свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 50 Уральский автомобиль Суббота, 15 мая 2004 г.

БААН: И ВИДЕН СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ

   Иенно нынче система БААН–4, интерес к которой у топ-менеджмента завода возник четыре года назад, получила стимул для интенсивного внедрения. Недавно заместитель директора по управлению информационными системами Виталий Евгеньев вернулся из северной столицы, где была организована учёба для специалистов, непосредственно занимающихся внедрением БААН–4.

   — Виталий Александрович, в связи с чем возникла необходимость делать, по сути, революцию в уже сложившейся системе управления производством?

   — Каждое предприятие прежде всего характеризуется управляемостью. Для того, чтобы нормально управлять производственным процессом на современном уровне, верхнее руководство должно иметь перед собой какие-то определённые цифры, критерии. Ещё до того, как мы стали внедрять систему БААН, работала старая, «минавтопромовская» программа АСУ. Каждый месяц генеральный директор завода получал данные об итогах работы предприятия, но получал их с большим опозданием. В какой-то степени это сглаживалось прогнозированием, но целост-

   ной картины не было. Это первое.

   Ивторое — несколько лет назад на нашем заводе была разработана самодельная система управления финансами СУФ, предназначенная для того, чтобы контролировать работу финансовых органов, то есть оперативно снабжать генерального директора завода информацией о существующих кредиторской, дебиторской задолженностях, данными о расчётах с потребителями и так далее. Но поскольку система эта была несовершенной, в итоге расхождения с главной бухгалтерией были довольно значительные. То есть завод фактически не управлял финансами. Жёсткого и чёткого контроля и прозрачности не было. И третье: когда нас обанкротили и на заводе ввели внешнее управление, внешний управляющий Валерий Викторович Панов сразу заявил о своём желании иметь прозрачную бухгалтерию, точные, конкретные цифры, касающиеся финансов. И мы начали искать систему.

   — Какие варианты привлекли внимание заводского руководства?

   — В результате поиска мы перебрали массу вариантов. В итоге в 1999 году остановили свой выбор на системе «Галактика», заключили договор. Кстати, ещё при Юрии Ивановиче Горожанинове наш завод пробовал внедрить новую систему управления предприятием. Однако она нашему заводу не подошла. Это мы выяснили, когда начали проверять, как она работает на других предприятиях. Не подошла не только из–за того, что оказалась слишком дорогой, но ещё и потому, что была рассчитана на непрерывный производственный цикл.

   Кгда в 1999 году мы делали попытки внедрить «Галактику», приехавшие из Москвы аудиторы убедили нас, что нам необходима более современная и гибкая система управления предприятием, отвечающая мировым стандартам и позволяющая работать в международной системе отчётности. Когда мы начинали внедрять систему «Галактика», у нас был создан координационный совет. Его возглавил Виктор Христофорович Корман, тогда первый заместитель генерального директора. И он успешно со своей миссией справился. В состав этого совета вошли руководители завода, технические специалисты. В основном — работники управления информатики, а также представители тех подразделений, которые в этой системе задействованы: конструкторы, снабженцы, финансисты. Этот консультационный орган очень плодотворно работал.

   Имы возобновили поиск. Побывали на различных предприятиях, перебрали семь систем. В ноябре 1999 года собрали координационный совет, где проанализировали недостатки и преимущества систем и в итоге решили отдать предпочтение БААН–4.

   — Термин этот нередко звучит в разговорах заводских специалистов. Но не все автозаводцы знают, что значит название, очень напоминающее аббревиатуру.

   — Никакая это не аббревиатура. Это имя разработчика системы — голландца Яна Баана. Он её разработал вместе с братом, назвали своей фамилией.

   — В чём же её преимущество по сравнению с теми системами, которые вы отвергли?

   — В системе БААН–4 есть модуль динамического управления, который позволяет адаптировать параметры системы к изменениям, происходящим на заводе, и делать это достаточно легко и просто. Частично заводские специалисты могут осуществлять это уже сейчас.

   Н момент выбора системы ни одна из существовавших, кроме «Сайтлайн», не позволяла этого делать. Но «Сайтлайн» мы не выбрали потому, что она предназначена для малых предприятий. Дело в том, что при внедрении подобной системы возникает громадный вал информации, которую она обрабатывает. Каждое данное (о договоре, о платеже, о производстве, о нормативе) вводится один раз с конкретного рабочего места. Все эти данные обобщаются в компьютере. И если кто-то решит их подкорректировать, машина выдаст сигнал: «здесь что-то не так». А поскольку любая операция полностью контролируется, то фиксируется и имя человека, и число, и время, когда произошло вмешательство.

   Сгодня практически весь бухгалтерский учёт осуществляется через систему БААН. То есть всё движение — от момента заключения договора до момента установки детали на автомобиль, до выпуска — всё автоматически проходит через БААН. На сегодняшний день мы умеем считать себестоимость любого автомобиля. Причём не через месяц, а на текущий момент.

   — Значит, это способствует ускорению процесса?

   — Казалось бы, какая разница, когда насчитают себестоимость? Но в то же время для нормальной организации производства, сбыта, мы заинтересованы в том, чтобы знать эти данные на сегодня.

   Кгда на заводе начали внедрять систему БААН, практически никто не знал, где что на заводе лежит и сколько. Настолько несовершенен был учёт. За счёт внедрения оргтехмероприятий с целью упорядочения учёта начали вскрываться очень интересные вещи: складские запасы, величина кредиторской и дебиторской задолженностей, которые теперь контролируются с точностью до копейки.

   Унас разработаны модульные структуры, наглядно демонстрирующие внедрение БААН. Здесь обозначены модули, где новая система уже находится в эксплуатации на 100 процентов, на 80, на 50. В соответствии с решением координационного совета внедрение новой системы будет завершено до конца нынешнего года. Как я уже говорил, процесс этот находится в центре внимания Виктора Христофоровича Кормана.

   — Как известно, на какое-то время система БААН вообще исчезла из поля зрения заводчан. С чем это было связано?

   — К сожалению, до возвращения нынешнего генерального директора два минувших года можно считать потерянными для системы БААН. Она была «заморожена», хотя вроде бы никто от неё и не отказывался. Финансирование в 1993 году было полностью прекращено и с подрядчиками, фирмой «БААН–Евразия», мы практически не рассчитывались, но сотрудничество не прекращалось.

   Сйчас перед руководством завода стоит задача обучить топ–менеджеров предприятия, чтобы они имели чёткое представление о системе, все разговаривали на одном языке, владели терминологией, понимали друг друга.

   — Насколько я знаю, вы тоже недавно прошли обучение на специальных курсах в Санкт-Петербурге.

   — Это правда. В соответствии с приказом генерального директора N№ 151, группа заводских руководителей высшего звена получила соответствующие знания в северной столице. Почему именно там? Потому что офисы этой компании располагаются в Москве и Санкт-Петербурге. Первая группа заводских менеджеров училась с 29 марта по 2 апреля, следующая — с 5 по 10 апреля. А учёба для третьей группы руководителей была организована непосредственно на заводе, с 27 по 30 апреля. С этой целью специалисты из Санкт-Петербурга приезжали в Миасс.

   Вобще заслугу специалистов фирмы «БААН–Евразия», трудно переоценить. Они предварительно провели тщательное обследование, — что собой представляет предприятие. Результаты их труда — это отчёты и другие документы, которые используются на заводе. Все руководящие документы были рассмотрены и утверждены на координационном совете. Мы также получили рекомендации, как действовать дальше. Парал-

   лельно специалисты начали обучать конечных пользователей, которые в свою очередь, придя на рабочее место, делились знаниями с подчинёнными.

   — Виталий Александрович, процесс внедрения БААН на нашем заводе почти завершён. И всё же, что ещё предстоит сделать до окончательного срока?

   — В этом году мы докупаем лицензии, внедряем те модули, работы по которым не смогли осуществить по чисто техниче-ским причинам, заканчиваем формирование локальной сети, оборудуем рабочие места. Закупили мощный сервер и большую партию компьютеров. Очень важно, что в программе на 2004-й год преду-смотрено финансирование проекта.

   — На каких других россий-ских предприятиях действует эта система?

   — В нашей стране БААН неплохо прижилась на таких, например, предприятиях, как «Нижфарм» (аптечная промышленность), картонажная фабрика Санкт-Петербурга. Но в отечественном автомобилестроении на предприятиях такого масштаба, как ОАО «АЗ «Урал», система практикуется впервые. Нас можно считать первопроходцами, в том числе и в холдинге «РусПромАвто».

   — Что, и наш главный конкурент КамАЗ отстал?

   — На КамАЗе эта система начала внедряться незадолго до дефолта, в 1998 году. Но, в связи с особенностями структуры и специфики производства, лишь частично. На мой взгляд, одной из причин неполного внедрения является неразвитость информационной службы завода. К тому же с тех пор лицензии подорожали в шесть раз.

   З рубежом БААН–4 применяется на таких заводах, как «Рено», «Фиат», «Вольво», «Боинг», марки которых известны во всём мире.

   Н автомобильном заводе «Урал» завершилось обучение специалистов руководящего звена работе в международной комплексной автоматизированной системе «BAAN–IV».

   Оновная цель обучения — дать специалистам АЗ «Урал» чёткое представление о системе, её возможностях и функционировании в режиме реального времени. Приказ о проведении теоретических занятий был подписан генеральным директором дивизиона «Большегрузные автомобили» — генеральным директором АЗ «Урал» Виктором Корманом. Две группы ведущих менеджеров завода прошли обучение в Санкт-Петербурге, третья — непосредственно на предприятии.

   


Ольга БЕЛЯКОВА



назад


Яндекс.Метрика