственных и технологических процессов. Поэтому сокращение неэффективно работающего оборудования позволяет значительно уменьшить затраты и расходы на его эксплуатацию и использование энергоносителей. К слову, за два прошедших года для завода литейным производством было сэкономлено не менее 50 млн. рублей. Наглядно это можно сравнить с месячным объёмом выпускаемой заводом продукции. Прежде всего такая экономия отражается на себестоимости автомобиля «Урал». Решая задачу выпуска качественных отливок, мы, в первую очередь, вносим свою лепту в укрепление позиций автомобильного завода «Урал» в условиях жёсткой конкуренции на российском рынке автомобилестроения. Для этого, по крайней мере, в литейном производстве решаются основные четыре проблемы. Это обеспечение оптимальной загрузки мощностей, выпуск качественной продукции, снижение затрат на энергоносители, а также уменьшение простоев оборудования. Как известно, чем больше выпущено продукции на имеющихся площадях, тем больше оправдывают себя расходы на отопление, освещение и водоснабжение. Все остальные проблемы — производные. Исходя из них, и строится процесс изготовления отливок, сверяется выполнение действий всех и каждого в отдельности.

   Рзервный запас имеется

   — Владимир Михайлович, планируется ли внедрение более прогрессивного оборудования и технологий?

   — Специалисты нашего производства постоянно следят за развитием литейного производства во всём мире и в России в частности, определяют направления работы и осваивают новые технологии. Уже в течение 14 лет формовочная линия «Георг Фишер» продолжает соответствовать необходимому уровню. Этой линией управляет компьютер, работу которого контролируют специалисты. В изменившейся производственной ситуации, благодаря знаниям и профессионализму наших работников, имеется возможность менять программы, корректировать действия.

   Оытные инженеры–технологи, электроники и механики литейного производства могут внедрить любую новую технологию, запустить уникальное оборудование. В сотрудничестве с другими заводскими специалистами нам не составит труда создать, например, плавильную печь, несмотря на тот факт, что печи этого вида выпускают только на специализированных заводах. Сегодня происходит внедрение новых современных технологий, более совершенных связующих материалов, которые способствуют повышению качества стержней. При наличии соответствующих условий мы готовы внедрять в производство прогрессивные технологии и оборудование. Одним словом, работать умеем: грамотно и профессионально.

   — Ведётся ли работа по привлечению на производство молодых специалистов — выпускников институтов и техникумов соответствующей специальности?

   — Да, конечно. Мы тесно сотрудничаем с машиностроительным факультетом Миасского филиала ЮУрГУ и автомеханическим техникумом. Я, например, являюсь председателем государственной комиссии по защите дипломных проектов по специальности «Литейное производство». Поэтому впоследствии у выпускников проблем с трудоустройством, как правило, не возникает. Было время, когда выпускники–литейщики были не заинтересованы работать по своей специальности. Сегодня ситуация в корне меняется. Более половины выпускников приходит на автомобильный завод, выражая тем самым желание работать на нашем предприятии в литейном производстве. Если молодой специалист окончил наш базовый институт, мы обязаны его трудоустроить. Текучесть кадров всегда была и будет. Она отсеивает случайных людей, оставляя при этом кадровых специалистов и молодых работников.

   Н, на мой взгляд, сегодня на предприятии несколько ослабла мотивация труда работников. В большей степени это затрагивает именно литейное производство. С точки зрения привлекательности оно заметно уступает другим производствам. Недостаточный уровень заработной платы, вредные, тяжёлые условия, запылённость и загазованность в цехах также являются не самой лучшей мотивацией для работников. На тяжёлых операциях, таких как формовка, стержневые машины, наравне с мужчинами, к сожалению, работают и женщины. Без них нам вообще пришлось бы очень трудно.

   — Получило ли путёвку в жизнь предложение по расширению применения имеющегося оборудования?

   — Только по загрузке. До проведённой реструктуризации сталелитейный цех работал всего лишь в одну смену, несмотря на то, что обладал и обладает до сих пор большими производственными мощностями. В настоящее время в действующих литейных цехах работает четыре конвейера вместо семи, принимая загрузку намного больше, чем это было раньше. То же самое относится и к линии «Георг Фишер». Запускаемая в ближайшее время электрическая плавильная печь позволит опять–таки увеличить количество производимых отливок. Но всё это, конечно же, требует соответствующих финансовых затрат.

   — Владимир Михайлович, от каких факторов зависит объём производства отливок в литейном производстве?

   — От количества выпускаемых автомобилей и от наличия внешних заказов. У заказчика этого вида продукции всегда есть выбор, и, следует отметить, достаточно широкий. В итоге на рынке получается следующее: кто делает отливки дешевле, тот и получает заказ.

   — Ведётся ли работа по улучшению условий труда в литейных цехах?

   — Несомненно. Во–первых, мы сократили количество рабочих мест с вредными условиями труда на несколько сотен. Во–вторых, из литейных цехов была выведена часть технологического оборудования, которое оказывало отрицательное влияние на атмосферу окружающей среды. Мы продолжаем внедрять и совершенствовать систему для зачистки отходящих газов от технологического оборудования. Осуществляем и другие мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации.

   Инапоследок…

   — В канун профессионального праздника хочется пожелать всем работникам этой сложной и тяжёлой профессии здоровья, успехов и достойной жизни. Я надеюсь, что нам удастся снизить затраты.

   Ичтобы наша продукция была востребована на родном заводе и внешнем рынке.

   


Юлия ПАПУЛОВА



назад


Яндекс.Метрика