свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 59 | Суббота, 5 июня 2004 г. | |
КАК Я РАБОТАЛ НА ЗАВОДЕ Сгласитесь, не многие люди решаются на создание мемуаров, ссылаясь, как правило, на нехватку времени, состояние здоровья, умения писать. Но зачастую причина одна — нежелание садиться к пишущей машинке, боязнь обвинения в нескромности. А ветеран завода Анатолий Кутузов, презрев силу инерции, взялся за перо. Свои воспоминания о прожитых годах, озаглавленные «Этапы моей жизни», Анатолий Петрович отнёс в завод-ской музей, а нам их передала заведующая Елена Коновалова. Автор мемуаров — фронтовик. Он участвовал в боях на Ленинградском и первом Белорусском фронтах. Был ранен. Уже на исходе Великой Отечественной войны окончил училище младших лейтенантов. После войны в Юрюзани преподавал школьникам военное дело, был инструктором физкультуры и спорта при профкоме местного завода. Курировал физкультуру и спорт на цементном заводе Катав-Ивановска, на вагоностроительном заводе Усть-Катава. А в 1952 году, прослышав о спортивных успехах тренировавшихся под его началом спортивных команд, в числе которых была и команда по хоккею с шайбой (явление по тем временам новое), Анатолия Петровича руководство автозавода пригласило к нам. На наше предприятие он устраивался дважды, успев в перерывах поработать заведующим городским отделом культуры, сделав в этой области немало полезного для города. Сгодня мы предлагаем читателям отрывки из воспоминаний Анатолия Петровича, касающиеся его работы на заводе. Хотя он и не был непосредственно причастен к созданию «Уралов», но тоже умножал его достижения, способствовал спортивным победам заводчан, заботясь об имидже предприятия. Дуг наш — спорт Вмае 1952 года руководство автозавода в лице его директора А. К. Рухадзе, председателя завкома профсоюза А. М. Никифорова, председателя заводского спортклуба ДСО «Торпедо» В. В. Смыслова сделали мне официальное предложение о переходе на работу на Уральский автозавод для организации команды. Я поставил условия: строительство хоккейной коробки, приобретение хоккейной формы, освобождение игроков от работы для тренировок и игр и так далее. Все условия были выполнены. Так я начал работать инструктором физкультуры и тренером футбольной и хоккейной команд автозавода. Хоккей в Миассе стал быстро развиваться. Первое наше участие в первенстве области состоялось в ноябре 1952 года. Напряжённые тренировки привели к тому, что на этих соревнованиях мы стали третьими в области, и это был наш большой успех. Футбол и хоккей явились основой для развития массового физкультурного движения на Уральском автозаводе. На спортсменов — членов футбольно–хоккейной команды, кроме тренировок и участия в играх, возлагалась обязанность на общественных началах вести работу физоргов в цехах и отделах. Это давало неплохие результаты. Между цехами на Поликарповском пруду, где были лодочная станция и лыжная база, проводились соревнования по лёгкой атлетике, лыжам, плаванию, гребле на лодках. В период становления массового спорта на заводе большой вклад в его развитие внёс Анатолий Радостев, возглавивший физкультурно–спортивную работу в модельном цехе. На общественных началах с разрешения руководства цеха он тогда изготовил хоккейные клюшки не только для команды цеха, но и для хоккеистов всего завода. Нельзя не отметить хорошую работу физоргов Геннадия Крохалёва (инструментальный цех), Павла Никулина (ОГТ), Льва Сюткина, Геннадия Манакова, Юрия Иванова и многих других, много сделавших для развития физкультуры и спорта на заводе. Большая благодарность работавшим тогда в заводском совете ДСО инструкторам Нине Ивановой, Антонине Гусаковой, Николаю Плешивцеву, Нине Степановой, Галине Зубковой. Их рабочий день продолжался допоздна: днём — работа в цехах и отделах завода, вечером — в парке и на стадионе по организации сдачи норм ГТО. А ведь у всех были семьи, дети, которым тоже надо было уделять внимание. Дя проведения соревнований нужны были и общественные организации — федерации по видам спорта, судейские бригады. Основателями этой работы были общественники Михаил Бахарев, Николай Гредасов, Алексей Патрикеев, Владимир Киреев. Впоследствии федерацию футбола–хоккея возглавили Геннадий Ивлев и Владимир Корнеев; они принимали участие в работе судейских бригад по хоккею–футболу и другим видам спорта. Наши федерации и судейские бригады обслуживали и городские соревнования. Вте годы многие автозаводцы активно участвовали в общественной жизни завода. В числе их был Иван Николаевич Беляев, который всё свободное время отдавал работе в заводском совете ДСО «Торпедо», а в 1954 году даже был его председателем (на общественных началах) во время моих частых отъездов на соревнования и учёбу. Помню, в это время мы с И. Н. Беляевым внесли предложение о том, чтобы при подведении итогов деятельности цехов и участков на заводе учитывалось их участие в физкультурно–спортивной жизни предприятия. Впоследствии руководство завода и цехов постоянно держали под контролем эту общественную работу. Особенно большое внимание физкультурно-оздоровительной работе уделяли начальники цехов Борис Фёдорович Никитин (цех нормалей), Михаил Александрович Бараков (модельный), Николай Григорьевич Жугин (шасси), Николай Петрович Безлепкин (ЦОП–2), Казимир Степанович Папковский, Морис Давыдович Гойхман, заместитель начальника главного конвейера Сергей Николаевич Волков и другие. Не остался в стороне от этой работы начальник УЖКХ (в дальнейшем — заместитель директора завода по быту) Иван Прокопьевич Алексеев. Он был председателем комиссии ГТО завода и полностью отдавал себя физкультурно– и культурно–массовой работе. В своё время он был и председателем культурно–массовой комиссии завкома. И. П. Алексеев многое сделал для становления футбольной команды УралАЗа, которая готовилась к играм по футболу в классе «Б». УИ. П. Алексеева одно время жил приглашённый в Миасс тренером Валентин Иванович Гусев. Он сделал всё возможное и невозможное для развития спорта на заводе, в частности, для достижения высоких результатов футбольной и хоккейной команд, играющих в первенстве страны. До сегодняшнего дня Иван Прокопьевич остаётся болельщиком футбола и хоккея. Его жена, Валентина Александровна, медик по профессии, была общественным врачом и ездила с командой на соревнования по всей Урало–Сибирской зоне. В то время в штатном расписании футбольной команды не было должности врача. Большая благодарность ей за эту общественную работу. Валентина Александровна и сейчас бывает на футбольных матчах. Првым директором стадиона «Торпедо» был Михаил Калугин, вторым — Михаил Бахарев. Затем им руководили П Никулин, В. Павлов, Ю. Федоренко. Многое сделал для хорошей работы стадиона и спортивных сооружений Анатолий Николаевич Какшин. При нём были проведены ремонт и реконструкция футбольного поля. Помогали в этом деле трудовые коллективы завода. Особенно большой вклад тогда внёс главный конвейер, в котором организатором физкультуры и спорта был тогда Сергей Николаевич Волков. Очень много в то время работали с молодёжью. По месту жительства организовывались детские комнаты, в которых работали кружки художественной самодеятельности. В детских комнатах в то время работали М. Тарнавская, Т. Крылова, Л. Сапожникова. На работников детских комнат ложилась обязанность организовывать и спортивную работу. Мария Ивановна Тарнавская ездила с хоккеистами по району, способствуя созданию катков в сёлах. В то время большое значение придавали организации детских хоккейных команд. На каток стадиона не всегда можно было попасть, поэтому начали строить хоккейные коробки во дворах. Первая такая коробка была возведена у дома, где жил И. П. Алексеев. Инициаторами её строительства у домов N№ 35–37 по проспекту Автозаводцев были Вячеслав Николаевич Багаев, Юрий Степанович Марамзин, Михаил Иванович Дудин, Александр Иванович Хитрин. Активное участие принял Аркадий Губин, инвалид войны. Строить он сам не мог, так как у него не было обеих рук, но были прекрасные организаторские способности. Всего в то время по месту жительства было построено шесть катков, на которых тренировались 12 детских хоккейных команд. Ребятам приобретали клюшки, частично — форму. Это был такой подъём в работе с детьми по месту жительства, которого потом больше не наблюдалось. Подолжение в следующем номере. |
назад |