свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 20 Уральский автомобиль Суббота, 21 февраля 2004 г.

АНТИКИЛЛЕР

   Впрошлом номере газеты «Уральский автомобиль» мы настоятельно рекомендовали нашим читателям приобрести февральский номер журнала «За рулём», в котором была опубликована статья Николая Мордовцева «Антикиллер». Но по зрелом размышлении мы решили, что не все захотят и смогут позволить себе такую покупку, и поэтому предлагаем вашему вниманию перепечатку из журнала.

   Вармии всё подчинено Уставу. Наперёд известно, когда и чем чистить сапоги и личное оружие, где должен быть командир или каждая БМП в наступлении и обороне. Так же чётко расписаны действия армейских автомобилей: одни доставляют на передовую личный состав, провиант, боеприпасы; другие работают в глубоком тылу, что называется, в обозе.

   «Урал» — автомобиль переднего края и давно заслужил уважение в войсках. Даже капотный «КамАЗ», более современный и привлекательный, не в силах затмить боевые заслуги ветерана. А теперь появилась его особая модификация — «Урал-432009» с бронированной кабиной.

   Бруствер на кабине

   Эипажам бескапотников — «ГАЗ-66» и «КамАЗов» — минная война не оставляла никаких шансов. В лучшем положении оказывались водители «ЗИЛ-131», «КрАЗов» и, конечно, «Уралов». Пусть взрывом отрывало переднее колесо с цапфой, водитель получал контузию, но даже на колченогом автомобиле часто удавалось выбраться из-под обстрела. Только бензиновый «ЗИЛ» — бочка с порохом, а «КрАЗ» медлителен и неповоротлив. «Урал» с камазовским дизелем, по крайней мере, свободен от этих проблем, а уберечься от пуль водителю помогала солдатская смекалка — мешки с песком на капоте и крыльях, бронежилеты на дверях. Хоть немного, но они выручали.

   Сщественно улучшить защиту экипажа удалось в середине 80-х годов локальным бронированием кабины и мотоотсека — совместной разработкой военных и заводских инженеров. Способ давно известный — бронелистом защищали ещё кабины «студебеккеров» со знаменитыми «катюшами». Но и недостатки такого бронирования известны не хуже: никудышный обзор через смотровые щели, быстрое провисание петель и поломки замков утяжелённых дверей, уязвимость стыков панелей. В жарких спорах о реформировании армии, её переводе на контрактную основу страна дожила до Чечни. К той поре выведенную из соцлагеря «лишнюю» колёсную и гусеничную технику порезали на металлолом, и неожиданно выяснилось, что на новую денег нет. Война, как всегда, застала врасплох. Потому и пришлось воевать в горах морской пехоте и ездить по минным полям на гибельных бескапотниках.

   Броня крепка

   Бронированный «Урал» — инициатива завода, а коли без команды сверху, то и без финансирования программы. Работать с бронёй помогли другие уральские заводы.

   Этеты отметят плохую обзорность (маловаты, дескать, бронестёкла), плохо зачищенные сварные швы, грубые ручки и, о, ужас, непрошпаклёванный бронелист. Зато военные сразу оценили мощные сейфовые двери с прочными петлями и замками, амбразуры для ведения ответного огня. Пол кабины, задняя стенка и крыша — тоже из бронелиста, в крыше — бронированный люк, читай — пулемётное гнездо. Кроме того, это аварийный выход, через него легко выбраться из опрокинувшейся машины — тяжёлую дверь поднять не каждому под силу.

   Кбина стала двухместной, с раздельными спартанскими сиденьями. Так выкроили место под спецоборудование: приборы ночного видения, радиационной и химической разведки и т. п., но военные говорят, что надо предусмотреть штатное место ещё и для армейской радиостанции. Кроме обычной «печки», монтируют фильтровентиляционную установку (ФВУ).

   Дигатель, ярославскую «восьмёрку», постарались укрыть не хуже, чем экипаж. Ведь он обязан вывезти из любой передряги: «железная маска» на радиаторе, боковины и капот из бронелиста. Традиционные «ураловские» пружины такой капот, конечно, не удержат, поэтому его оснастили фиксатором, а в закрытом положении крепят двумя барашками — так надёжнее. Бронирование ящика с аккумулятором и топливного бака тоже добавило живучести ветерану, только почему-то остались беззащитными заливная горловина и дополнительный бак.

   Бронированная кабина гораздо тяжелее обычной, поэтому переднюю подвеску усилили, однако машина идёт мягко, а лишние полтонны «Урал» даже не почувствовал.

   Бронекабину можно установить на обычную машину даже в условиях дивизионного рембата. В этом есть смысл — кабина стоит 400–500 тыс. рублей, а бронеавтомобиль — 1,5 млн. Впрочем, за эти деньги под тент платформы установят еще и бронированный модуль на 15–20 бойцов. Уровень комфорта — армейский, внутри только деревянные лавки, но всё функционально, есть бойницы, а двери оборудованы мощными замками с внутренней блокировкой.

   Пдобные модули на «Уралах» с локальной защитой кабины уже несколько лет применяет в Чечне спецназ внутренних войск. Часто машины возвращались с заданий обгоревшие, без воздуха в тормозной системе, с изодранными в лоскуты шинами и многочисленными пулевыми отметинами на броне, но с живым экипажем.

   Пи высокой живучести шасси, хорошей скорости и бронезащите, удобной и быстрой, по сравнению с БТР, посадке-высадке есть ещё одно достоинство у таких машин. Хотя на войне ресурс измеряется не километрами, а сутками, проведёнными на передовой, но БТР-80 отправляют в капремонт уже при пробеге 50 тыс. км, а «Урал» ходит все двести, то есть эксплуатация оказывается дешевле. На пробу одну машину с бронекабиной купили пограничники, одна несёт службу в Чечне, во внутренних войсках, и всё… Инициатива пошла снизу. Видимо, вспомнив, как в давние времена всей станицей собирали в поход казака-бедняка — покупали коня, шапку и штаны с лампасами, УВД Тюменской области на паях с администрацией решило закупить пару таких машин для своего ОМОНа, не вылезающего из чеченских командировок.

   Кнечно, для разведывательно-дозорных целей во всём мире выпускают специальную технику, чаще всего на шасси автомобилей поменьше — «Хаммер», «Ленд-Ровер Дефендер», но в российской армии всегда в чести была универсальность: шинель — на все времена года, сапоги — повседневная обувь, она же парадно-выходная и спортивная. Поэтому и впрягают «Урал» в несвойственную для него работу, а он её всё равно тянет. И не оттого, что в крови у него тяга к военным приключениям, — просто в войсках достойной альтернативы ему пока нет и когда появится — неизвестно. А воевать-то приходится уже сейчас.

   


Николай Мордовцев

   (журнал «За рулём»)



назад


Яндекс.Метрика