свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 19 Уральский автомобиль Четверг, 19 февраля 2004 г.

ПУСТЬ НАДёЖНЫМ СТАНЕТ МОСТ!

   Сремясь улучшить качество выпускаемого конечного продукта, коллектив одного из участков цеха мостов агрегатного производства возобновил практику использования слесарями-сборщиками рабочих клейм.

   Мсты, мосты…

   Пред входом в этот корпус ещё висит прежняя табличка — «Цех шасси». Однако проводимая на АЗ «Урал» реструктуризация производства недавно уже внесла свои коррективы. С приходом 2004 года цех шасси, слившись с агрегатным N№ 2, стал называться цехом мостов. И входит он в структуру агрегатного производства. Так появился единый центр ответственности. После проведённой реорганизации вновь созданное подразделение автозавода начало отсчёт рабочих смен по выпуску конечного продукта — передних, средних, задних мостов к «Уралам».

   Мсты, мосты… Они здесь повсюду. В эти февральские дни на главном конвейере собирают по 32 автомобиля. Если каждый из них трёхосник, то нетрудно подсчитать, сколько надобно к рождаемым внедорожникам мостов — 96.

   …Участок сборки мостов одноимённого цеха. Время от времени подъезжают «Уралы», загружаются готовой продукцией. Лента главного конвейера всё крутится и крутится, как ненасытный молох, проглатывает ежедневно почти по сотне мостов. Впрочем, на участке сборки мостов тоже своя лента есть. Даже две. На подставке отдельных конвейеров укладываются мосты передние, средние, задние. Так и движутся неспешно, обрастая разной металлической сущностью. Любопытно наблюдать, как возникают мосты. В самом начале конвейеров, где ленты выныривают как бы из глубины, кладутся ещё совсем пустые картеры в сборе. Потом к ним прикручиваются редукторы, тормозные щиты, ступицы, устанавливаются полуоси, сальники, подшипники, барабаны… На сборке среднего и заднего мостов насчитывается около тридцати операций. Передний же мост требует ещё большего к себе внимания.

   Н участке сборки мостов трудится 57 человек. С апреля 2003 года коллектив возглавляет А. Монахов. Интересная метаморфоза произошла с Александром Николаевичем. Целых десять лет, с 1984 по 1994 годы, он служил в чине майора военным представителем на автозаводе. «Тогда я сам проверял качество мостов и автомобилей в целом, теперь наоборот — проверяют мою работу». Сняв военную форму, А. Монахов с автозаводом не расстался. Работал начальником техотдела в УТК, начальником ОТК МСП–1, шесть лет возглавлял охрану в АСП. И вот новая хлопотная должность — начальник участка сборки мостов.

   Взвращение

   клейма

   Мсты для автомобиля-вездехода значат то же, что ноги для человека. Они должны быть крепкими, выносливыми и желательно не «болеть» при движении. Увы, в реальности такое бывает не всегда.

   ВБТК цеха мне дали такую справку.

   Вянваре нынешнего года 16 процентов всех произведённых мостов отправились на главный конвейер только после того, как побывали на цеховом участке ремонта. В декабре 2003 года почти четверть готовой продукции нуждалась в исправлении отклонений от нормы. Вывод напрашивается сам собой. Надо срочно принимать действенные меры, чтобы повысить качество мостов. И первый шаг сделан. Говорят, что новое — это хорошо забытое старое. Никто и не спорит. С 1 февраля 2004 года десять слесарей механосборочных работ участка сборки мостов начали работать с использованием личного клейма. Пока клеймом отмечается выполненная работа на двух наиболее ответственных операциях, в конечном счёте влияющих на эксплуатационные свойства миасских внедорожников. Это регулировка гаек крепления подшипника ступицы колеса и проверка герметичности системы подкачки шин и моста в целом. Слесари, имеющие клейма, заключили контракт с производством. Они обязуются качественно выполнять вышеназванные операции.

   Вслучае обнаружения дефектов с рабочих будет вычтено 20 процентов от суммы контракта. Коль клеймо личное, точно такой же должна быть и ответственность. Иначе нельзя. Это как подпись под обязательством. И что может дать возвращение в строй уже почти забытого личного клейма? Рассказывает Александр Монахов начальник участка сборки мостов:

   — Что даёт? Многое. Повышает качество выпускаемой продукции. Это точно. Выполнив операцию, слесарь ставит клеймо. И потом несёт ответственность за сделанную работу. Уже заметно, что на этих двух операциях, где мы ввели контроль с использованием клейма, стало гораздо меньше встречаться несоответствий, чем их было, скажем, месяц тому назад.

   Рзборка покажет

   Тк уж совпало, что именно в ту пору, когда репортёр «Уральского автомобиля» побывал на участке, здесь же проводилась на специальном стенде плановая контрольная разборка двух собранных накануне задних мостов. Два раза в месяц делается такое. Выбирается любой из готовых к отправке на главный конвейер мостов. Из него вынимают всю начинку, в обратной сборке последовательности. Потом специалисты всё рассматривают, измеряют, изучают… В состав комиссии входят представители заказчика, управления технического конт-роля, отдела главного сварщика, конструкторы, технологи и мастера цеха. Они сообща проверяют качество сборки, выявляют проблемные несоответствия. По итогам контрольной разборки оформляется акт, намечаются корректирующие мероприятия. А за ходом устранения замечаний будет следить ОТК цеха.

   Втот же день, когда рабочие «распотрошили» указанные мосты, комиссия, конечно же, нашла в них некоторые несоответствия. Но вот что запомнилось: к двум операциям, которые обозначены личными рабочими клеймами, претензий не было. Всё сделано как надо, без сучка и задоринки. Получается, что действует возвращённая форма контроля за качеством выпускаемого конечного продукта. Рассказывает Раиса Павловна Задубровская, начальник БТК цеха мостов агрегатного производства:

   — Это в какой-то мере облегчило работу контролёрам. Клейма ввели на операции, которые наиболее влияют на качество автомобиля в целом. Мы давно заметили, что несоответствие на этих двух конкретных операциях дают не механизмы, а люди. Пока ещё рано говорить, насколько улучшат качество мостов введённые клейма. Время покажет. Ведь прошло лишь две недели, как стали клеймиться самые ответственные операции.

   Сань надёжным, мост!

   Юий Манаков, слесарь механосборочных работ, вот уже более тридцати лет собирает мосты к «Уралам». Он и сегодня на своём рабочем месте. Совсем недавно у Юрия Дмитриевича появилось личное клеймо — небольшой металлический цилиндрик с цифрой «7» на торце. Смотреть, как работает слесарь Манаков, одно удовольствие. Движения уверенные, ничего лишнего — опыт есть опыт. Пока ещё не подъехал к его рабочему месту мост, Юрий Дмитриевич успевает «расшиться» на другой операции и ответить на вопрос корреспондента.

   — Появившиеся клейма нас дисциплинируют. Лично я и раньше всегда старался делать всё так, как надо. А теперь ответственность возросла.

   Вадимир Андреевич Рыжков работает «на мостах» с 1971 года. Сегодня он, как и Ю. Манаков, продолжит заниматься знакомой до мелочей операцией — устанавливать сальники подкачки. У Рыжкова в кармане лежит личное клеймо с цифрой «5».

   — Вот пробью пятёрочку — и как будто распишусь. Если что не так, легко найти, кто сделал.

   …Медленно движется по конвейеру вереница поданных на сборку мостов. Вот они добрались до места, где устанавливают барабаны. Стоящие напротив друг друга слесари Александр Дмитриевич Балакирев и Раис Шарипович Мусин (на снимке), сноровисто прикрутив барабаны при помощи гайковёртов, приставили клейма к мосту и «тюкнули» по ним молотками. Напарники взяли ответственность за правильную регулировку гаек крепления подшипника ступицы колеса. На одном конце моста появится знак «1», на другом — «8». Стань надёжным, мост, работай на доброе имя «Уралов»!

   Кчество

   к «Уралам»

   вернётся

   Пдготавливая к печати этот материал, мы сочли необходимым встретиться с Юрием Александровичем Новосельцевым, директором по управлению качеством АЗ «Урал», чтобы услышать его комментарий по поводу возобновления практики применения на заводе личных клейм. Какая цель преследовалась прежде всего, будет ли это способствовать росту качества, начнут ли внедряться клейма в других производствах?

   — Во-первых, ставилась задача — повысить ответственность конкретного человека на конкретном месте. Это первый наш шаг. Сейчас мы корректируем контрольный журнал сборки автомобиля таким образом, чтобы в нём фиксировались отметки конкретных сборщиков об установке конкретных узлов. Это делается для того, чтобы всегда можно было определить, кто, когда и на каком автомобиле выполнял работу, в случае прихода в адрес завода рекламаций. Тем самым мы надеемся повысить степень ответственности каждого работника на своём месте.

   Тперь о клеймах. Они были введены на тех операциях, где очень часто обнаруживались дефекты. Например, на контргайках, которые крепят подшипник ступицы колеса, не выдерживался момент затяжки. Контрольные разборки, которые прошли на минувшей неделе, показали, что теперь данный параметр выдерживается. Как видим, уже есть определённый эффект. Практика применения рабочими личных клейм будет расширяться. В частности, на сборке редукторов. В случае необходимости по оттискам персональных клейм можно определить, кто конкретно собирал тот или иной узел.

   


Владимир ЗУБКОВ



назад


Яндекс.Метрика