свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 23 Уральский автомобиль Вторник, 2 марта 2004 г.

«УДИВИТЕЛЬНОЕ ЛЕТО, НЕБЫВАЛЫЙ ТРАВОСТОЙ…»

   М отвыкли читать стихи. Что нам до чужих откровений, когда нужную деловую информацию черпаем из Интернета, досуг заполняем популярными детективами и сентиментальными женскими романами. И поэтический бум, наподобие того, что грянул в начале 60-х, нам, похоже, ещё долго не грозит. И всё же народ, духовной жаждою томим, не упустил случая побывать на презентации поэтического сборника «Травостой» нашего земляка Артёма Подогова.

   Кназначенному часу концертный зал Дома культуры «Бригантина» заполнили любители литературы — те, кто лично знал поэта, его собратья по творческому цеху, школьники.

   Дйствительно, выпуск сборника, о чём Артём Подогов при жизни мог только мечтать, — событие для культурной жизни Миасса значимое. Это отметили все, кто в тот вечер пожелал сказать доброе слово о поэте, поделиться воспоминаниями. К выпуску поэтического сборника, изданного в Челябинске тиражом всего лишь в пятьсот экземпляров, причастны люди в нашем городе известные — Николай Година, Борис Фридлянский, Владимир Федорищев. Помощь составителям оказала вдова — Ольга Подогова. И конечно же, сборник ни за что не увидел бы свет без финансовой поддержки и содействия управления культуры города. Его начальник Людмила Орлова тоже не оставила без внимания презентацию.

   Оновные хлопоты, конечно же, легли на плечи Николая Годины, которому пришлось искать разные варианты издания, используя свои связи и организаторские способности. Сыграло роль и большое желание увековечить творчество незаурядного миасского поэта. Сколько талантов не оставило и следа в памяти потомков только лишь потому, что кто-то из его современников вовремя не «подсуетился». Впрочем, и выпуск этого сборника стоил Николаю Ивановичу немалых усилий.

   Ве, кто выступил в тот вечер на презентации, а среди них был и журналист Соломон Эпштейн, который в городской газете «Миасский рабочий» выпустил немало литературных страниц с подборками стихов Артёма Подогова, отмечали необыкновенную задушевность музы поэта. Действительно, слагать стихи для него было так же органично, как жить, как дышать. И хотя у Артемия Фёдоровича не было за плечами ни Литературного инсти-

   тута, ни другого вуза (он окончил всего лишь семилетку), в отсутствии художественного вкуса его вряд ли упрекнёшь.

   Сдьба его была драматичной, детство — нелёгким. Родом он из Пензенской области. В 1937 году, после смерти матери, отец привёз четырёхлетнего мальчика в Миасс. Учился Артём в школе N№ 22, а летом, в каникулы, помогал отцу пасти скот. Столь тесное общение с природой, видимо, и повлияло на развитие его поэтического дарования.

   Н случайно большая часть его стихов посвящена уральской природе.

   Вэтих строчках — немало интересных, трогающих душу читателя наблюдений и образов — удивительно точных, ярких, осязаемых. Когда-то его стихи любили читать на поэтических вечерах. Их хорошо исполнять на фоне классической музыки. Этот приём использовали и ведущие вечера — сотрудницы ДК «Бригантина» Элина Макарова, Тамара Березина, Лариса Дерябина (музыкальное сопровождение). А стихи читали не только специально подготовившиеся к вечеру школьники. Не избежали соблазна и взрослые.

   Еть люди, чьё творчество можно назвать Божьим даром. К ним относится и Артём Подогов. Человек скромный и отзывчивый, даже на литературных тусовках державшийся особняком, он не любил шума и суеты. Предпочитал большую часть своего свободного времени бродить по окрестностям, слушать тишину. Так и рождались поэтические строчки. Хотя у Артёма Подогова есть и стихи об Уральском автомобильном заводе, где он трудился токарем, крановщиком, о рабочих буднях. Согласитесь, написать стихи на производственную тему так, чтобы они были лишены официозности, удаётся только людям талантливым, с тонкой душевной организацией.

   Храктеризуя стихи Артёма Подогова, Марат Шагиев в качестве единственного недостатка отметил отсутствие в них неожиданности, парадоксальности, должной заинтриговать и привлечь читателя. Но здесь, признаем, гораздо более притягательно мироощущение автора, его умение посредством метафор, эпитетов и сравнений тонко передать запах подснежника, шелест ветра, пение лесных птах. То, чего так нам не достаёт в повседневной жизни — суетливой, донельзя зарегламентированной, исключающей лишние эмоции.

   Артём Подогов и из жизни ушёл, словно растворившись в природе. Смерть его в ноябре 1984 года даже у людей близко знавших оставила немало загадок и вопросов, на которые не может ответить и вдова. Она вспоминала, что на мужа большое впечатление произвела трагическая кончина его друга — Михаила Лаптева.

   Седи поклонников творчества Артёма Подогова на презентации был и председатель городского совета ветеранов Валентин Филь, подаривший изданную недавно брошюру об истории ветеранского движения Ольге Подоговой — в знак признательности и восхищения стихами её мужа.

   Зключительным аккордом поэтиче-ского вечера стал показ видеофильма, где стихи Артёма Подогова звучат на фоне мастерски зафиксированных камерой уголков местной природы, порождая в душе щемящее чувство сожаления о чём-то хорошем и невозвратном.

   


Ольга БЕЛЯКОВА



назад


Яндекс.Метрика