свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 51 Уральский автомобиль Вторник, 18 мая 2004 г.

НЕ ПРОРАСТёТ ТРАВА ЗАБВЕНЬЯ

   «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля, давая определение слову «музей», лаконичен — «собрание редкостей или замечательных предметов по какой-либо отрасли наук и искусств». С великим знатоком отечественной словесности трудно поспорить. Однако он не учёл, что эпоху спустя в нашей стране появится множество музеев, не под одну из двух категорий не подходящих: городских, сельских, боевой и трудовой славы, школьных, заводских…

   Внашем заводском музее, что размещается в просторной аудитории на втором этаже Дворца автомобилестроителей, в редкие свободные от посетителей часы стоит особая тишина. Застыли экспонаты, олицетворяющие вехи истории уральского автогиганта. Вот грубая обувь, которую в любую погоду носили первостроители завода. И мастерили они её сами. Вот карбидная лампа. А это макет барака, где жили приезжие из столицы. Может быть, знаменитые московские коммуналки тридцатых годов в сравнении казались им верхом роскоши, но и это жильё военной поры было кровом, спасавшим от мороза и ветра. А вот то, что завод выпускал, едва освоившись на новом месте, — коробка скоростей, мотор. Образцы первых автомобилей, которые с годами становились сложнее и совершеннее. Есть и раздел, отражающий особый для автозавода день — 8 июля 1944 года, когда заводчане аплодисментами и криками «Ура!» встречали свой первый автомобиль, чья марка ещё повторяла название прародителя.

   Ннче завод отмечает 60-летие со дня выпуска первого уральского автомобиля. И мало кто знает, что тремя днями раньше у заводского музея — своя, хотя и не круглая, но по-своему знаменательная дата — 35-летие образования. Это особая строка в летописи ОАО «АЗ «Урал».

   А она гласит, что первому мысль о создании заводского музея пришла Виктору Алексеевичу Гурушкину. К тому времени слишком много оказалось архивных документов, вещей, сохранившихся у заводчан в кладовках и на антресолях.

   В2001 году, юбилейном для предприятия, музей пережил второе рождение. Руководство завода средств не пожалело. Был капитально отремонтирован и отделан современными материалами выставочный зал, обновлена и дополнена экспозиция. Здесь появились модели уральских вездеходов, значки, кубки, полученные нашими экипажами по результатам триалов, завоёванные спортсменами. Кто–то хочет посмотреть фильмы, снятые заводскими кинолетописцами? Пожалуйста. Они зачастую дополняют и иллюстрируют рассказ экскурсовода. Гидом музейной экспозиции является сама хранительница — заведующая музеем истории Елена Коновалова. Когда–то она работала в ОНТИИ. Аббревиатура эта расшифровывается так: отдел научно–технической информации и изобретательства. Именно Елена Рудольфовна в сотрудничестве с ветеранами завода Владимиром Степановичем Солодухиным, Евгением Ивановичем Комплешовым, Олегом Борисовичем Поповым, Василием Григорьевичем Буланкиным провела колоссальную работу по приведению в порядок архивов, систематизации материала, его размещению.

   А экспонаты всё прибывают. Заводчане несут сюда старые документы, разобрав залежи в офисных шкафах. Так, например, поступил бывший начальник старейшего на заводе деревообрабатывающего цеха Владимир Иванович Оборовский. Теперь переданные им альбомы со старыми фотографиями людей, которые когда–то в этом исчезнувшем с карты предприятия подразделении работали, находятся в музее. Последовать его примеру Елена Коновалова просит и других автозаводцев. Ценны и воспоминания ветеранов — о том, как начинался завод, как проходило его становление. А сколько рассказов ей довелось выслушать! Ко всему, что приносят люди, Елена относится буквально с трепетом, опасаясь, что будет утрачен хоть один листочек или снимок. Даже передавая ветеранские мемуары и старинные фотографии для заводской газеты, не раз напомнит, чтобы их вовремя вернули.

   Н одна её экскурсия, которую она ежедневно проводит то для иностранных и иногородних гостей предприятия, то для студентов и школьников, то для тех, кто впервые переступает порог завод-ской проходной, не похожа на другую. Это всегда вдохновенная импровизация.

   Врочем, перечень того, что предлагает музей посетителям, довольно богат и разнообразен. Это не только обзорные экскурсии по выставочному залу, но и лекции и беседы по истории предприятия, научные конференции и так далее. А ещё здесь в торжественной обстановке вручают награды тем, чей труд умножает успехи предприятия. Недавно, например, в музее удостоверение ветерана завода получил художник Исмагил Мухаметжанов. На официальном языке функция музея, рассчитанная на молодёжь, называется воспитанием на славных трудовых традициях. А попросту учит знать и уважать историю завода, гордиться им, быть уверенным, что у предприятия, имеющего столь крепкие корни, будущее есть. Сейчас завод реализует замысел создания филиала музея. Идёт поиск помещения, где разместятся раритетные автомобили. Это дело чести ОАО «АЗ «Урал».

   Кк рассказала нам сама Елена, ей не раз довелось видеть слёзы пожилых посетителей. Это ведь для более поздних поколений всё, что хранится на стеллажах под стеклом — просто свидетельства ушедшего времени, а для ветеранов — это жизнь, лучшие годы, которые неразрывно связаны с заводом. На снимках — родные лица. Воспоминания щемят сердце, наполняя душу теплотой, горечью, любовью. Всё, что было, никогда не исчезнет из памяти.

   


Ольга БЕЛЯКОВА

   «Земной поклон всем…»

   И записи в книге отзывов заводского музея

   Псетил музей автозавода. В восторге от оформления. Чувствуется, что обновили его с любовью. Это часть истории нашего города. Земной поклон всем, кто хранит этот исторический эпос. Молодому поколению нужно брать пример с великих тружеников автозавода и хранить созданное в прошлом это богатство.

   Бывший работник ОГКСАМ,

   пенсионер (подпись неразборчива),

   работник МГРК Покрасс.

   Кгда история не забыта, существует полная уверенность в преемственности поколений. Эти традиции — ваше главное достояние. Спасибо за то, что такой музей существует.

   Эспозиция прекрасная и многому учит. Искренне желаю процветания вашему предприятию, и ещё — упрочить ваши позиции в области качества. Марка ураль-ского автозавода ещё завоюет весь мир.

   Ю Новичков, аудитор ТЮФ-СЕРТ.

   Нт предела моему уважению тем людям, чьими руками и стараниями был организован музей во Дворце Уральского автозавода. Огромное спасибо тем, кто участвовал в его создании — Василию Григорьевичу Буланкину, Елене Рудольфовне Коноваловой, Анатолию Александровичу Феськову.

   П Прокаев, ветеран Великой Отечественной войны.

   Гуппа экскурсантов Челябинского военного автомобильного института с большой благодарностью руководству завода и работникам ДК за познавательную экскурсию. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

   Сарший преподаватель кафедры

   автомобильной техники ЧВАИ, полковник А. Нестеров.

   Мзей вызывает гордость за свой завод, город, в котором мы живём.

   Псетители музея С. Д. Устюгина, А. В. Устюгин.



назад


Яндекс.Метрика