свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 44 | Четверг, 22 апреля 2004 г. | |
ДАёШЬ ЭНЦИКЛОПЕДИЮ? Кнун 60-летия со дня выпуска первого уральского автомобиля — самое время задуматься о заводской энциклопедии Двольно распространённое явление: в канун того или иного юбилея подводятся итоги, сыплются воспоминания, анализируется прошлое. И время от времени возникают совершенно здравые идеи по систематизации данной информации. Цели у этой работы различные, но одну из них довольно чётко сформулировал известный, ныне покойный актёр Леонид Филатов. Чтобы помнили… Эот механизм эффективно и чётко сработал в канун 230-летия Миасса. В городе появилась первая «ласточка» — энциклопедия. Правда, её авторы и идейные вдохновители оговорку сделали сразу: поскольку данный опыт зафиксирован в единственном числе, полнота и достоверность сведений оставляют желать лучшего. Исоль вопроса не в том, чтобы раскритиковать первопроходцев энциклопедического жанра, а помочь им в следующем издании привести сведения в порядок — насколько это возможно. Пимерно такие мотивы подтолкнули к перу ветерана Уральского автозавода Валентина Когана. В редакционной почте нашей газеты появилось письмо следующего содержания (приводится в сокращении): «Особенно бросается в глаза крайне малое количество статей (в энциклопедии «Миасс». — прим. редакции) о людях и событиях нашего завода. Ведь звания и награды — не единственный критерий, характеризующий заслуги многих работников, внесших значительный вклад в становление и развитие завода. Возникает предложение о целесообразности подготовки и издания энциклопедического словаря «Уральский автозавод. Люди и события». Это должно быть наиболее полное издание, которое позволило бы сохранить в истории и памяти автозаводцев этапы возникновения и развития завода, биографиче-ские справки о его лучших людях…» Вписьме Валентина Когана содержится множество имён и фамилий — тех людей, которые внесли и вносят по сей день огромный вклад в развитие градообразующего предприятия Миасса. В принципе, ветеран автозавода выступает не только с инициативой — он даёт своеобразную точку отсчёта для создания энциклопедического словаря, которая вкупе с архивными данными и человеческими воспоминаниями формирует благодатную почву для начинания. Правда, как звучит между строк письма, при реализации проекта нынешнему поколению автозаводцев следует поторопиться. «Уходят последние ветераны, работавшие на заводе в сороковых-пятидесятых годах, — пишет Валентин Коган. — И нельзя допустить, чтобы с ними ушла история. Но энциклопедия — не биографический справочник. Вней должны найти отражение все наиболее яркие события в истории завода, развитие конструкции автомобилей, этапы строительства и реконструкции». Нстоящий момент — самое время для того, чтобы принять принципиальное решение о создании энциклопедии. Дело в том, что нынешний год для автомобильного завода «Урал» — юбилейный. Восьмого июля исполнится шестьдесят лет с того момента, как главный конвейер предприятия покинул первый грузовик. До торжественной даты осталось менее трёх месяцев, и совершенно очевидно, что к ней решить вопрос об издании энциклопедии невозможно чисто физически. Однако юбилей — самый лучший повод заявить о намерениях, которые потом следовало бы поэтапно воплощать в жизнь. При слаженном подходе к делу потенциальная энциклопедия могла бы увидеть свет, например, к 65-летнему юбилею самого предприятия — к 30 ноября 2006 года. Имеющийся временной запас величиной более двух лет, если обойтись без излишней раскачки и полезно его использовать, может оказаться достаточным для проведения подготовительной работы к изданию. «Учитывая огромный объём работы, необходимость привлечения большого количества авторов, а также необходимость определённых финансовых затрат, было бы целесообразным, чтобы оргкомитет и редакционную коллегию возглавил лично первый руководитель завода, — считает Валентин Коган. — Работу по подготовке издания взяли бы на себя кадровая служба, заводской музей и, конечно же, пресс-служба... Целесообразно, на мой взгляд, привлечь членов редакционной группы миасской энциклопедии, накопивших большой опыт в подготовке подобного издания. Как мне кажется, необходимую помощь оказала бы и холдинговая компания «РусПромАвто». Иак, предложение сделано. Очередь — за принципиальным решением руководства предприятия. Уестно Вадрес генерального директора АЗ «Урал» Виктора Кормана пришло письмо от ветерана предприятия, бывшего директора завода Виктора Гурушкина (приводится в сокращении. — прим. редакции). «Спасибо Вам, что помните, не забываете ветеранов завода, — пишет он. — Виктор Христофорович, большая благодарность Вам за подарок — энциклопедию «Миасс». Это самый памятный, самый дорогой и вечный подарок для меня и моей семьи. Я, моя жена и дети нашли в энциклопедии многих хорошо знакомых людей, оставивших большой след в истории завода и города. Приятно, что энциклопедия издана со вкусом и на высоком профессиональном уровне. Дай Бог Вам здоровья и сил в нелёгкой работе по оздоровлению завода. Уверен, что с каждым годом завод будет преуспевать и богатеть. С уважением, Ваш бывший директор В. Гурушкин».
Дмитрий ФЕДЕЧКИН
|
назад |