свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 42 | Суббота, 17 апреля 2004 г. | |
СТАНКОСТРОИТЕЛИ — ИМЕНИННИКИ 18 апреля — день рождения службы станкостроения. 45 лет назад директор завода подписал приказ об образовании первой в министерстве Автопрома самостоятельной службы автоматизации и механизации с производственной базой-цехом автоматизации. Службу практически с первых дней возглавил уже известный в то время специалист Морис Давидович Гойхман. Начальником цеха автоматизации и механизации был назначен Н. П. Безлепкин. Вслужбу ОАМ вошли прежде всего специалисты службы главного механика — группы станкостроения. КБ станкостроения возглавил Г.В. Конде, КБ механосборочного оборудования — Н. А. Сопин, КБ гидроприводов — В. А. Романов. Таким образом, ОАМ был практически сформирован из специалистов, способных самостоятельно решать сложные технические задачи. Тким составом служба автоматизации влилась в кипучую жизнь завода, завода развивающегося, готовящегося перейти на выпуск более сложной автотехники. В 1962 году ОАМ и ЦАМ были переведены на специально выделенные для них площади в корпусе вспомогательных цехов. Спервых дней существования, служба занималась оснащением цехов завода крайне необходимым оборудованием. Изготавливались специальные станки, производилась модернизация действующего оборудования, были изготовлены первые автоматизированные линии из бесцентровошлифовальных станков. Сужба автоматизации стала решать вопросы по объединению изготовленного и действующего оборудования в механизированные и автоматизированные линии. Так, например, в сборочном производстве были внедрены многошпиндельные пневматические гайковёрты, высокомеханизированные по тем временам линии сборки колёс с автоматическим навешиванием на подвесной конвейер и разгрузкой на позициях установки на автомобиль. На главном конвейере были внедрены высокомоментные электромеханические ключи для крепления различных узлов автомобиля. Првая половина восьмидесятых годов явилась периодом резкого развития службы автоматизации. Во вновь построенном корпусе, где разместились ЦКЗЧ, прессовый цех N№ 2 под ЦАМ, теперь уже переименованный в цех средств автоматизации и станкостроения ЦССА, были выделены производственные площади. Начальником цеха в то время был А. С. Барков. Цех был укомплектован, в своём большинстве, новым современным оборудованием, в том числе станками с ЧПУ. Отдел автоматизации также был переименован в ОГКСАМ. Зачительно возросший потенциал службы станкостроения позволил в сжатые сроки спроектировать и изготовить целый комплекс оборудования для обеспечения выпуска автомобиля сельскохозяйственного назначения и оснастить им главный корпус завода. Львиная доля оборудования была спроектирована в КБ прессово-кузовного производства под руководством А. В. Лазуткина. Освоенные новые мощности позволили производить оборудование не только для нужд автозавода, но и для других заводов Минавтопрома. Был выполнен большой объём работ по изготовлению оборудования для Ярцевского литейного завода. Сужба станкостроения продолжала развиваться. В 1984 году были созданы КБ роботизации и КБ автоматических линий. Были спроектированы и изготовлены робототехнологические комплексы и автоматические линии, некоторые из них работают и по сей день. Это, например, линия шлифования кожуха полуоси с болгарскими манипуляторами, линии обработки поршня колёсного цилиндра. К сожалению, в связи со значительным сокращением выпуска автомобилей, эти направления работы были закрыты. Вканун своего 45-летия служба станкостроения переживает не лучшие времена. Трудности, испытываемые автозаводом в последнее время, не обошли стороной и её: резко сократились заказы на спецтехнологическое оборудование от производств предприятия, что вынуждает искать заказы на стороне. Значительно возросла доля изготавливаемых деталей и узлов, которые устанавливаются на опытные и небольшие партии автомобилей. Службе станкостроения передаётся изготовление гидроцилиндров подъёма платформы и открывания бортов автомобиля «Урал–5557». Порабатывается вопрос о передаче изготовления шофёрского инструмента из моторного цеха, усиленного кронштейна рессоры автомобиля «Урал–5323» из цеха шасси. Для более оперативного выполнения поставленных задач было принято решение о слиянии конструкторской и технологической служб в единое подразделение. Кнструкторско-технологический отдел станкостроения занимается проектированием специального технологического оборудования и модернизацией действующего. Уже из названий конструкторских бюро и групп, входящих в отдел, можно догадаться, кто чем занимается. Вот, например, группа электрооборудования, возглавляемая А. Н. Шаховым, проектирует электрическую «начинку» станков, установок, агрегатов любой сложности. Не один год этим важным делом заняты В. Я. Шефер — прекрасный специалист, много сил и времени отдаёт пуско-наладочным работам по четырёхстороннему расточному станку для картера редуктора моста, Е. Д. Малахов колдует над электронным блоком балансировочного станка для балансировки тормозного барабана, Ф. Р. Юмагулова прекрасно разбирается в электрооборудовании специальных автомобилей, здесь ей, как говорится, нет равных, принимала самое активное участие в изготовлении партии шнекороторных снегоочистителей, автомобилей с бронированной кабиной, пожарной автолестницы, много выполненных и внедрённых разработок у Т. Б. Тиуновой и Н. Н. Тополовой. Н счету конструкторского бюро станков и гидроприводов множество спроектированных станков, агрегатов, установок. Это подразделение — одно из старейших в службе станкостроения. Здесь работают такие замечательные люди, как Н. Н. Рогожникова, Л. С. Строкова, М. Н. Тряпицина, Н. М. Захарова, Т. М. Шляпина, В В. Михайлов. Сектр разрабатываемого этим бюро оборудования чрезвычайно широк: это трубогибочный станок, накатной станок на шаровую опору, станок для шлифования паза поворотного кулака, приспособление к стенду для испытания нового гидроцилиндра рулевого управления. Тудно представить на заводе цех, в котором нет станка, агрегата или установки, спроектированных в конструкторском бюро механизации механосборочных работ. Возглавляет бюро Л. П. Гудков, который в своё время окончил с золотой медалью машиностроительный факультет миасского филиала ЧПИ. В бюро трудятся такие замечательные специалисты, как В. В. Старостин, В. П. Наумов, А. В. Лазуткин, Е. Л. Сидорова, В. А. Чепайкин, Е. Л. Артеменко. Много сил и энергии сотрудники бюро вложили в проектирование оборудования для внедрения межколёсной блокировки дифференциала автомобиля. Станок для проточки канавки в картере редуктора моста находится в стадии пуско-наладки. Тхнологическая группа занимается разработкой технологических процессов изготовления деталей, входящих в состав станков, агрегатов, а также деталей опытных и мелкосерийных партий автомобилей. В группе работают замечательные, очень ответственные работники: Л. К. Русакова, С. Н. Бурзаев, И. Н. Шишкина, Е. В. Матюшенкова, В. А. Селиванов. Ксожалению, как в целом по заводу, наблюдается постепенное старение кадрового состава отдела. Выпускники вузов неохотно идут на должность конструктора или технолога. Одним из направлений привлечения молодежи в отдел является постепенное оснащение рабочих мест конструкторов и технологов компьютерами. Последняя партия из четырёх штук поступила в начале апреля. Чобы выпускать современный, надёжный автомобиль с множеством модификаций, заводу не обойтись без специального технологического оборудования, а это значит, что опыт, знания, возможности службы станкостроения и дальше будут востребованы. |
назад |