свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль Уральский автомобиль Уральский автомобиль
Суббота,
5 января
2002 г.
№ 1
Уральский автомобиль

РОВЕСНИК ЗАВОДА

В  библиотеке отдела, 1970 г.   2 января проектному отделу исполнилось 60 лет. О том, в каких условиях проходило его становление, рассказывает старейший работник проектного отдела, ветеран труда Анна Петровна Плотникова.

   Н завод я поступила 5 февраля 1942 года курьером заводоуправления. На изрытой заводской площадке стояли тогда два кирпичных здания: корпус N№ 2, в котором были расположены цеха — моторный, коробок скоростей, ЦСИМ; корпус N№ 6 — модельный и строящийся инструментальный цех. Я тогда еще не знала, что возведение заводских корпусов рождается на чертежных досках.

   Мня поразили условия, в которых работали люди. В то время кульманы были в большом дефиците, поэтому проекты создавались на чертежных досках с подложенными под них кирпичами, а вместо ватмана использовали обратную сторону синьки. Большие проблемы были и с письменными принадлежностями: чтобы продлить «жизнь» карандаша, огрызок вставляли в металлическую трубку-удлинитель и таким образом карандаш использовался полностью.

   А знаете, как выходили из положения, когда не хватало кальки или туши? Чертежи гвоздировали: брали ненужную синьку обратной стороной, клали на нее копирку, на копирку — чертеж, а затем обводили гвоздем (рейсфедер быстро тупился). Пояснительные записки, примечания и спецификации писали тушью. Но когда не было туши, чертеж гвоздировался полностью.

   Тк рождались первые чертежи! Уже 3 января 1942 года были выполнены чертежи разводки трубопроводов для эмульсии в моторном цехе (автор — Карповский); подсоединение паровозов к системе отопления в моторном цехе (автор — Минаев) и многие другие.

   Пзднее наш отдел перевели в барак в конце заводской площадки. Строителей, сантехников, электриков и механиков разместили в одной большой комнате. Рядом работали специалисты благоустройства и дорог, сметчики, копировщицы. В соседней комнате — представители государственных проектных институтов и с ними — конструкторы проектного отдела Г. Л. Смирнов и А. Ф. Минаев. Геологические изыскания вела группа из Ленинграда под руководством Р. И. Друбецкого.

   Сроились цехи и другие объекты завода и поселка, нужна была проектно-сметная документация. И чтобы сделать ее вовремя, мы работали по 12 часов и более. Из-за проблем с транспортом — часто ночевали в отделе...

   Ктому же в то время часто практиковали дополнительные работы по разгрузке стройматериалов, уборке снега. Утром молодежь разгружала машины, а вечером принималась за чертеж, который к следующему утру нужно было уже сделать. Сейчас даже трудно представить себе, как мы могли тогда так много работать, да еще при таком скудном питании. Кормили нас в заводской столовой по спецталонам. Во время обеда за спиной всегда стояло два-три человека — лизать тарелки, и стоило замешкаться, как все было выпито и вылизано.

   Вгоды войны проектным отделом выполнялась проектно-сметная документация на все строящиеся корпуса, а также на складские и конторские помещения барачного типа. Позже проектным отделом выполнялась документация на цеховые бытовые помещения; встроенные внутрицеховые, на антресолях пристрои, надстрои этажей, внутрицеховые перепланировки. Со временем все здания барачного типа были демонтированы.

   Оновременно велось проектирование объектов жилого поселка. В разные годы проектный отдел готовил документацию к строительству культбазы (летний кинотеатр, танцплощадка, разбивка парка при летнем театре и т. д.), детского катка, аптеки, пионерлагеря на берегу озера Тургояк и т. д.

   Туд проектировщиков в годы войны был высоко оценен партией и правительством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года многие работники нашего отдела были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

   Псле войны москвичи стали уезжать домой. В числе других уехал и первый руководитель нашего отдела В. Н. Сухопольский. Ему на смену пришли Краковщинский и его заместитель Г. Л. Смирнов, который позднее и возглавил отдел. Из москвичей остались только трое — Л. А. Вальдман, А. Ф. Минаев и Г. Л. Смирнов. К ним присоединились опытные специалисты — Якимов, Субботин, Байбородин и местные. Всего в отделе было 20 человек.

   В1950 году нас закрепили за ремонтно-монтажным цехом, но работали мы по-прежнему под руководством Г. Л. Смирнова и продолжали заниматься проектированием объектов разного значения. Построенные в годы войны цехи с применением деревянных конструкций ветшали, требовали замены. И уже в июне 1945 года Мельчаковым был выполнен ряд проектов по замене деревянного покрытия на железобетонное в литейном цехе N№ 1, существующих стен на кирпичные в плавильном отделении и другие.

   Оъем работ постоянно увеличивался. В отдел на конструкторские работы стали принимать молодых специалистов — выпускников техникумов и вечернего отделения ЧПИ. К 1957 году отдел насчитывал уже 50-55 человек.

   Кллектив проектного отдела на протяжении шести десятилетий принимал самое непосредственное участие в строительстве, реконструкции и модернизации производства. Ни один цех, ни один участок, ни одна установка не были пущены без его непосредственного участия.

   Стого далекого лихолетья работники проектного отдела несут добрую славу профессионализма и дисциплинированности. Традиции, заложенные в сороковые, передаются из поколения в поколение.

   Яблагодарна судьбе за то, что она связала меня на четыре десятилетия с коллективом проектного отдела. Все эти годы рядом были замечательные, добрые, отзывчивые люди. И, пользуясь случаем, я хочу поздравить их с этой знаменательной датой: 60-летием родного отдела и пожелать им доброго здоровья, успехов, счастья и удачи!



назад


Яндекс.Метрика