свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 59 | Суббота, 5 июня 2004 г. | |
КРАСОТУ УНОСЯТ ГОДЫ, ДОБРОТУ НЕ УНЕСУТ Ттьяна Скобеева родилась на Тамбовщине, в удивительном по исторической значимости местечке — Большое Шереметьево, бывшей усадьбе графа Шереметьева. Там же закончила десятилетку и решила поступать в самый что ни на есть женский вуз — в педагогический институт. Готовилась к вступительным экзаменам. А за окном бушевало лето. Может быть, из–за длинных летних вечеров, когда подольше хотелось с друзьями побыть на улице, а может быть, просто несчастливый билет вытянула, но в институт она не поступила. Однако эту первую в жизни неудачу трагедией не считала — можно и без диплома век прожить. Только обидно ей было, что вот так от случайности может зависеть судьба человека. Взвращаться домой не хотелось. Во–первых, стыдно было, что не поступила — в школе–то ведь хорошо училась. Во–вторых, даже не представляла, куда можно пойти работать. Приехала всё же домой, а на душе как–то неспокойно. И решили они с сестрой поехать на Урал — родину отца (в конце тридцатых годов он работал в Миассе начальником пожарной части в посёлке Динамо, там, где была мельница). Пиехали в Миасс. Девушке семнадцати с половиной лет, без профессионального и жизненного опыта, устроиться на работу было непросто. Татьяна решила пойти работать на завод. Но приёма не было — в отделе кадров стояли на очереди десятки людей со специальностью и ждали, когда хоть где–то освободится место. И Татьяна, сразу оценив ситуацию, поняла, что даже не стоит время тратить на ожидание. Чрез комиссию горисполкома её приняли на работу в пассажирское автотранспортное предприятие кондуктором автобуса. По характеру Татьяна была общительной. Поэтому работа на людях ей нравилась. В ночную смену, когда порой салон автобуса был пуст, она распевала модные песенки. Иногда водитель, слушая её «концерт», просил сесть поближе к кабине, чтобы ему не напрягать слух. И Танюша с удовольствием исполняла просьбу. Наверное, она ещё долго бы работала кондуктором, если бы не одно обстоятельство — вставать ни свет ни заря, чтобы в шесть часов утра уже быть на линии. А во вторую смену пока кассу сдаст, отчитается, домой возвращалась уже далеко за полночь. Тня жила в общежитии на улице Романенко, её соседками по комнате были девчата–автозаводчанки, работницы КОПа. Они и посоветовали ей вновь пойти в завод-ской отдел кадров, попытать счастья. И оно улыбнулось девушке. Представитель кадровой службы электрокарного цеха предложил ей пойти учиться на водителя электрокара. Что означало последнее слово, она не имела ни малейшего представления. И когда её привели в цех и показали это транспортное средство, спросив при этом: «Ну, как, нравится?», она утвердительно кивнула головой, ещё не представляя принципа работы этой машины. Чрез четыре месяца получила права на управление электрокаром и была допущена к самостоятельной работе, которая приносила ей большое удовлетворение. Татьяне нравилось перевозить детали с участка на участок, из цеха в цех. Если выпадала свободная минута, то с интересом наблюдала за работой формовщиков в литейном цехе или термистов в термическом. Кстати, однажды в будущем наблюдательность помогла ей в одной жизненной ситуации. Япознакомилась с Татьяной ещё в начале семидесятых. Вместе поступили учиться в вечерний автомеханический техникум на специальность «Обработка металлов резанием». В нашей группе учились человек семьдесят. Татьяна выделялась среди них и внешностью и крепкими школьными знаниями. Семидесятые были расцветом образования на заводе. Не ошибусь, если скажу, что каждый второй молодой автозаводец учился. Причём это была не просто мода на образование, а желание больше узнать, получить более высокую квалификацию. Рссказываю вам о Татьяне Владимировне Ческидовой, а у самой перед глазами та прежняя Таня Скобеева: с огненно–рыжей копной волос, с независимым, немного дерзким характером, всегда готовая прийти на помощь сокурсникам. Помню, с какой лёгкостью она «щелкала» задачки по математике. Втретившись, мы немного расчувствовались, вспомнили замечательные студенческие годы. «А ты знаешь, у меня из той жизни в память врезались два случая, — признаётся моя сокурсница. — Помню, как во время контрольной по математике я многим помогала в решении задачи. И до чего же обидно было, когда они получили четвёрки и пятёрки, а я схлопотала трояк. А второй случай, когда меня к доске вызвал Анатолий Тимофеевич Жидков, и спросил, как производится термообработка деталей. К этому занятию я совершенно не была готова, выручила меня наблюдательность. Когда обслуживала термический цех, не раз видела как проходят в агрегатах закалку детали. Обмануть преподавателя невозможно. Анатолий Тимофеевич сразу понял, что этот раздел в учебнике я не читала. Но за смелость и находчивость поставил «отлично». После окончания техникума, Татьяна Шулепина, помнишь, у нас была такая сокурсница, работала в БТЗ ЦТТ, предложила мне место распредработ. В мои функциональные обязанности на новом месте входили: обработка путевых листов водителей, начисление заработной платы, оформление накопительных карточек. При заполнении последних ввела новшество — отмечала не только фамилию и инициалы, а полностью писала имя–отчество. Очень быстро запомнила их. А людям было приятно, что к ним обращаются по имени–отчеству. С1975 года в течение двух лет, на период декрета работницы техбюро, меня перевели работать техником–технологом. Потом немного поработала техником–диспетчером. В 1978 году перешла инженером по нормированию труда. Затем была назначена начальником БТЗ. Вэтой должности работаю до сих пор. Япоинтересовалась у Татьяны Владимировны: а не надоело ли ей заниматься, на мой взгляд, неинтересной бумажно–цифровой работой. Ответ меня несколько обескуражил: «Что ты, ведь за каждой цифрой я вижу конкретного человека. Мои цифры — это его зарплата, а значит, и благополучие семьи. В работе БТЗ важны не только чисто профессиональные качества, но и в не меньшей степени знание психологии людей, умение довести до человека ту или иную цифру, которая повлияла на уровень его зарплаты». Сгодня у Татьяны Владимировны за плечами тридцать семь лет заводского стажа и на год больше общего. Срок, что и говорить, солидный. И все эти годы её трудовая биография была связана с работой в транспортном подразделении. Птого июня она отмечает 55–летие. Сказать, что каждый год приносил ей только радость и удовлетворение, нельзя. Были на этом пути и тяжёлые моменты. Например, когда осталась одна с маленьким сыном на руках. Но природные выдержка и выносливость помогли ей выстоять, обрести счастье в новом браке. Татьяна Владимировна воспитала прекрасных детей — сына и дочку, дала им высшее образование. «Родители тогда выполняют свой долг, когда обучают своих детей, — говорит Татьяна Владимировна. — Поэтому всегда внушала своим детям: чтобы быть независимым, нужно учиться. Благодаря учёбе можно многого добиться в жизни. Это же самое я рекомендую своим сослуживцам. У нас здоровый микроклимат в коллективе. Мы очень бережно относимся друг к другу. Я не позволяю себе вспылить, оскорбить или обидеть человека. Действия каждой работницы нашего бюро направлены на добро. И даже если к нам приходит раздражённый человек, мы стараемся успокоить его, объяснить тот или иной вид оплаты или удержания. Мы в определённой мере законники на своём месте, поэтому нередко нормировщик в производстве — «враг номер один». Чтобы как–то разрядить обстановку, принимаем «огонь на себя». Яслушала свою бывшую сокурсницу, всматривалась в её лицо и с удовлетворением отмечала, что она по–преж-нему деятельна, открыта, прямолинейна, да и годы лишь немного изменили её лицо. Это, наверное, потому, что она никогда не была завистливой. Делала своё дело, любила работу и людей, которые её окружали. И они на её доброту отвечали добром.
Татьяна ИЛЬИНКОВА
|
назад |