свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 22 Уральский автомобиль Суббота, 28 февраля 2004 г.

ЧЕЛОВЕК СО СТАРОЙ ФОТОГРАФИИ

   Н днях в заводской музей пришёл ветеран завода Виктор Виноградов.

   — Хочу рассказать о своём отце. Он приехал в Миасс ещё с московским ЗИСом.

   Тк с подачи директора музея Елены Коноваловой и состоялась наша встреча с Виктором Алексеевичем. Очень уж ему хотелось увековечить память о своём отце, простом рабочем-клепальщике, одном из тех, чьими усилиями в годы Великой Отечественной войны происходило становление Уральского автозавода, кто делал машины, которые участвовали в разгроме врага.

   — Вы посмотрите, — водит лупой Виктор Алексеевич по старинному, пожелтевшему от времени снимку. — У них у всех значки московского автозавода.

   Иправда, на лацканах пиджаков группы рабочих поблёскивают немудрящие круглые значки с белой по тёмному фону надписью «ЗИС». Наверное, заводской фотограф запечатлел их после смены. Все они клепальщики. Те, кто в то время работал, знают, насколько непосильно тяжёлым был этот ручной труд. Основной инструмент — пневматические скобы да кувалда. Но рабочие молоды и полны сил. На фото кто в свитере, кто в рубашке с отложным воротничком, кто в деревенской косоворотке. И не мудрено, ведь многие рабочие московских заводов были выходцами из сельской местности, уехавшими из родных мест в поисках лучшей доли. Напомним, в то время сделать это было далеко не просто: колхозники, в отличие от городских жителей, до шестидесятых годов не имели паспортов.

   Тк в 1933 году прибыл в столицу из Калужской области и Алексей Вино-градов. На снимке (он стоит крайний слева) ему 27 лет, у него четыре года трудового стажа и уже небольшой, но опыт, и своя рабочая гордость. Видимо, репутация на заводе у него была высокая, он считался мастером своего дела. Не случайно же, как только началась война с Германией, ему дали бронь. Виктор Алексеевич рассказывает, что познакомились родители в магазине, где отец покупал одеяло. У мамы никакого образования и профессии не было. Она зарабатывала на жизнь на различных подсобных работах — то в трамвайном парке, то на мясокомбинате. В молодой семье родились семеро детей, четверо из которых погибли или умерли в раннем возрасте. Виктор Алексеевич появился на свет в 1934 году. Когда в 1941 году над Москвой нависла угроза захвата, семьи автозаводцев первыми отправили в эвакуацию. Случилось это в июле. В глубокий тыл в теплушках уезжали мама с шестилетним Витей и двухлетним Мишей, сноха с племянницей. Отец остался в Москве. Ещё один сын, Илья, к моменту отъезда не вернулся с подмосковной дачи, куда на лето отправили детский сад. Двигались медленно, поезд подолгу стоял на перегонах, пропуская идущие на запад воинские составы. Скудное питание, антисанитарные условия. Вспышка тифа тогда унесла немало пассажиров.

   Тк Виноградовы оказались в Башкирии, краях далёких и для столичных жителей экзотических — сначала в Чишме, затем в глухой деревне. Время там, словно остановилось. Бани топились «по-чёрному». Население жило натуральным хозяйством — свои картошка, молоко, мясо, мёд. Потому голод военной поры местных жителей не коснулся. Москвичи обменивали привезённые с собой вещи на продукты питания.

   Вктору Алексеевичу запомнился приезд отца, который привёз маленького Илюшу (он вскоре заболел и умер) и угощал семью уже забытыми деликатесами — салом, колбасой, которые ему в свою очередь дал сосед-милиционер: продукты перепали москвичам, оказавшимися поблизости во время бомбёжки мясокомбината. Некоторое время Виноградовы жили в Ульяновске, куда была эвакуирована часть московского автозавода. А в 1944 году семья перебралась в Миасс. Здесь Витя и в первый класс пошёл, правда, уже не со своими сверстниками. В Ульяновске, хотя его и записали в школу, где когда-то учился будущий вождь, на уроки ходить довелось мало из-за частых болезней. На Уральском автозаводе отец работал тоже клепальщиком на рамном участке главного конвейера. Кстати, это ему было доверено клепать раму для самого первого уральского автомобиля, выведеного из заводских ворот Дмитрием Колесовым. Почётные грамоты, которыми его награждали за мастерство, рассказывает его сын, Алексей Алексеевич аккуратно вставлял в рамки (их он красил в зелёный цвет) и развешивал по стенам. К сожалению, эти награды, свидетельства ушедшей эпохи, исчезли при многочисленных переездах.

   Чловеком он был добрым и чутким, жену и детей любил. Но сыновей и дочку, Люду, которая родилась в 1946 году, не баловал, приучал к посильному труду. Бывало, мальчишкам летом хочется с друзьями мяч на улице погонять, в лес по грибы и ягоды сходить, на пруд — искупаться, а он даёт им задание — воды натаскать, дрова напилить и наколоть на долгую морозную зиму. Картошку садили и копали всей семьёй. Запомнилось, как отец сам из старой купленной по случаю шинели сшил сыну пальто и ещё сумку для школы. Портняжничал он так же основательно, как делал любое дело.

   Кгда братья подросли, отца перевели на более лёгкую работу в ОТК. Клепальщиком он уже не мог трудиться по состоянию здоровья. По сыновьям, ушедшим в армию, сильно скучал и даже ездил их навещать, привозил гостинцы из дома — испечённые мамой пирожки, конфеты. В 1966 году Алексея Алексеевича не стало. Жена его дожила до 92-х лет.

   Уего сыновей и дочери судьбы сложились удачно. Алексея Алексеевича можно считать основателем заводской династии Виноградовых. Виктор Алексеевич проработал на заводе пятьдесят лет слесарем-ремонтником, имеет немало наград за труд, его брат предпочёл профессию сварщика, сестра — до сих пор трудится в кадровой службе теплосилового цеха. Здесь на заводе есть и представители третьего поколения семьи.

   Вего одна запись в трудовой книжке жены Виктора Алексеевича — Галины Васильевны. До выхода на заслуженный отдых она трудилась в ПДУ.

   Уветеранов двое взрослых детей — дочь Надежда и сын Вячеслав, трое внуков. Все они знают деда и прадеда по рассказам старших. Тянется из прошлого тонкая, но прочная нить благодарной памяти и любви, душевного тепла и доброты. Связующая нить поколений.

   


Ольга БЕЛЯКОВА



назад


Яндекс.Метрика