свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 70 Уральский автомобиль Вторник, 6 июля 2004 г.

КОГДА ПЛАЧУТ ОТ СЧАСТЬЯ

   8 июля 1944 года, утро… На площади перед центральными воротами Уральского автозавода, на проезжей части внутри завода — всюду народ. Самый волнующий момент в жизни каждого автозаводца, всех, кто внёс свой «кирпичик», посильный вклад в борьбу с ненавистным и заклятым врагом.

   «Это всё буквально происходило на моих глазах, — вспоминает ветеран Великой Отечественной войны, труда и автомобильной промышленности Александра Филипповна Замятина. — В эти минуты внимание присутствующих было сосредоточено целиком и полностью на главном конвейере. На его просторном балконе собрались для выступления различные руководители самого высокого ранга: заместитель наркома машиностроения Кучумов, секретарь Челябинского обкома партии Николай Семёнович Патоличев и, конечно же, директор Уральского автозавода — Григорий Сергеевич Хламов».

   Сгодня этого балкона нет. И даже трудно себе его представить. А располагался он над средними воротами конвейера. Именно над теми, из которых и отправился наш уральский грузовик в те далёкие сороковые на фронт. Только старый кадр кинохроники, как связующая нить прошлого и настоящего, по прошествии полувека помогает восстановить в памяти наших ветеранов несколько счастливых и волнующих минут их жизни в годы беспощадной и жестокой войны.

   Н завод Александра Филипповна пришла в 1943 году курьером. Худенькая шестнадцатилетняя девочка выполняла незаметную, но очень значимую и ответственную работу. Передать нужную информацию или документ, помочь в решении повседневных производственных вопросов можно было, только непосредственно контактируя с начальниками цехов, их заместителями, мастерами или рабочими. И знать их нужно было в лицо! Вызывать специалистов на рабочее место для устранения какой–либо аварии курьеру приходилось и в ночное время. Каждый день необходимо было преодолевать немалые расстояния и не по одному разу. Телефонной связи в те годы почти не было, поэтому трудно даже себе представить, насколько это была кропотливая и трудоёмкая работа.

   Н главном конвейере Александра Филипповна старшим диспетчером проработала 39 лет. «Запоминала номера каждой шайбочки, каждого винтика, одних трубок было около ста наименований, — поделилась Александра Филипповна. Настолько много было разных модификаций и деталей, что первый год своей работы вспоминаю с содроганием. И условия в цехе были далеко не самые лучшие: он не отапливался, поэтому зимой было невыносимо холодно, а под ногами — сплошной лёд. И очень мёрзли руки…»

   П обе стороны конвейерной ленты горели костры. Чтобы пальцы рук слушались и работали слаженно и исправно, рабочие то и дело подходили к яркому пламени огня, спасаясь от обморожения и окоченения. Мучил людей не только холод, но и голод. Суточный паёк составляли 700 граммов хлеба. И плюс вода. Но, несмотря на невзгоды, народ стоял до конца, до победного конца. Всё для фронта, и самое лучшее, и самое надёжное, и самое непобедимое.

   Сесарь–водитель Дмитрий Фролович Колесов. Именно ему были поручены высокая честь и большая ответственность — вывести первый «ЗИС–5В» в «жизнь». Это был неповторимый момент в истории Уральского автомобильного завода: под оглушающее «ура» первостроители автогиганта бежали, кто плача, кто смеясь, за уральским грузовиком, давшим будущее мощному и несравненному «Уралу». Но это будет потом…

   «Этот снимок особенно для меня дорог и интересен, — поясняет Александра Филипповна. — На нём запечатлён момент празднования одной из годовщин со дня выпуска первого автомобиля. На сцене — в основном москвичи. Желанная встреча и трогательные поздравления оставили особый и глубокий след в моём сердце». На снимке (слева направо): Николай Халиуллин, Тихон Фёдорович Николашкин, Дмитрий Фролович Колесов, Андрей Васильевич Мурашов, Дмитрий Васильевич Манаенков, Александр Башлыков, Гавриил Пушкин, Александр Танкачёв и Михаил Павлович Тупикин; (в центре): Александру Филипповну Замятину поздравляют Николай Васильевич Васильев и Борис Михайлович Рожков.

   «Тот светлый и долгожданный день, когда с главного конвейера вышел первый уральский автомобиль, навсегда останется в моей памяти», — призналась Александра Филипповна. И в памяти ещё многих тысяч людей, которые самоотверженно трудились, вписывая знаменательные даты жизни родного автозавода в многоликую историю машиностроения нашей страны.

   


Юлия ПАПУЛОВА



назад


Яндекс.Метрика