свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 33 Уральский автомобиль Суббота, 27 марта 2004 г.

СЕБЕСТОИМОСТЬ — В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

   Чрез три квартала автомобильный завод «Урал» должен завершить внедрение семейства продуктов «BAAN–IV», которое окажет неоценимую помощь в ряде производственных и финансово-экономических вопросов Дмитрий ФЕДЕЧКИН

   З последние несколько лет Уральский автозавод предпринял целый ряд попыток наладить планирование, учёт и обработку данных в производственном, финансово-экономическом и материально-техническом секторах. Эта задача — не из числа простых. Ведь для того, чтобы поставить данную работу на современный лад, в цивилизованном мире используются информационные ресурсы и специализированные программные оболочки. На какой из них остановить свой выбор?

   Рссматривались различные варианты. У каждого из предлагаемых программных продуктов были свои плюсы, но имелись и ощутимые минусы. Так, Ураль-ский автозавод готов был остановить свой выбор на отечественной системе «Галактика», однако с ней практически не знакомы как российские, так и иностранные аудиторы. Кроме того, по мнению специалистов, она не позволила бы формировать целостное представление ситуации на предприятии. Можно было остановить свой выбор на «1С», но в этой системе численность пользователей ограничивается ничтожно малым в масштабах предприятия количеством. Рассматривались и импортные продукты — «R3», «Сайтлайт», «МАКС». Но в итоге в 1999 году, методом проб и ошибок, градообразующее предприятие Миасса остановило свой выбор на голландском семействе «BAAN–IV».

   Эо решение было коллегиальным, достаточно взвешенным и подкреплённым тщательным анализом. В частности, «BAAN–IV» частично был внедрён на КамАЗе, где побывали в своё время специалисты миасского автозавода и воочию убедились в возможностях системы. В ноябре того же года был создан координационный совет, который возглавил Виктор Корман, являвшийся в тот момент первым заместителем генерального директора. Кстати, решения этого совета имели, да и имеют до сих пор, статус приказа генерального директора.

   Првые работы по внедрению комплексной автоматизированной системы управления предприятием реально начались в январе 2000 года. Этому событию предшествовали масштабная подготовка и консалтинг, проводимый специалистами «BAAN». По своей сути, внедрение системы подтолкнуло к началу информационной революции на Уральском автозаводе: организации внутрикорпоративной сети, закупке компьютерной техники, формированию мощного вычислительного комплекса.

   Ведрение «BAAN» на предприятии включало несколько этапов. Руководство автозавода, в первую очередь, интересовал учёт основных средств и финансово-материальных потоков. Постепенно должны были внедряться такие подсистемы, как «Снабжение», «Бухгалтерский учёт», «Управление основными производствами и вспомогательными структурами» и т. д. А в связи с реструктуризацией и испытываемой потребностью, Уральский автозавод решил освоить и такие модули, как «Планирование продаж» и «Управление персоналом». Заключительный этап внедрения «BAAN», согласно первоначальным планам, должен был завершиться ещё три года назад. Однако этого не произошло — в том числе и потому, что освоение комплексной системы приняло инертный характер из-за недостатка внимания со стороны топ-менеджмента предприятия.

   Вконце прошлого года руководство Уральского автозавода обновилось. Занявший место генерального директора Виктор Корман, среди прочих основных задач, заявил о необходимости скорейшего завершения внедрения системы «BAAN». В настоящий момент на предприятии существует график, согласно которому эта работа должна быть завершена к 31 декабря текущего года.

   Ккую реальную пользу предприятию должна принести голландская система? Совершенно очевидно, что речь идёт об элементарном повышении оперативности принимаемых решений за счёт работы в режиме реального времени. По словам одного из координаторов проекта, Виталия Евгеньева, «BAAN» позволяет «разо-брать» автомобиль буквально до гайки, рассмотреть трудоёмкость изготовления того или иного изделия, нормы расхода и т. д., не говоря уж о себестоимости. На этом преимущества не исчерпываются. Так, при внедрении подсистемы «Управление персоналом» была выявлена и устранена избыточность документооборота на ряде участков учёта, появилась реальная возможность контроля исполнительской дисциплины. Кроме того, «BAAN» позволяет обеспечить абсолютную прозрачность на предприятии — за счёт жёсткого контроля за движением финансовых потоков, дебиторской и кредиторской задолженностями и т. п. Обмануть человека? Реально. Машину? Уже гораздо сложнее. В том числе и за счёт того, что ввод информации осуществляется в одном месте, а контроль за нею — по меньшей мере, в трёх.

   Уестно сделать заявление и такого характера. В России ничтожно малое количество предприятий по достоинству оценило преимущества перехода на «прозрачные» рельсы. По крайней мере, в Челябинской области автомобильный завод «Урал» прочно и уверенно удерживает пальму первенства в этом вопросе. Кроме того, следует подчеркнуть, что абсолютная прозрачность, как финансовая, так и производственная, делает автомобильный завод «Урал» более привлекательным с точки зрения инвестиций, в том числе и иностранных.

   Всовременной России модно говорить об экономической эффективности, которая, по логике вещей, должна присутствовать в любом направлении деятельности предприятий. По мнению Виталия Евгеньева, система «BAAN» является инструментом управления предприятием, и её эффективность заключается в выявлении тех или иных нарушений и отклонений, а также предупреждении возникновения рецидивов подобных ситуаций. Если говорить об окупаемости, то, согласно предварительным расчётам, только за счёт сокращения незавершённого производства, которое обеспечивает система «BAAN», она составляет 0,7 года.

   Праллельно с внедрением голландского семейства продуктов ведутся работы, без которых нормальное функционирование проекта слабо представляется.

   Вчастности, завершается усовершенствование оптоволоконной локальной сети, закупается недостающая компьютерная техника, в том числе и сервер большей производительности. Практически непрерывно идёт процесс обучения работе в системе «BAAN». В настоящий момент голландский программный продукт используется на девятистах рабочих местах, а всего их, по плану, будет порядка 1200–1500. Причём, «BAAN» охватит всех: от простого пользователя до руководителя. Недаром сорок представителей высшего управляющего звена автомобильного завода «Урал» в обязательном порядке пройдут обучение по системе «BAAN» в Санкт-Петербурге. Первая группа автозаводцев отправится в северную столицу уже завтра.



назад


Яндекс.Метрика