свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 62 Уральский автомобиль Четверг, 17 июня 2004 г.

КОСТРЫ И ПЕСНИ УЛЕТАЮТ В НЕБО

   Вздеходы семейства «Урал», морские ракеты, разноцветные минералы, озеро Тургояк… Вот вещи, которые приносят известность и славу Миассу. Однако этот ряд будет неполным, если ничего не сказать об Ильменском фестивале авторской песни. Каждый, кто может сочинять песни, а потом исполнять их у костра под переборы гитарных струн, конечно же, знает про «Ильменку», и не пропустит очередную встречу с друзьями.

   Ти летних дня и две ночи звучали мелодии очередного, уже двадцать вось-мого по счёту, Ильменского фестиваля. Нескончаемая кавалькада припаркованных автомобилей. Обилие рекламных плакатов. Разливанное море пива. Парни–омоновцы в камуфляжной форме. И ещё много других примет нашего времени. Только всё это меркнет, когда звучат песни, исповедальные, берущие за душу. Вот и автор этих строк, впервые побывав на «Ильменке», сразу попал под чары фестиваля. Думалось как: вот посмотрю открытие по служебной надобности — и довольно. Однако и на второй день некая сила властно повлекла на большую фестивальную поляну, чтобы слушать и слушать. Голову поднимешь — макушки сосен качаются. В сторону посмотришь — озеро Ильменское плещется. И песни кругом разлетаются, сплетаясь с дымом костров, в небесный полёт отправляясь…

   Пограмма нынешнего Ильменского фестиваля мало чем отличалась от предыдущих. Так же работали «Детская республика», конкурсы «Поют туристята», «Наша смена», «Лесная поляна». А перед тем, как зазвучали первые гитарные аккорды, был поднят флаг «Ильменки». Почётное право открыть очередную встречу с авторской песней оргкомитет предоставил Анне и Елене Плис (дуэт «Сёстры», Миасс) — лауреатам прошлогоднего фестиваля.

   Авторская песня сегодня является не просто музыкальным жанром, а многоликим всероссийским движением. Она превратилась в нравственную, эстетическую и этическую опору для огромного числа людей. Авторская песня — это единственный жанр, возникший в ХХ веке в России, ставший явлением в современной жизни. Фестиваль бардовской песни — это всегда праздник.

   Ион ценен тем, что даёт удивительную возможность общения. Слушая песни бардов, мы задумываемся над смыслом жизни, настраиваем свои сердца на доброту. Честное и открытое слово всегда привлекает. Где все люди по–настоящему равны? Только в банях и столовых. А ещё — на фестивалях авторской песни. Вот и на минувшей неделе под парусом «Ильменки» наряду с бардами–мэтрами могли петь и начинающие исполнители. Тебя заметят, если дерзок и талантлив. Ведь «Ильменка», по словам бессменного художественного руководителя фестиваля Ларисы Коробицыной, с самого начала была задумана как отдушина, где можно было уйти к костру, почитать стихи, спеть песни, обменяться впечатлениями. И сегодня она остаётся такой. Задушевной, большой, уютной. Здесь можно встретить и трёхлетнего малыша, и седого старика. Люди поют, слушают, общаются, радуются. И как настоящий праздник, фестиваль меняет мир, оздоравливает души. После потока серости и пошлости, что выплёскивается ежедневно с экранов телевизоров, фестиваль бардовской песни воспринимается нами как глоток чистой воды. Авторская песня сегодня является единственным, пожалуй, жанром, который сохраняет и развивает русский литературный язык. Потому что это прежде всего — хорошие стихи.

   Кнцертная программа Ильменского фестиваля началась исполнением песен известных авторов, которые ушли из жизни, оставив нам на память свои произведения, — Геннадия Васильева, Юрия Трахтенберга, Юрия Визбора, Булата Окуджавы. На каменную сцену, под парус «Ильменки», выходили известные российские барды Борис Кинер и Михаил Цитриняк, трио «Мультики», Вадим и Валерий Мищуки, Галина Хомчик, Татьяна Фоменко, «Грушинское трио».

   Урашением первого вечера фестиваля стало и выступление впервые побывавших на «Ильменке» питерской группы «Зимовье зверей» и москвички Натальи Дудкиной. И, конечно же, публика восторженно приветствовала исполнение песен лауреатами Ильменского фестиваля прошлых лет, концерт которых затянулся далеко за полночь.

   Гоздём второго дня фестиваля стал концерт живого классика авторской песни Олега Митяева, бывшего челябинца, ныне проживающего в Москве. «Ильменка» многое значит в творческой судь-

   бе этого знаменитого барда, здесь начала восходить его звезда. Всего один час пел Олег Митяев вместе со своим постоянным соавтором Леонидом Марголиным. Поклонники их творчества требовали ещё песен, но так и не дождались. На фестивале строго соблюдали регламент. Подходило время для гала–концерта «Ильменский звездопад» и награждения дипломантов и лауреатов конкурса авторской песни.

   Псле того, как были подведены итоги трёх туров творческого конкурса, стали известны имена победителей. Дипломантами «Ильменки–2004» стали ансамбли «Эдельвейс» (Ижевск), «Реприза» (Курган), Екатерина Романова, Елена Токарева, Анна Мухина — все трое из Челябинска.

   Мдали лауреатов Ильменского фестиваля бардовской песни под бурные аплодисменты публики получили Олег Митяев, дуэт «Тамань» (Челябинск), Наталья Ликонцева (Екатеринбург), Александра Морозова (Тобольск), Анна Плис (Миасс), ансамбль «Чудаки» (Златоуст).

   Отановить барда на «Ильменке» и взять у него интервью — задача не из лёгких. Репортёру «Уральского автомобиля» повезло. Москвичка Галина Хомчик охотно согласилась ответить на несколько вопросов. Она сама журналистка по образованию, знает, как непросто добывать информацию в сутолоке фестиваля.

   — Галина, приходилось ли вам раньше бывать в наших местах?

   — Нынешний Ильменский фестиваль для меня — второй. Впервые на нём я побывала в позапрошлом году. Но очень надеюсь, что встреч с «Ильменкой» впереди много. Пока этот фестиваль продолжает жить, я буду сюда стремиться. Потому что из всех фестивалей авторской песни именно Ильменский является для меня самым любимым.

   — Вы бывали на многих российских фестивалях. Есть ли отличия между ними?

   — Их нельзя сравнивать между собой. «Питерский аккорд» считается городским фестивалем, он проходит в помещениях. Общим между Грушин-

   ским и Ильменским фестивалем является то, что оба проводятся на природе. Однако «Грушинка» уже доросла до таких масштабов, что стала абсолютно неуправляемой. Туда, к сожалению, приезжает очень много народа, и не за песнями, а чтобы просто тусоваться. «Ильменка» в этом смысле фестиваль пока ещё очень чистый. По моим наблюдениям, основная масса людей сюда, к берегам Ильменского озера, едет всё–таки за песнями. На Грушин-ском фестивале не всё в порядке с организацией. На «Ильменке» же всё блестяще организовано. И люди, которые отвечают за проведение этого фестиваля, очень хорошо выполняют свою работу. И делают это с открытой душой, очень сердечно.

   — Кого из исполнителей новой волны вы бы могли отметить?

   — Что касается молодых талантливых авторов песен, то они есть. Вот, например, Григорий Донской из Перми. Потрясающе талантливый человек. Мне кажется, он обязательно найдёт своего слушателя. Совсем молодая исполнительница Ксения Машкова, проживающая в Сергиевом Посаде, сочиняет стихи, пишет музыку к ним. Запомните и такое имя — Михаил Булдаев, живущий в Эстонии. И ещё много–много других молодых и талантливых исполнителей.

   — Галина, что для вас значит авторская песня?

   — Для меня это просто жизнь. Не материальная, а духовная. Для меня авторская песня является ежедневной подпиткой положительной энергией. Да, это так.

   — Какими вам показались наш город, горы, река и озёра вблизи него?

   — По поводу города ничего не могу сказать, его хорошо и не видела ни разу. Сразу еду на «Ильменку», мимо Миасса. А вот природа у вас просто замечательная. Воздух, сосны, озёра — всё потрясающее.

   


Владимир ЗУБКОВ

   


Фото Владимира ШАПРОВА.



назад


Яндекс.Метрика