свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 51 Уральский автомобиль Вторник, 18 мая 2004 г.

ВСТРЕЧА С «ЗЕМЛЯКОМ» НА ВЕНГЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ

   Втечение почти года у нас в газете идут материалы, посвящённые 60–летию со дня выпуска первого автомобиля. В них люди делятся воспоминаниями о том, как разрабатывали, ставили на производство и собирали уральские грузовики, с кем работали, как жили.

   Ив каждом рассказе чувствуется гордость бывших заводчан своей причастностью к созданию машин–богатырей. А на днях к нам пришло письмо от ветерана завода, Героя Социалистического Труда Василия Михайловича Густоева, в котором он рассказывает об одной очень памятной для него встрече.

   — Весной 1945 года был получен приказ из ставки РГК, обязывающий нашу часть передать всю технику и снаряжение Народно–освободительной армии Югославии. А личному составу части предстоял переход на территорию Венгрии в район Н–ского железнодорожного разъезда, куда должна была поступить для нас новая боевая техника. Прибыв к месту назначения, узнали, что техника ещё не поступила, пришлось искать, где остановиться на постой. Примерно в километре виднелся небольшой хуторок. Направились к нему и на окраине нашли большие пустующие сараи. Жильё что надо! Стены защищают от ветра, крыша — от дождя. Когда же принесли по охапке золотистой душистой соломы, прямо царская постель получилась. Сам Александр Васильевич Суворов позавидовал бы.

   Онажды лежу я, нежусь на соломке. Подбегает ко мне товарищ, запыхался, слова сказать не может. Схватил меня за руку и тянет. «Что случилось? — кричу ему. — Руку оторвёшь!» Немного отдышавшись, он затараторил:

   — Там земляк твой, бежим скорее, пока не уехал.

   — Что за земляк, где он? Да как же он может уехать, не повидавшись со мной, — зарычал я. — Почему ты его не привёл сюда?

   — Да бежим же скорее, — дергал он меня за руку.

   Пибежали на разъезд, вижу, на запасном пути стоят несколько вагонов. Солдаты выносят из одного какое-то снаряжение и укладывают его в кузов стоящего у эстакады грузовика, в кабине которого покуривает шофёр. Мой приятель, завидев шофёра, крикнул, кивая на меня:

   — Вот это тот самый друг, про которого я тебе рассказывал.

   — А, так ты с Урала и работал на автозаводе, где делают эти грузовики? — живо откликнулся водитель.

   — Нет, — говорю, — на автозаводе я не работал, я работал на автомоторном заводе. Мы выпускали моторы и коробки скоростей. Автомобили стали собирать, когда я уже был в армии. Мне об этом писали, и наш автомобиль я вижу впервые.

   — Залезай в кабину, посмотри, — дружелюбно предложил хозяин автомобиля.

   Уаживаясь на сиденье, я ухватился за знакомый рычаг, и засмеялся:

   — Вот этим рычагом перемещают шестерни по пазовому валу, я их обрабатывал.

   Птом мы вышли из кабины, мой новый знакомый поднял капот, и на меня повеяло чем-то родным и очень близким. Я мысленно оказался на заводе, мне виделись мои друзья–заводчане, стоявшие у станков в промасленной одежде, сборщики, собиравшие коробки скоростей и автомоторы, а теперь и автомобили. Я гладил капот автомобиля и восхищался: «Молодцы! Ай да молодцы, уральцы, большое, вам, спасибо! Низкий поклон за помощь!»

   — Кончай мечтать, — донёсся до меня громкий голос.

   Яосмотрелся, машина загружена, в кабину сел сопровождавший автоматчик. Заревел мотор.

   — Вставай на подножку, прокачу — предложил водитель.

   Поехав метров 40–50, я спрыгнул. И смотрел вслед удалявшемуся грузовику, махал рукой, пока он не скрылся за поворотом. Ко мне подбежал мой товарищ. И стал тормошить меня за плечи:

   — Ну что, доволен?

   Ямолчал.

   — Да вижу, что доволен,— не унимался сослуживец.

   М оба засмеялись и пошли к нашему пристанищу.

   Эа незабываемая встреча произошла пятьдесят девять лет назад на венгерской земле, за несколько тысяч километров от родного дома.



назад


Яндекс.Метрика