свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 23 | Вторник, 2 марта 2004 г. | |
И ТРУД НУЖДАЕТСЯ В ОХРАНЕ Вера исполнилось 60 лет со дня образования в структуре автозавода отдела охраны труда Жзнь полна неожиданностей. Ежедневно в цеха АЗ «Урал» приходят тысячи и тысячи автозаводчан. Включаются станки, запускаются конвейеры, заводятся погрузчики и автомобили… Приходят в движение механизмы и люди, следящие за их работой. За действующей техникой, как говорится, глаз да глаз нужен. Впрочем, неприятность может случиться с каждым из нас повсюду. Вот встретятся на пути к рабочему месту скользкая дорожка, бойкий перекрёсток, крутая лестница… Чтобы ничего плохого не случилось в цехах, на территории автозавода, и существует служба охраны труда. Оране труда на Уральском автомобильном заводе всегда уделялось огромное внимание. Иначе нельзя. Каждый несчастный случай на производстве приносит как материальный, так и моральный ущерб не только пострадавшему, но и предприятию в целом. Миасский автомобильный завод им. Сталина ещё только-только становился на ноги. Казалось бы, все усилия должны были направляться в сторону развития производства. Однако несмотря на военное лихолетье, когда строго спрашивали за выполнение заданий, руководство завода не забывало уделять внимание вопросам техники безопасности. И доказательством тому служит приказ директора Миасского автозавода Григория Хламова, подписанный в марте 1944 года. В нём есть такие строки: «…Объявляю об организации при заводе отдела техники безопасности, охраны труда и промсанитарии с 1-го марта 1944 года. Начальником отдела техники безопасности, охраны труда и промсанитарии назначаю тов. Чемоданова П. Н., которому приказываю к 10 марта представить мне, через плановый отдел, на утверждение схему и штатное расписание отдела». Иак, ровно 60 лет назад, в первый весенний день военного 1944 года, на автозаводе был создан отдел охраны труда. Много воды утекло с той поры. Рос и крепчал завод, на смену полуторкам приходили мощные трёхосные «Уралы». Слава о миасских вездеходах далеко летела. Отдел охраны труда за шесть прожитых десятилетий неоднократно менял название. Неизменной оставалась суть работы этой заводской службы — постоянно находиться на страже здоровья автозаводцев, ставить заслоны перед возможными случаями травматизма. Сгодня отдел охраны труда является одним из структурных подразделений службы охраны труда и промышленной безопасности ОАО «АЗ «Урал». В составе отдела — два десятка специалистов, большинство из которых женщины. Организационная структура отдела охраны труда выглядит следующим образом. В его состав входят бюро охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, отчётности и ведения документации по охране труда, безопасности движения, медицинского обслуживания. С1994 года, не считая кратковременного перерыва, отделом охраны труда руководит Н. Ярославцев. Николай Иванович хорошо знает специфику порученного участка работы. И что же самое, самое главное? — Основными задачами отдела являются организация работы по охране труда в подразделениях завода, улучшение безопасных условий труда, организация профилактической работы по предупреждению травматизма, заболеваний, обусловленных производственными факторами, пожаров и возгораний, дорожно-транспортных происшествий. Дя решения поставленных задач по охране труда в структуре отдела создано бюро охраны труда и техники безопасности. Последние четыре года им руководит С. Русина. В бюро успешно работают квалифицированные специалисты Л. Гуляевская, Л. Сидорова, Н. Рехлинский, Н. Бородина, В. Уришева, И. Рестен, И. Хожеева. В основные обязанности сотрудников бюро входит организация и участие в проводимых совместно со специалистами завода и профсоюзным активом проверках, обследованиях технического состояния зданий, оборудования, инструментов, проведение инструктажа по охране труда. Специалисты бюро оказывают помощь подразделениям в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществляют контроль за их выполнением, в составах комиссий расследуют несчастные случаи на производстве, определяют причины, виновных лиц, оформляют материалы расследований. Постоянная профилактическая работа приносит результаты. Если в 2002 году на заводе было зафиксировано 106 случаев производственного травматизма, то в 2003 году таковых уже было 68 — снижение налицо. Однако следует отметить, что на заводе участились случаи естественной смерти работников, которые не учитываются, но расследуются согласно Положения как смертельные случаи. Еть в структуре отдела охраны труда ещё два бюро — пожарной безопасности и безопасности дорожного движения. Уже по названиям ясно, чем призваны они заниматься. Организацией обучения автозаводцев по программе пожарно-технического минимума, проверкой исправного содержания противопожарного водопровода, гидрантов занимается на заводе С. Киселёв, бывший работник ОГПС-5, а ныне начальник бюро пожарной безопасности. Совместно с ним эту работу ведёт Н. Филиппович. Нш завод невозможно представить без дорог, грузовиков, светофоров и пешеходов. Поэтому много работы у ведущего инженера Ю. Коростина. Контроль за состоянием дорог, тротуаров на территории завода, дорожных знаков, соблюдение водителями правил и скоростного режима, безопасная эксплуатация транспортных средств, их техническое состояние — вот лишь часть задач, выполнение которых поставлено перед бюро безопасности дорожного движения отдела охраны труда. Оьга Леонидовна Уханова трудится в заводской службе охраны труда с 1970 года. Сегодня она возглавляет бюро отчётности и ведения документации по охране труда. Работы предостаточно. Прежде всего, сотрудниками бюро регистрируются и берутся на учёт все случаи травматизма на предприятии. Проводится анализ причин производственного травматизма. Создаётся и постоянно обновляется нормативная база, необходимая для выполнения работниками своих функциональных обязанностей. Организуется работа кабинета охраны труда, в том числе проводится вводный инструктаж по охране труда для поступающих на работу. Осуществляется контроль за обеспечением работников предприятия средствами индивидуальной защиты, моющими и обезвреживающими средствами. И много ещё чего делают пятеро сотрудников бюро, чтобы автозаводцам лучше работалось. Изо дня в день одно и то же. Скучно, наверное? Ольга Леонидовна Уханова ответила: — Так не считаю. Мы работаем для людей. Если, допустим, руководителям некогда позаботиться об улучшении условий труда, то этим займёмся мы. Бюро медицинского обслуживания в отделе охраны труда было организовано в 1999 году в связи с ликвидацией цеховой терапевтической службы. Поэтому основной задачей бюро, во главе которого находится Л. Мальцева, является организация проведения периодических медицинских осмотров. Эта работа в основном падает на плечи инженера О. Якушевой. Для более качественного проведения медосмотра на каждого работающего заводится медицинская карта. Перечень лиц, подлежащих медосмотру, составлен во всех подразделениях завода и утверждён ГСЭН. Работа со здравпунктами завода является неотъемлемой частью деятельности бюро. Соблюдение санэпидрежима в подразделениях автозавода тоже входит в функции бюро. Так же, как и организация работы по профилактике гриппа, клещевого энцефалита, флюорографические обследования. В 2003 году было укомплектовано и выделено в цеха и службы завода 2295 аптечек первой медицинской помощи. И в этом большая заслуга одной из сотрудниц бюро — В. Калининой. Рссказ о многогранной деятельности отдела охраны труда будет неполным, если ничего не сказать о тех, кто возглавлял его в разные годы. Кстати, немного было руководителей. За 60 лет здесь всего пятый начальник. Как уже говорилось выше, первым начальником отдела в марте 1944 года стал Пётр Николаевич Чемоданов. С1948 по 1965 годы отделом руководил Климентий Александрович Сабуров. Затем с 1965 по 1979 годы во главе заводской службы охраны труда стояла Э. Роговская. Тридцать лет, три недели и три дня занималась Эсфирь Абрамовна этой нужной для автозавода работой. Уходя в 1979 году на пенсию, Э. Роговская предложила назначить вместо неё Г. Манакова. Геннадий Кузьмич возглавлял отдел до 1994 года. Кк становилась на ноги, набираясь опыта, служба охраны труда, говорят вот такие цифры. В 50-е годы уже прошлого века уровень травматизма на автозаводе составлял 50–70 случаев в месяц. В 60–70-е годы этот показатель снизился до 25–30 случаев. В последнее десятилетие минувшего века уровень производственного травматизма составлял около 20 случаев в месяц.
Владимир ЗУБКОВ
|
назад |