свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 43 Уральский автомобиль Вторник, 20 апреля 2004 г.

ЗОЛОТЫЕ НАШИ РОССЫПИ…

   Иторико-краеведческая экспедиция, посвящённая сразу трём знаменательным датам — 180-летию освоения россыпных месторождений золота в районе Миасса, 258-летию открытия золотоносных пород на территории России, а также 230-летию Миасса, готовилась основательно и надёжно. Частично профинансировала наше мероприятие дирекция ОАО «Миассзолото», а вот администрация Миасса отказалась выделить школьный автобус без оплаты аренды (и это вопреки губернаторской программе нравственно-исторического воспитания подрастающего поколения). За аренду автобуса гараж нам выставил счёт на 16 тысяч рублей.

   Ивсё же я детям дал обещание, которое необходимо было выполнять. Срочно занимаю денег, беру частную «Газель» и еду до Новоандреевки, где на рюкзаках сидят 13 местных школьников. Объясняю ситуацию: на лицах ребят разочарование. Пришлось на ходу менять план-график предстоящей экспедиции. Ближние места оставили на осень, а пока решили уехать на дальнюю часть маршрута, на север Урала. И вот побежали под колёсами нашей «Газели» километр за километром. Как известно, разработка золотоносных пластов началась в 1814 году — на Берёзовских промыслах, в 1820 году в Невьянском заводе, в 1822 году открылся золотой промысел при Билимбаевском и Кыштымском заводах. 1823 год характеризуется расцветом добычи золота из россыпей открытых месторождений по всему Уралу. По данным Свердловского областного архива, тогда на Урале насчитывалось 204 таких прииска. В их числе месторождения Берёзовское, Нижнетагильское, Екатеринбургское, Гороблагодатское, Сысертское. Развивалось месторождение и в Златоустовском округе. Попутно осуществлялись поиск и добыча серебра, платины, меди, мышьяка, железа и других полезных ископаемых. Именно тогда Урал превращался в становой хребет России, опорный край державы.

   Н обед мы остановились в «Уральских Кижах» — местечке около деревни Кротяки Свердловской области. Ганина Яма — это старые горные выработки, где до революции добывали медную руду, а в 1918 году здесь были захоронены останки членов семьи последнего российского императора. В мужском монастыре в честь Святых Царственных Страстотерпцев дети потрапезничали, поговорили с отцом Зосимой. Он всегда с интересом расспрашивает обо всех наших историко-краеведческих экспедициях. Он благословил нас и пожелал в дорогу ангела-хранителя.

   Чрез полтора часа мы оказались в Невьянске, родовом гнезде династии Демидовых. Посетили знаменитую наклонную башню, историко-краеведческий музей, а также познакомились с Сергеем Петровичем Калашниковым, часовых дел мастером, который вот уже более четверти века ухаживает за башенными часами. И ещё посетили величественный Покровский храм, который облицовывали югославы нашим каслинским мрамором.

   Дльше путь лежал в Верхотурье. Город этот начал строиться в конце XVI века как столица Сибири, крепость — широко и с размахом. Сейчас это православный центр Урала, где находятся Свято-Никольская обитель, Свято-Покровский женский монастырь, Свято-Троицкий собор — музей-заповедник архитектурного зодчества XVII–XVIII веков. Ночлег мы устроили на берегу целебного озера Актай. А рано утром дорога уводит нас на Серов, Краснотуринск, Карпинск. В Краснотуринске заправляем нашу «Газель» газом. Дети любуются городом. А я отправляюсь на Южно-Заозерский прииск, где добываются золото и платина. Каждый из городов, которые оказываются на нашем пути, чем-то примечателен. В Карпинске находится могила учёного с мировым именем, изобретателя радио — Александра Степановича Попова, который похоронен рядом с супругой у стен Введено-Богословского собора. Храм сейчас реставрируется. В Серове расположено мощное ферросплавное производство (я считаю, что это одна из причин гибели сосьвинской речной селёдки, которой, рассказывают, во время дружеских встреч Сталин угощал Рузвельта и Черчилля).

   Встаринном посёлке Сосьва, одном из первых населённых пунктов Пелымского княжества, заезжаем в местную школу, посещаем музей. Долго не задерживаемся: если опоздаем на паром, ждать следующего придётся целый день. Но паром стоит, ждёт автобус из посёлка Кошай. Купаемся в реке Сосьва. Вода холодная, берега завалены отходами металлургического производства.

   С своей машиной мы на пароме благополучно переплываем реку Сосьву и через час уже находимся в посёлке Кошай, которому в 2000 году исполнилось 400 лет. В местный краеведческий музей попасть не удалось, был выходной. И снова в путь.

   Сло Меркушино славится Свято-Симеоновским храмом, в котором есть целебный источник, открывшийся на месте могилы Симеона-праведника. В трапезной одноимённого подворья Ново-Тихвинского женского монастыря мы повечеряли, сходили на службу, в обители переночевали. Утром с благословения матушки Мелентины тронулись в путь. Через полчаса оказались на смотровой площадке у Поклонного креста, который установлен на берегу реки Туры, где когда-то стояла часовенка. Там солдаты строят новую часовню. Мы с ребятами поработали — месили бетон. Сфотографировал на память строителей. Сходили к Поклонному кресту с памятной табличкой: «…Трудами и заботами Его Превосходительства губернатора области Росселя Э. Э.»

   Вовь миновали Верхотурье, но уже с востока. Опасались дороги на Качканар — тридцатикилометровой, ничейной, скорее, для любителей экстрима. Но нам повезло: параллельно ей идёт строительство новой бетонной дороги. Я рискнул, и за полсотни наличных и шматок копчёного сала, подаренного спонсорами с нашего мясокомбината, мы с комфортом проскочили за полчаса путь, на преодоление которого по соседней ухабистой дороге нам понадобилось бы часов пять.

   Нша «Газель» весело катит с горы мимо посёлков Бисер, Сараны к Горнозаводску (станция Пашия). Вспомнил, как в 1972 году с отрядом геологов ночью на лыжах мы вышли на эту станцию. У меня в планшете были геологические карты и другие материалы. Ночёвку было искать уже поздно, да и отряд устал, хотелось спать. Решение пришло неожиданно: милиция, камера предварительного заключения, которая на наше счастье была в ту ночь пуста. Нам было тепло. Всю ночь мы с дежурным пили чай и смотрели по телевизору хоккейный матч — наши против чехов. Утром вся милиция «стояла на ушах», хохотала до слёз…

   Млькают за окном машины города Пермской области: Чусовой, Лысьва… Останавливаемся на ночёвку в детском доме города Кунгур. Здесь мы уже как свои, родные. Меня знают и педагоги, и дети. Идём на вечернюю прогулку по тихим улочкам, осматриваем памятники, храмы. На прощание с горы машем гостеприимному городу.

   Жланная дорога к родному дому. В стороне остаются посёлки Городище, Кишерть, Молебка (пермская аномальная зона, куда, говорят, зачастили НЛО), село Орда, город Суксун. Около деревни Сасыково — красивый водопад Плакун. Нижне-Иринск — родина тульского самовара. Красноуфимск — это уже Свердловская область. Впереди сказочная Башкирия, горнозаводская зона Южного Урала с её красивейшими лунными притёсами, горными реками, крутыми перевалами.

   Иопять граница Европы и Азии на отрогах хребта Уреньга. Нас встречает золотая долина.

   Вт и пройден ещё один маршрут, благодаря спонсорской помощи миасских предприятий «Надежда», «Кедр», «Миассзолото», мясокомбината, керамического завода, фирмы «Урал-нефть». А впереди новые экспедиции, новые впечатления, нелёгкие, ещё не пройденные километры. Как поётся в песне Юрия Визбора, «…дороги трудны, но хуже без дорог».

   В ШЕСТАКОВ,

   руководитель общественного объединения «Азимут».



назад


Яндекс.Метрика