свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 29 | Суббота, 20 марта 2004 г. | |
«МЫ ПЛАНИРУЕМ ВЫЙТИ НА ФОНДОВЫЙ РЫНОК» Оин из крупнейших в стране автомобильных холдингов — компания «РусПромАвто» в начале года заявила о своём намерении выйти на фондовые рынки. Недавно холдинг был преобразован из ООО в ОАО, а акции входящих в него предприятий были консолидированы на балансе управляющей компании. О планах нового менеджмента «РусПромАвто» «Ведомостям» рассказал гендиректор холдинга Александр Юшкевич. — До того как стать гендиректором «РусПромАвто», вы никогда не работали в автомобильном секторе. Насколько трудно переключиться с алюминиевого бизнеса на автопром? — Я ведь не из «Русала» пришёл в «РусПромАвто», а из «Базового элемента», т. е. из компании, которая управляет активами. В «Базэле» я как управляющий директор отвечал за представление интересов управляющей компании в «Рус-але», был членом совета директоров «РусПромАвто» и ряда других компаний, в которые инвестирует «Базэл». Так что мой приход в «РусПромАвто» вполне закономерен, хотя и был достаточно неожиданным для меня. — Какой вы видите вашу компанию лет через пять? — «РусПромАвто» включает в себя огромное количество заводов и активов, которые покупались в течение трёх лет. Когда эти активы приобретались, информация о состоянии этих активов была ограниченной. Но акционеры понимали, что будущее России связано с сохранением промышленного потенциала и машиностроения. А компания «РусПромАвто» объединяет в себе значительную часть автомобильной промышленности России. Сейчас акционеры поставили перед нами задачу не только сохранить, но и развить потенциал, который у нас есть. Менеджмент «РусПромАвто» уже сформулировал цели и задачи развития. Их можно разделить на три блока: рыночные, финансовые и производственные. Что касается рыночных целей, мы хотим сохранить нашу позицию номер один в производстве коммерческих автомобилей для перевозки пассажиров и грузов. Вторая цель — подготовить в ближайшие 3–4 года экспансию на развивающиеся рынки, рынки Восточной Европы, т. е. на рынки, которые чувствительны к цене продукта. Задача сложная — на этих рынках нас никто не ждёт и там есть другие игроки, но мы намерены быть среди них. — Как вы намерены этого добиваться? — Будем искать партнёров в этих странах. Как вариант — будем использовать сборочные мощности партнёра, его дилерскую и сервисную сеть. Мы ведём переговоры по организации сборки лёгких коммерческих автомобилей за рубежом, обсуждаются проекты и по автобусам. С кем — я пока сказать не могу. Вобласти производства мы хотим создать такую систему, которая по своему составу и наполнению соответствует производственным системам наших международных конкурентов. Мы хотим внедрить принципы lean manufacturing (бережное производство), систему just in time, когда нет запаса продукции на складах и всё подается тогда, когда должно быть подано. Мы хотим производить конкурентоспособную продукцию. Мы работаем в нижней ценовой гамме, не производим люксовые автомобили, которые напоминают космические корабли. Мы производим надёжные, простые, доступные по цене автомобили, на которых работают и зарабатывают деньги наши покупатели. Мы считаем нижнюю ценовую нишу для себя приоритетной, и здесь мы должны стать эффективными, насколько можем. — В числе стратегических задач вы упомянули ещё и финансовое направление. Что вы в его рамках собираетесь осуществить? — Мы планируем выйти на фондовый рынок России и затем сделать шаг на западные рынки капитала. Основная цель — рост капитализации компании через выход на публичный рынок. — Когда вы планируете это сделать? — Перед тем как у нас появится уверенность в том, что рынок нас воспримет, нам необходимо провести внутреннюю реструктуризацию, реализовать очень много проектов. Без этой уверенности нет смысла выходить на рынок. — Как вы собираетесь реструктурировать компанию? — Обсуждается несколько механизмов, в том числе переход на единую акцию. Схема реорганизации будет выбрана исходя из необходимости соблюдения прав миноритариев и эффективности новой структуры с точки зрения управляемости, отчётности, анализа, управления издержками и т. д. Это достаточно длительный процесс. Он может занять не менее года. — А со способами выхода на фондовый рынок вы уже определились? — Акционеры поставили задачу по преобразованию компании в публичную исходя из того, что компания такого размера, работающая в автомобильной промышленности, не может не быть публичной. Тогда она получает доступ к различным инструментам финансового рынка. Эо могут быть долговые инструменты, IPO или частное размещение акций. Когда мы будем готовы выйти на рынок, мы посмотрим, что надо сделать. Возможно, это будут бонды или публичное размещение акций на рынке. — ООО «РусПромАвто» недавно было преобразовано в ОАО. Первый выпуск акций компании уже зарегистрирован. Вы будете раскрывать информацию об акционерах? — Акционерами «РусПромАвто» является «Базовый элемент» и дружественные ему компании. Когда мы будем готовы выйти на рынок, эта информация будет раскрыта полностью. — У всех заводов «РусПромАвто» есть миноритарные акционеры. Как вы будете договариваться с ними при консолидации холдинга? — Неправильное решение этого вопроса может уменьшить капитализацию бизнеса. Сейчас завершается консолидация пакетов акций предприятий, входящих в холдинг на балансе «РусПромАвто». А далее возможны различные варианты — например, обмен акций миноритариев на акции холдинга. Возможна ситуация, когда на рынке одновременно обращаются акции и холдинга, и его «дочек». — Будете ли вы целиком интегрировать в единую структуру все свои предприятия или готовы от чего-то отказаться? — У компании нет непрофильных активов. Говорить о том, будем мы что-то продавать или не будем, можно будет только после оценки эффективности того или иного бизнеса. Это правда, что различные бизнесы, которые входят в структуру «РусПромАвто», разнятся по отдаче на вложенный капитал, по возможности развития, по возможности предложить новый продукт на рынке. Поэтому, разумеется, мы будем оценивать каждый актив отдельно и решать, что с ним делать. Унас есть план реструктуризации активов. В «РусПромАвто» появится промышленная группа «Автокомпоненты», в том числе за счёт выделения производства автокомплектующих из существующих заводов. Мы уже начали этот процесс. Например, Канашский автоагрегатный завод будет специализироваться на производстве мостов. Цель реструктуризации — избавиться от балласта, тех активов, которые не дают развиваться бизнесу. У себя мы сохраним производство критически важных комплектующих — силовых агрегатов, коробки передач и некоторых других. В остальных случаях будем принимать решение, что выгоднее — покупать комплектующие на стороне или производить самим. — А производства ненужных комплектующих будете продавать? — Будем искать партнёров. Возможно, что-то продадим. Пример реструктуризации у нас уже есть. Мы объединили два завода-конкурента — Ярославский завод дизельной аппаратуры и Ярославский завод топливной аппаратуры, при этом были высвобождены площади. На них можно разворачивать другое производство, можно приглашать инвесторов, например компанию «Bosch», и предлагать ей организовывать там производство. — Вы уже предлагали? — Ведём переговоры. Представители этой компании приезжали на наши ярославские предприятия. — Будете ли вы привлекать в направление «Автокомпоненты» других иностранных партнёров? — Партнёрство — главный инструмент в раскрытии потенциала активов «РусПромАвто». Мы ведём переговоры с несколькими производителями топливоподающих систем, двигателей, коробок передач. Называть их я пока не буду. — Как развивается ваш совместный проект с «Fiat»? — Успешно. О нём пока ничего не слышно, потому что у нас подписано соглашение о конфиденциальности. По проекту с компанией Iveco — по производству дизельных двигателей — новости, возможно, появятся в мае. — Будет ли меняться система управления вашей компанией? — «РусПромАвто» — это совокупность корпоративного центра и дивизионов. Вкорпоративном центре разрабатывается единая инвестиционная и финансовая политика, определяются требования к планированию, анализу рентабельности, жёсткому контролю за издержками. А дивизионы являются центрами оперативного управления. Сйчас мы обсуждаем «корпоратизацию» холдинга. Мы приобрели огромное количество активов. Все эти активы надо сложить в единую корпорацию, внести в неё общую философию, общие подходы и отношение к бизнесу. Сейчас мы открываем школу развития производственной системы «РусПромАвто», чтобы каждое предприятие работало по общим правилам. Мы должны стать командой единомышленников. Для корпорации таких размеров, как «РусПромАвто», дивизиональная структура на сегодня является оптимальной. — После вашего прихода в «РусПромАвто» произошёл целый ряд назначений в управляющей компании. А директоров заводов вы менять не планируете? — Руководителей заводов менять не собираемся. Мы хотим пригласить в компанию несколько новых менеджеров высокого уровня, в том числе и иностранных специалистов. — Вас устраивает работа главного актива вашей компании — Горьковского автозавода? — В последние годы ГАЗ очень сильно повысил эффективность. В начале прошлого года на одном конвейере выпускалось 94 кабины в смену, а сейчас 146. Это заслуга руководства ГАЗа и менеджеров, которые там работают. Но ГАЗ — это не единственное наше предприятие, которое наращивает эффективность производства. — В прошлом году было много аварий с участием «ГАЗелей». Как вы решаете эту проблему? — Очень болезненно. Но проблема не в качестве автомобилей, а в том, кто и как их эксплуатирует. Два месяца назад ГАИ провела в Москве специальный рейд по проверке технической готовности маршрутных такси к перевозке пассажиров. Вэксплуатации каждой десятой «ГАЗели» были обнаружены существенные нарушения. Мы намерены агрессивно преследовать тех, кто нарушает правила эксплуатации «ГАЗелей». Вместе с ГАИ мы плани- руем проводить рейды по проверке предприятий, перевозящих пассажиров. Часто руководители автотранспортных предприятий вместо покупки «ГАЗели», серти- фицированной для пассажирских перевозок, просто переделывают «под такси» «ГАЗель» грузовую — кладут на пол лист фанеры, прикручивают к нему сиденья. Естественно, при экстренном торможении люди получают травмы. Я считаю, что виновных в несанкционированных переделках «ГАЗелей» надо судить. — Как бы вы оценили стоимость «РусПромАвто»? — Мы надеемся, что к моменту выхода на рынок стоимость компании будет не менее $1 млрд. — А сейчас она стоит меньше? — Вы спрашиваете о нашей рыночной стоимости, а я думаю, что сейчас рынок не смог бы полностью оценить нас. Поэтому нужно готовить компанию к выходу на рынок. А стоимость просто считается. Совокупные продажи холдинга — свыше $2 млрд. Умножьте эти цифры на среднеотраслевой коэффициент, это около 0,5, и получите миллиард. — Полтора года назад правительство приняло концепцию развития автомобильной промышленности. Как вы оцениваете её эффективность? — Концепция автопрома действует, но не в такой мере, в какой необходимо для развития отечественной автомобильной промышленности. В Россию следует активнее привлекать иностранных производителей автокомпонентов. Надо не только организовывать сборку, но и локализовывать производство. Сборка — это только первый шаг, чтобы почувствовать рынок, а локализация производства — это главный механизм. Она из важных задач государства — сохранение конкурентных преимуществ отечественной промышленности, в первую очередь низкой себестоимости производства. В нашей отрасли она во многом определяется ценами на металл, которые резко подскочили в последнее время и продолжают расти. Один из выходов — введение экспортной пошлины на металлопродукцию. Иначе автопроизводители не смогут производить качественную конкурентоспособную продукцию. Мы уже вынуждены искать возможности закупки металла за рубежом.
Юлия ФЕДОРИНОВА,
«Ведомости», 16.03.2004 БИОГРАФИЯ Александр Юшкевич родился 2 апреля 1959 года в Минске. Окончил Минское высшее инженерное зенитно-ракетное училище, Московскую государственную юридическую академию, Columbia University Law School. В1995–2001 годах был управляющим директором ИК «Тройка Диалог». В2002 году перешёл на работу в компанию «Базовый элемент» на должность управляющего директора автомобилестроительного, алюминиевого и авиационного бизнесов. В конце 2003 года стал генеральным директором холдинга «РусПромАвто». ОКОМПАНИИ Кмпания «РусПромАвто» создана в 2000 году. Сейчас 75% акций «РусПромАвто» принадлежат компании Олега Дерипаски «Базовый элемент», а 25% — менеджменту холдинга. В состав «РусПромАвто» входит пять бизнес-единиц: «Нижегород-ские автомобили» (объединяют ГАЗ, «Волжские моторы», Заволжский завод гусе- ничных тягачей, Саранский завод автосамосвалов и Арзамасский машиностроительный завод), «Автобусы» (Павловский, Ликинский, Голицынский автобусные и Канашский автоагрегатный заводы), «Двигатели» (ЯМЗ, ЯЗТА, Тутаевский моторный), «Большегрузные автомобили» (автозавод «Урал») и «Строительно-дорожные машины» (ЧСДМ, «Брянский арсенал», «Тверской экскаватор»). Крупнейшие предприятия холдинга — ГАЗ и ПАЗ. Выручка ГАЗа за девять месяцев 2003 года составила $844 млн, ПАЗа — $85 млн. На заводах холдинга работает 150 000 человек. Объём продаж в 2003 году — около $2 млрд. |
назад |