свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 37 | Вторник, 6 апреля 2004 г. | |
АВТОЗАВОД БЬёТСЯ ЗА МЕТАЛЛ Оередное повышение цен на металлопрокат может поставить крест на планах Уральского автозавода по снижению себестоимости продукции Пред началом нынешнего года автомобильный завод «Урал» взял на себя обязательства по преодолению ряда доселе невзятых производственно-экономических планок. В частности, речь шла о тотальном снижении затрат по каждому из направлений жизнедеятельности предприятия. Подобная оптимизация позволила бы в итоге повысить ликвидность выпускаемого продукта и его конкурентоспособность как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Чего только стоит желание руководства АЗ «Урал» максимально сдерживать рост цен на грузовые автомобили, а их себестоимость уменьшить на тринадцать процентов. Увеличение показателей рентабельности потенциально обеспечило бы прилив дополнительных денежных средств, которые можно в последующем использовать для различных нужд: как для повышения зарплаты сотрудникам, так и для технической модернизации оборудования. Её несколько лет назад подобные планы российских автомобилестроителей можно было смело называть утопичными. В роли невольных «душителей» отечественного автопрома выступали энергетики, не единожды в течение года повышавшие тарифы на свои услуги. Впрочем, сравнительно недавно государству удалось обуздать Чубайса и компанию. Теперь энергетики повышают тарифы сразу и лишь один раз в год. Таким образом, промышленники получили возможность планировать и прогнозировать производственно-экономические показатели более-менее точно, вне зависимости от внешних факторов. Однако, избавившись от постоянных «энергетических» стрессов, предприятия получили дополнительную головную боль. В роли её возбудителя выступают предприятия отечественной металлургии, необоснованно, как считают промышленники, повышающие отпускные цены на прокат. Првыми в набат забили машиностроители Челябинской области. На отчётно–выборной конференции Южно-Уральской торгово-промышленной палаты, проходившей в середине марта, генеральный директор автомобильного завода «Урал» Виктор Корман и руководитель «ЧТЗ–Уралтрак» Валерий Платонов выступили с совместным заявлением, в котором открыто осуждали ценовую политику отечественных предприятий металлургического комплекса страны. Уже в текущем году цены на металлопрокат выросли в среднем на сорок процентов, и это, как предсказывают аналитики, вовсе не предел. Самые пессимистично настроенные из них утверждают, что увеличение стоимости продукции металлургов может достичь рекордной за последние годы планки — 75 процентов. Автомобиль, как ни крути, содержит в себе большое количество металлических изделий. По крайней мере, нигде в мире пока ещё не научились выпускать, например, резиновые грузовики на пластмассовых колёсах — при сохранении ходовых качеств и параметров грузоподъёмности. Таким образом, рост цен на металл больно ударит не только по планам автомобильного завода «Урал» по снижению издержек и себестоимости, но и по сбыту готовой продукции. Совершенно очевидно, что отечественные автозаводы могут пойти по любому из предложенных путей: либо увеличить розничные цены, по различным подсчётам, на 10–15 процентов, что равносильно снижению реализации автомобилей, либо начать генерировать убытки. Есть, правда, ещё один вариант, о котором намекнул Виктор Корман на уже упомянутой конференции в ЮУТПП. Вчастности, руководством холдинговой компании «РусПромАвто» вполне реально рассматриваются возможности начала закупок металла за рубежом. Юноуральская инициатива не осталась незамеченной. В частности, её поддержали промышленники Поволжья, в том числе и представители другого предприятия, входящего в «РусПромАвто», — Горьковского автозавода. Они пошли дальше, чем АЗ «Урал» и ЧТЗ, и написали послание уже не президенту ТПП России Евгению Примакову, а премьер-министру Михаилу Фрадкову. «Сложившееся положение ударяет по всей российской экономике, машиностроению и металлообработке, — говорится в письме. — Многим предприятиям потребуется пересмотреть отпускные цены на свою продукцию, что может привести их к работе в убыток и «заморозке» своих социально-экономических программ. Вполне возможны спад производства, снижение налогооблагаемой базы, развал обрабатывающих предприятий». Комментируя послание, специалисты Горьковского автозавода также не исключили возможность закупок металла за рубежом, поскольку отпускные цены на эту продукцию в нашем государстве и за его пределами в январе текущего года практически выровнялись. П большому счёту, автозаводцы не зря бьют в набат. И не настолько уж абсурдным выглядит их заявление о необоснованности повышения цен на металлопрокат российскими металлургами. И дело здесь не только в том, что за весь прошлый год они выросли на 13,8 процента, а в текущем — уже на сорок. Металлургическая промышленность в последнее время традиционно считается самой динамично развивающейся отраслью. Достаточно сказать, что в 2003 году Магнитогорский меткомбинат превысил плановые показатели по прибыли на… восемь миллиардов рублей (!). Для сравнения: городской бюджет в Миассе в аналогичный период времени составил менее четырёхсот миллионов рублей. Сгодня предсказывать результаты воззваний промышленников к правительству довольно сложно. Поэтому к решению данной проблемы автомобильный завод «Урал» решил подключить профсоюзные органы. На конференции трудового коллектива, которая проходила на прошлой неделе, первый заместитель генерального директора предприятия Виктор Кадылкин публично обратился к председателю федерации профсоюзов Челябинской области Николаю Буякову с довольно настойчивой просьбой сказать своё веское слово. «Это недопустимо! В то время, пока жируют сто тысяч человек, миллион добросовестных тружеников еле-еле сводят концы с концами на медленно вымирающих предприятиях», — подчеркнул первый заместитель генерального директора.
Дмитрий ФЕДЕЧКИН
|
назад |