свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 50 | Суббота, 15 мая 2004 г. | |
ПЛЮС МЛАДШИЕ БРАТЬЯ «ЗИС-5» Автомобиль «ЗИС-5», выпускаемый на нашем заводе в военные годы, здорово выручал фронтовиков. Но к началу пятидесятых годов машина эта уже не отвечала требованиям времени. В конце сороковых в техническом управлении Министерства автомобильной промышленности был разработан и утверждён график первой очереди модернизации уральского грузовика. Для нынешнего поколения автозаводчан названия «ЗИС–5М», «ЗИС–21», «ЗИС–21А», «ЗИС–2Г», «УралЗИС–3Г» — олицетворение истории. Рвно, как и название переходной модели «УралЗИС–353». По всем параметрам — прочности, износостойкости, экономичности и внешнему виду — автомобиль этот почти не уступал лучшим отечественным образцам. По решению коллегии министерства на заводе в начале 50-х годов началось внедрение поузловой сборки модернизированного автомобиля. Новшества впечатляли: гидравлическая система тормозов на все четыре колеса, усиленный редуктор заднего моста, масляный фильтр тонкой очистки масла, откидной держатель запасного колеса, новый глушитель выхлопа, бензобак с подвижной горловиной, усиленная платформа. Результаты испытаний получили высокую оценку специалистов. Пятидесятые–шестидесятые годы — это фактически непрерывный поиск новых технических решений, идей. При этом большая нагрузка ложилась на инженерно–технических работников завода. — Мы в те годы практически не знали ни праздников, ни выходных, — вспоминает бывший инженер–технолог сектора подготовки производства УГТ Вера Павлова. — Так интенсивно был загружен каждый день. Отдача от специалистов требовалась большая. Сктор, где работала Вера Павловна, занимался согласованием конструкторской документации со всеми службами завода. И конечно же, со смежниками, поставляющими комплектующие детали. Учитывая все высказанные в ходе согласования замечания, коллектив отдела разрабатывал технологический маршрут с закреплением деталей за цехами завода. Технологи составляли планы проектирования и изготовления оснастки с указанием сроков, прежде чем будет выпущена опытная партия машин. Специалистом Вера Павловна была прекрасным, в отделе её даже называли ходячей энциклопедией. Вре Павловне и её коллегам особенно запомнился период, когда завод готовился к выпуску автомобиля марки «Урал–375» — повышенной проходимости. Именно такой автомобиль, как гласило постановление правительства, был особенно нужен стране. Подготовка его производства отличалась необычно большим объёмом. Изучив представленные чертежи, инженерно–технический совет принял решение — все детали изготовить универсальным способом, а специальную оснастку спроектировать и изготовить только на особо сложные детали. Сроки были предельно сжатые. Процесс, помимо Министерства, строго контролировали партийные органы, представители заказчика. Немало времени уходило на составление отчётов, подготовку сведений для сводок. С подчинённых за качество работы строго спрашивал начальник отдела Семён Юльевич Фельзенштейн. 1 мая 1958 года на праздничной демонстрации по главному проспекту города прошли два первых опытных образца новых машин. После успешных заводских испытаний, автомобили были переданы на государственные испытания. Партию большегрузных машин подготовили, как это было тогда принято, к очередному съезду партии, что и отмечалось в специальном рапорте. Ввыпуске этих модификаций уральских машин и тех, что последовали за ними, — немалая доля труда сотрудников сектора подготовки производства. Совместно с ПДО специалисты УГТ проделали огромную работу по разработке документации для перехода на систему АСУП. Чго только ни приходилось делать заводчанам помимо основной продукции — автомобилей. Вера Павловна вспоминает, что в шестидесятых годах их отдел участвовал в изготовлении изделий, которые именовались товарами народного потребления. Их для краткости чаще всего называли ширпотребом. Это то, что необходимо было людям, но промышленность наша выпускала недостаточно. Вперечень этот входили санки, гаражные замки, карнизы. А ещё в помощь сельскому хозяйству делали детали для стогометателей, доильные аппараты «ёлочка». Кллектив у них был дружный и работоспособный. Отлынивать от работы, трудиться спустя рукава было не принято. И хотя у каждого было своё конкретное задание, взаимопомощь, взаимовыручка всегда ценились. Учтём к тому же, что в те годы оснащение было куда более скудным. Все расчёты делались на бумаге, так же оформлялась и документация. Чудо–компьютеров, столь облегчающих жизнь нынешнему поколению заводчан, тогда и в помине не было. Н заслуженный отдых Вера Павловна Павлова ушла в 1982 году, но то время, когда она трудилась на заводе, помнит чётко. И с большой благодарностью отзывается о людях, с которыми вместе работала.
Ольга БЕЛЯКОВА
|
назад |