свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 34 Уральский автомобиль Вторник, 30 марта 2004 г.

ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

   Дя перехода к самостоятельной хозяйственной деятельности литейному производству автомобильного завода «Урал»

   требуется время и подготовка

   Внастоящий момент становится совершенно очевидно, что намеченная на автомобильном заводе «Урал» реструктуризация коснётся всех и каждого: и крупных заводских подразделений, и — небольших отделов. Цель проводимой работы поставлена руководством предприятия довольно чётко: сформировать технологическую цепочку таким образом, чтобы она, насколько возможно в сжатые сроки, соответствовала мировым принципам автомобилестроения. Без этого сборка европей-

   ского автомобиля по российской цене едва ли представляется возможной.

   Лтейное производство — это как раз тот производственный блок, который можно «вынуть» из построенной по советским принципам технологии относительно безболезненно. По крайней мере, от любого из подразделений, переходящих на самостоятельный баланс или иные формы работы, требуется выпуск конечного продукта. В принципе, у литейщиков он есть, что позволяет директору ЛП Владимиру Каширникову достаточно уверенно смотреть в будущее. Недаром на вопрос корреспондента телекомпании «Экран-ТВ» о том, готово ли подразделение к работе на самостоятельном балансе, руководитель, не мешкая ни секунды, ответил: «Хоть завтра…»

   Тм не менее, как пояснил Владимир Каширников, оперативность в данном вопросе напрямую увязывается со степенью самостоятельности. Если расшифровывать слова руководителя, то литейное производство готово «хоть завтра» получить плановые показатели и, согласно им, выдать продукцию соответствующего качества и по требуемой стоимости. Если говорить уже о полной самостоятельности, то для перехода к ней потребуется, по различным оценкам, не менее двух лет. За это время литейщикам необходимо будет максимально оптимизировать и реконструировать производственные мощности.

   О изношенности основных фондов на автомобильном заводе «Урал» читателям хорошо известно. Однако Владимир Каширников, говоря о литейном производстве, не склонен драматизировать ситуацию. По его мнению, основные фонды можно без больших и затратных мероприятий воспроизвести в процессе текущего ремонта или приобретения дополнительного оборудования. Опорной точкой для принятия решения, что совершенно логично, является загрузка того или иного участка. От неликвидных же технологических цепочек в литейном производстве стараются уходить. И делается это различными способами: как дозагрузкой других участков, так и за счёт передачи изготовления некоторых отливок другим предприятиям. Так, в конце прошлого года автомобильный завод «Урал» передал право на выпуск деталей точного литья Челябинскому тракторному заводу. В принципе, можно было бы грамотно выстроить упомянутый техпроцесс и на родном предприятии, но это потребовало бы значительной перетряски мощностей и капитальных денежных вложений. Поэтому передача литья ЧТЗ выглядит вполне закономерно и логично. Со всех точек зрения, как считает Владимир Каширников.

   Итересно заметить, что специалисты автомобильного завода «Урал» при передаче технологических цепочек сторонним организациям стали более грамотными, нежели на заре рыночных отношений. Напомним, что и Челябинский кузнечно-прессовый завод когда-то являлся структурным подразделением производственного объединения «УралАЗ». Однако, после разделения, между бывшими «родственниками» порой складывались далеко не дружественные отношения, приводившие даже к остановке главного конвейера автозавода.

   Н этот раз уральские автозаводцы предпочли заранее исключить возможность возникновения подобных эксцессов. Сразу отметим, что предприятие, прежде чем предпринять столь радикальный и неоднозначно трактуемый шаг, позаботилось о создании альтернативной челябинским трактористам схемы. На всякий случай. Таким образом, при возникновении форс-мажорных обстоятельств, в короткие сроки можно передать автозаводскую оснастку другому предприятию и наладить выпуск требуемых отливок без ущерба основному производству.

   Вкачестве примера дозагрузки внутризаводского оборудования может служить швейцарская формовочная линия «Георг Фишер». До недавнего времени возможности этого уникального импортного оборудования использовались лишь на двадцать пять процентов. «Такая линия не должна простаивать, — считает директор литейного производства. — Она обязана интенсивно работать». В результате, после реализации ряда мероприятий, в марте текущего года удалось поднять упомянутый показатель до сорока процентов. Теперь — очередь за дальнейшей дозагрузкой, в том числе и за счёт сторонних потребителей продукции литейного производства.

   Нличие внешних заказчиков — это тоже одна из обязательных черт, которая должна быть присуща заводскому подразделению, переходящему к работе на самостоятельном балансе. В настоящий момент порядка пятнадцати предприятий являются постоянными потребителями автозаводского литья, существуют наработки по целому ряду других будущих партнёров. Правда, из-за принципов документооборота, существующих в настоящий момент на автозаводе, сотрудничество со сторонними организациями не всегда проходит гладко. Слишком много инстанций нужно пройти, слишком большое количество времени нужно потратить на экономическое обоснование тех или иных работ, выполня-

   емых по заявкам внешних заказчиков. В результате некоторые договора утверждаются месяцами — вместо положенных трёх дней. Работа на самостоятельном балансе (причём, в любой из существующих форм) автоматически снимет эту проблему с повестки дня.

   Нступивший год для литейного производства не станет годом инвестиционного бума. В современных рыночных условиях прежде чем выступить с инициативой о проведении того или иного мероприятия по техперевооружению, необходимо обосновать его целесообразность и, главное, доказать, что денежные вложения окупаемы в короткие сроки. В связи с этим рассчитывать на технологическую революцию в ЛП не приходится. Однако без инвестиций заводское подразделение всё-таки не обойдётся. Как отметил Владимир Каширников, они, прежде всего, будут направлены на сокращение производств, оказывающих вредное влияние на окружающую среду. Так, автомобильный завод «Урал» уже отказался от выплавки металла при помощи кокса. В текущем году предприятие планирует произвести в цехах установку дополнительного ряда газоочистительных установок. «Таким образом, будем меньше пылить и коптить», — утверждает директор литейного производства.

   Коме необходимости заботливого отношения к окружающей среде, у руководства упомянутого заводского подразделения много других, не менее важных проблем. Как и на всём предприятии, литейщикам необходимо снижать собственную затратную часть — на тридцать миллионов рублей, согласно плану. С другой стороны, крайне важно в современных условиях обеспечить привлекательность рабочих мест в производстве — за счёт сохранения пакета социальных льгот и повышения зарплаты до уровня, соответствующего вредным условиям работы. Что же касается вопроса качества, то здесь он стоит не так остро. По крайней мере, литейному производству автомобильного завода «Урал» удаётся изготавливать отливки международного уровня уже сегодня. А вопрос удержания качества выпускаемой продукции на должном уровне зависит, прежде всего, от человеческого фактора и подготовленности персонала. В том числе — и от отдачи: всех и лично каждого.

   


Дмитрий ФЕДЕЧКИН



назад


Яндекс.Метрика