свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 44 Уральский автомобиль Четверг, 22 апреля 2004 г.

ОДИН ИЗ ПЕРВОПРОХОДЦЕВ

   Всилий Иванович Рамзаев — из тех людей, которые всю жизнь следуют своим принципам. Коммунистические идеалы — это то, что греет душу, красный флаг — символ исчезнувшего с карты мира государства — то, на чём отдыхает глаз. Стремительно меняющийся мир — источник постоянного стресса. Жириновский ли эпатирует публику, Хакамада ли ратует за либеральные идеи — ветеран переживает остро. А на мой совет — мол, относитесь ко всему философски, горячится: «Да не могу я!» Сам он, понятно, на минувших президентских выборах голосовал за Николая Харитонова, полагая, что приди он в Кремль, жизнь повернёт в прежнее русло. Собственно, что ему, кроме горя, принесла новая жизнь: от наркотиков погибли двое любимых внуков, на которых дед возлагал большие надежды.

   — Сколько нас, автозаводцев первой волны, осталось? — скорее риторически вопрошает он у председателя заводского совета ветеранов Евгения Ивановича Комплешова.

   Ивыслушав ответ, что две с половиной тысячи, убеждает: «Вот мы и есть настоящие ветераны».

   Всилий Иванович уже со счёту сбился, сколько раз ему присваивали звание ветерана завода.

   Ктому же он ветеран труда. Хранит дома орден «Знак Почёта», которым его наградили в 1961 году, значок «Отличник соцсоревнования», выданный к 25-летию предприятия. Прибавьте к тому стопку почётных грамот и длинный список благодарностей, полученных за 56 лет его производственного стажа. О принятии на работу в трудовой книжке В. Рамзаева только одна запись, чем он очень гордится.

   Масс — вторая родина Василия Ивановича. Он — уроженец села Берёзовка Ульяновской области. Отец, железнодорожник, тянул семью, где было восемь детей, в том числе двое приёмных — племянников-сирот. Вместе с Ульяновским заводом Василий, выпускник ФЗО, попал в эвакуацию на Урал. До совершеннолетия ему тогда оставался год. Как и все приезжие, жил на частной квартире. На работу из старого города ходил пешком, если не удавалось поймать попутку. Чтобы вовремя добраться, вставал в четыре утра. Начинал шлифовщиком в цехе шасси, обрабатывал поворотную цапфу переднего моста. От той военной поры запомнилось чувство голода и холода.

   — Если на улице был сорокаградусный мороз, — рассказывает Василий Иванович, — то в цехе было не выше 35 градусов. Чтобы отогреть окоченевшие пальцы, руки периодически приходилось держать над костром.

   Тк вот тяжело достался первопроходцам этот первый уральский автомобиль, который 8 июля 1944 года вывел из заводских ворот водитель–москвич Дмитрий Колесов. Событие, навсегда внесённое в анналы заводской истории. Василий Рамзаев со своими друзьями по работе тоже был в той толпе заводчан, которые приветствовали окрашенный в тёмно-зелёный цвет грузовик. Для них не было тогда ничего прекрасней этой неказистой по меркам сегодняшнего дизайна машины. Да она и не была призвана услаждать взгляды: главное, чтобы фронтовикам громить врага помогала.

   Её одно событие, вызвавшее всеобщий душевный подъём — День Победы, когда сама природа оказалась щедрой на тепло и солнце, словно вознаградив за былое напряжение сил и горечь утрат.

   Псле войны Василий Рамзаев работал наладчиком, мастером, начальником смены. Начальником он был строгим, за производственную дисциплину с подчинённых спрашивал по всей форме. Пьянство, этот бич производственный во все времена, искоренял в коллективе всеми доступными средствами. Если знал, что поможет, и крепкого слова в адрес нарушителей не жалел. И перед вышестоящим начальством никогда не заискивал.

   — Не люблю подхалимов, — это его принцип.

   Исколько трудился на заводе, столько и занимался общественной работой. Тогда это квалифицировалось как партийное поручение. Должность его именовалась солидно: контролёр общественного питания. В составе комиссии Василий Иванович проверял, как кормят заводчан цеховые столовые. Был нештатным инспектором СЭС, членом правления заводского ДК. Со всей присущей ему решимостью боролся с недостатками. И времена перестроечные не внесли скептицизма в его отношение к жизни. Помнится, мы даже вместе с ним были в одной рейдовой бригаде по охране природы.

   Ион так же близко к сердцу принимал каждое вырубленное кем-то самовольно дерево.

   А ещё в городе Василий Иванович слыл завзятым театралом. В местный любительский драмколлектив при Дворце автомобилестроителей, ставший со временем народным театром, Василия Ивановича пригласил сам тогдашний режиссёр Вениамин Маевский, который ему сватом приходится. Внешность у нашего героя и впрямь колоритная — высокий, крепкий, голубоглазый, со звучным голосом. На сцену он выходил в спектаклях «Тени», «Любовь Яровая», «Цемент» и других. У миасской публики постановки имели бешеный успех. А уж сколько он дедов морозов на детских утренниках переиграл — не счесть. И так перевоплощался, что его в бороде и ярком кафтане и родной внук Артём не узнал.

   А ещё Василий Иванович однажды самого секретаря горкома сыграл. И не где-нибудь, а в художественном фильме «Грядущему веку». Главный режиссёр его из многих претендентов на эту роль отобрал. На съёмки в Челябинск, вспоминает Василий Иванович, его каждый день возили с почётом на чёрной «Волге» возили. Машина — тоже часть съёмочного реквизита. Когда в кадре В. Рамзаев в отутюженном строгом костюме, при галстуке, появлялся из салона автомобиля, миасская публика в кинозале в восторге аплодировала. А уж как рада была волжская многочисленная родня! Рассказывали, что одна родственница даже к экрану бросилась с криком: «Вася, иди к нам!»

   Врочем, окончания съёмок Василий Иванович не дождался. В профкоме ему дали путёвку в один очень хороший южный санаторий.

   — Ну что ж, поезжайте, — напутствовали миасского артиста киношники. — Мы что-нибудь придумаем.

   О«придумке» Василий Иванович до сих пор не может вспомнить без смеха. В фильме приезжает в город секретарь обкома, а его в аэропорту градоначальник не встречает. «Где он?» — недоумевает областной босс. «За границу срочно отбыл», — звучит ответ.

   Н заслуженный отдых Василий Иванович вышел только пять лет назад. А перед этим грузчиком успел поработать. За всеми переменами на заводе ветеран следит внимательно. Что-то его настораживает, что-то огорчает. Словом, относится он нынче к родному предприятию как к любимому, но слегка отбившемуся от рук дитяти. Хотя и радует Василия Ивановича, что, несмотря на процессы явной капитализации, ветеранов на заводе не забывают. С праздниками поздравляют. К прошлому Дню Победы, например, прямо на квартиру им с женой Ниной Исаевной, тоже бывшей автозаводчанкой (она, кстати, участница Великой Отечественной войны) по 350 рублей принесли.

   Д и сам Василий Иванович старых друзей помнит, в праздники непременно обзванивает, делами, здоровьем интересуется. И на исходе Светлой седмицы мне позвонил.

   — Христос Воскресе! Не забыла, Ольга, что сегодня большой праздник — Красная Горка в народе называется?

   — Воистину Воскресе! — отвечаю с чувством.

   Вт в этом мы с ним сходимся. Уж это точно.

   


Ольга БЕЛЯКОВА



назад


Яндекс.Метрика