свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 39 Уральский автомобиль Суббота, 10 апреля 2004 г.

«И СТАРШЕ Я ЗАВОДА РОВНО НА ДЕСЯТЬ ЛЕТ»

   8 июля этого года родной завод будет отмечать юбилейную дату: 60 лет назад с конвейера сошёл первый уральский автомобиль «ЗИС–5В». А 6 июля поздравления от родных и близких, коллег и друзей в честь 70-летнего юбилея будет принимать заслуженный работник, ветеран автомобильного завода «Урал» Николай Васильевич Богачёв.

   Нколай Богачёв родился в семье золотоискателей в старой части Миасса. Родители Николая Васильевича, Василий Иванович и Елена Григорьевна, в 30-х годах строили Магнитогорский металлургический комбинат. Отец прошёл войну, три раза был ранен. Семья была большая, четверо детей: Николай, Лидия, Тамара и Вера. Лидия Васильевна работала в модельном цехе, сейчас живёт в другом городе. Вера Васильевна, как и брат, работает в литейном производстве. Младшая сестра, Тамара Васильевна, «Заслуженный учитель России», преподаёт в Миасском педагогическом колледже.

   Псле окончания школы, в 1948 году, Николай Васильевич поступил на дневное отделение Миасского автомеханического техникума по специальности «Инструментальное производство», но после первой же практики на автозаводе из-за размера стипендии перешёл учиться на «Литейное производство». Этот момент впоследствии сыграет решающую роль в его профессиональной деятельности: работа металлургом окажется призванием. Но это будет потом…

   Шл 1953 год. На защите дипломных проектов председатель государственной экзаменационной комиссии, директор автозавода Александр Константинович Рухадзе обратил особое внимание на Николая Богачёва. «Поинтересовавшись моими планами по поводу устройства на работу, Александр Константинович, прямо на экзамене, выписал направление на УралАЗ, — вспоминает Николай Васильевич.

   — У меня было направление на Минский тракторный завод. Поступить в институт я планировал именно в этом городе, потому что в Миассе на тот момент института не было». «Даю слово директора, — сказал Александр Константинович, — осенью этого года институт в нашем городе будет открыт!»

   «Так я попал на завод и был направлен главным металлургом Соломоном Иосиповичем Бернштейном в литейный цех N№ 1 мастером на формовку. А осенью 1953 года сдал вступительные экзамены и начал обучение в первом потоке вечернего отделения Миасского филиала ЧПИ» — продолжает Николай Васильевич.

   Кнечно, одновременно учиться и работать было очень сложно, тем более что литейные цеха работали в первую и третью смены. Располагались они в старых деревянных постройках. Литейные цеха работали очень тяжело: не хватало мощности и электроэнергии, дуплекс-процесс белого чугуна состоял из маломощных вагранок конструкции демидовских времён, формовка осуществлялась на устаревшем оборудовании. Люди работали, не считаясь со временем и званиями.

   Чрез полгода 20-летний Николай, полный жизненной энергии и творческих идей, работал технологом на ремонтном литье. Приходилось делать в месяц до тысячи и более разработок — технологий изготовления моделей и отливок для формовки и модельного цеха. «Через два года я мог прочитать любые чертежи. Работа на производстве — это второй институт, который удаётся закончить не каждому», — сказал Николай Васильевич. В 1955 году молодого специалиста направили на плавку и отжиг в тот же литейный цех N№ 1. В это время к производству готовился «ЗИС–355М» — потребовалась новая номенклатура отливок из ковкого чугуна, увеличение объёма литья. Возникла необходимость изучения деятельности лучших литейных цехов страны, которые были в те далёкие годы на Горьковском автомобильном заводе. Николая Богачёва командировали на ведущий в области автомобилестроения завод. «Тогда мне открылся новый большой мир людей! — взволнованно продолжает Николай Васильевич. — Особое впечатление произвели масштабы производства деталей: три конвейера сборки автомобилей, вагранки с электрическими печами, производившие по 25 тонн жидкого металла в час, литейные цеха конвейерного типа и огромное количество людей. Это казалось просто невероятным!». По возвращении на родной завод у Николая появилось множество идей. Прежде всего они касались оптимизации производства чугуна в литейном производстве. Благодаря новаторским идеям молодого специалиста, повысилась производительность вагранок, появилась возможность получения малоуглеродистого чугуна. Непрерывно велись эксперименты по повышению качества жидкого металла. Цикл отжига белого чугуна ранее составлял 150–170 часов, с постоянным недоотжигом отливок, огромным окислением металла. С помощью внедрённых разработок, при непосредственном участии созданной литейной лаборатории, её специалистов — Вацлава Ромуальдовича Балинского, Клавдии Матвеевны Голоскоковой, Виктора Фёдоровича Гневашева и Анны Васильевны Рубинчик, отжиг белого чугуна уже в 1957–58 годах был сокращён до 75–80 часов, начали выпускать более качественный ковкий чугун. «Произошла своеобразная техническая революция в литейном производстве, — вспоминает Николай Васильевич Богачёв. — В конце 50-х — начале 60-х годов на заводе вся техническая мысль была направлена на создание нового автомобиля высокой проходимости «Урал–375». В феврале 1959 года главный металлург автозавода Соломон Иосипович Бернштейн для прохождения дипломной практики направляет Николая на Волгоградский тракторный завод с комплектом рациональных предложений самых сложных стальных отливок деталей нового автомобиля. Необходимо было выяснить: технически возможно изготовление заданных конструкций стальных деталей или нет. Опыта производства отливок из данного материала на Уральском автозаводе не было, не было и сталелитейных цехов. Выход из сложившейся ситуации просматривался один — создание техбюро спецвидов по производству стальных отливок. Получили одну за другой первые три партии опытных отливок. «С каждой партией мы учились, познавая науку стальных отливок, и через полгода вопрос о производстве отдельных партий автомобилей нового типа уже не стоял. Возникла другая острая проблема, — где вообще производить стальное литьё. В эти годы я был на должности старшего инженера-технолога, — поясняет Николай Васильевич. — В феврале 1961 года меня назначают начальником техбюро литейного цеха N№ 2, которого вообще не было. Планы — грандиозные! В первую очередь, создание цеха по производству стальных отливок. Он был необходим заводу как воздух». К этому времени Николай Васильевич уже успешно закончил институт.

   Оъёмы производства автомобилей «Урал–375» увеличивались с каждым днём. Первая плавка была получена в 1964 году в созданном литейном цехе N№ 2. В этом же году Александр Николаевич Тананин, главный металлург, назначает Николая Васильевича на должность заместителя начальника сталелитейного цеха (ныне литейного цеха N№ 4), которого опять-таки не было, а следовательно, не было ещё и коллектива. Николай Богачёв, трудовой стаж которого насчитывал девять лет, был и начальником, и подчинённым в одном лице, в распоряжении — только пустая площадь под будущий цех. Начиналось строительство лучшего по тем временам в стране сталелитейного цеха под грамотным руководством директора УралАЗа Виктора Алексеевича Гурушкина. Цех был построен за три года, за два с половиной года он достиг проектной мощности. Сталелитейный цех полностью обеспечил производство автомобилей на десятки лет вперёд, имел большие объёмы производства, исключительно высокую производительность труда и самые низкие затраты на производство при высоком качестве отливок. Цех обеспечивал сотню заводов нашей страны литьём, постоянно внедрялись новая техника и оборудование. Всё это осуществлялось благодаря чётким и слаженным действиям работников цеха и ведущих специалистов во главе с Николаем Богачёвым. Сталелитейный цех пустили в марте 1967 года. Уровень технологий, внедрённых на производстве, был и остаётся сегодня очень высоким: изготовление стержней и смесей с использованием специальных добавок, в том числе бентонита, производство стержней на полуавтоматических машинах, раздача жидкой стали на разливке из чайниковых ковшей, удаление в проходных барабанах ледников и прибыльной части и другие мероприятия. Со дня пуска сталелитейного цеха прошло 37 лет, но он до сих пор является ведущим по выпуску наиболее сложных стальных отливок для автомобилей высокой проходимости. Одновременно с производственной деятельностью Николай Васильевич преподавал дисциплины «Проектирование литейных цехов» и «Стальное литьё» студентам 5–6 курсов, обучающимся по специальности «Литейное производство» в Миасском филиале ЧПИ. В конечном итоге в литейных цехах завода создалась система обучения кадров: подготовили более 500 специалистов-литейщиков.

   В1977 году директор автозавода Виктор Васильевич Трубеев назначает Николая Богачёва главным металлургом. «В это время развитие литейного производства ГАЗа и ЗИЛа шло опережающими темпами, — поделился Николай Васильевич. — Мне пришлось составить обширную программу действий и приступить к строительству ряда объектов силами штата литейных цехов и инженерно-технических работников отдела. Так, почти за год была построена «вставка» — трёхэтажное здание литейной лаборатории. Тем самым через два года работы мы догнали ЗИЛ и опять вышли в число передовых литейных цехов в вопросах исследовательских работ и проведения анализов металла».

   ВМинавтопроме в конце 70-х годов принимается решение о строительстве Кустанайского дизельного завода во главе с Павлом Васильевичем Маштаковым, бывшим начальником литейного цеха

   N№ 2. УралАЗ получил возможность производить первые опытные образцы с двигателями воздушного охлаждения. Николаю Васильевичу пришлось принять очень важное решение — создать на заводе, на базе литейного цеха N№ 2, участок опытного производства со всей технологией плавки чёрных и цветных металлов, изготовления стержней, формовки, заливки, очистки и отливок для двигателей воздушного охлаждения. Впоследствии это решение было признано исключительно правильным. Участок опытного производства — это шедевр творческой мысли, гордость литейщиков УралАЗа: ничего подобного до сих пор нет ни на одном автомобильном заводе нашей страны. В 1986 году Николай Васильевич работает в должности начальника металлургического производства, а в 1988 году — главным инженером литейного производства.

   Н в 1989 году профессиональная деятельность Николая Богачёва резко меняется: на заводе выходит приказ о создании самстроя. Заместителем директора литейного производства по строительству назначают Николая Васильевича. За период с 1985 по 1999 годы литейное производство является примером в строительстве жилья: для литейщиков ежегодно вводилось по 3500–4500 квадратных метров жилья. За семь с половиной лет для литейного производства под руководством Николая Васильевича Богачёва было построено 10 домов в черте города и 4 дома в близлежащих посёлках общей площадью 47000 квадратных метров, административный и лёгкоатлетический комплексы ФОКа УралАЗа, стоматология и здание ЖЭКа на улице Степана Разина.

   З 44 года непрерывной работы на заводе Николай Богачёв прошёл путь от мастера на участке формовки до главного металлурга автомобильного завода, внёс огромный вклад в развитие производства и строительства на УралАЗе. 30-летний Николай Богачёв вместе с коллегами, строителями, проектантами создал на заводе массовое производство стального литья. За свой труд Николай Васильевич награждён тремя орденами Трудового Красного Знамени, «Знаком Почёта», стал лауреатом премии Совета Министров за строительство, освоение и пуск лучшего в стране сталелитейного цеха. А в ноябре 2003 года Николай Богачёв от имени губернатора Челябинской области Петра Сумина награждён Почётной грамотой за многолетний добросовестный труд.

   Жна Николая Васильевича, Надежда Сергеевна, работает экономистом в бюро труда и заработной платы литейного цеха N№ 4. Николай и Надежда познакомились в 1966 году, когда молодая девушка пришла оформляться на работу. Подписывая приёмную, Николай, будучи заместителем начальника сталелитейного цеха, обратил внимание на скромную миловидную Надежду. «В голове промелькнула мысль, — с улыбкой вспоминает Николай Васильевич, — а не пора ли тебе, Николай, жениться?!» Свадьбу сыграли накануне 1968 года. Николай Васильевич и Надежда Сергеевна воспитали двух сыновей, Алексея и Александра. Алексей закончил политехнический и юридический институты, организовал свой бизнес. Младший сын, Александр, получил высшее образование в Московском авиационном институте.

   Сгодня Николай Богачёв находится на заслуженном отдыхе, выращивает прекрасные помидоры. Дарит рассаду великолепных сортов друзьям и просто знакомым. А ещё болеет сердцем и душой за литейное производство родного завода, с большой теплотой и любовью вспоминает всех тех, кто помогал ему на протяжении всего трудового пути. «Мне всегда везло с людьми, которые меня окружали», —поделился Николай Васильевич. Есть у него мечта — создать музей, который помог бы сохранить в памяти потомков имена людей, принимавших участие в строительстве различных производств автозавода.

   Псле беседы с таким добрым, интересным и мудрым человеком, как Николай Васильевич Богачёв, рождается чувство уверенности в завтрашнем дне. Сегодня автомобильный завод «Урал» не может не оправдать надежд своих первостроителей. Не имеет права.

   


Юлия ПАПУЛОВА



назад


Яндекс.Метрика