свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 15 | Вторник, 10 февраля 2004 г. | |
ЗНАКОМЬТЕСЬ: «АВТОЛОКОМОБИЛЬ»! Автомобиль «Урал» может тянуть за собой десять полновесных железнодорожных вагонов. И не только… Водном из недавних своих номеров «Уральский автомобиль» рассказывал о праздновании 70-летия Южно-Уральской железной дороги, в котором приняло участие и градообразующее предприятие Миасса. Среди представленных на посвящённой этому событию выставке модификаций грузовиков марки «Урал» была одна интереснейшая новинка, способная с одинаковым успехом передвигаться как по дорогам, так и по железнодорожным рельсам. Данная разработка вызвала широкий резонанс, что послужило поводом познакомиться с нею поближе. Нобходимо отметить, что подобные транспортные средства уже выпускаются за рубежом. Например, в Германии они собираются на базе шасси «Unimog». В России же практический эксперимент по скрещиванию грузового автомобиля с железной дорогой — едва ли не первый в истории. Попытки провести подобные работы предпринимались, но дело до опытного образца в «живом» воплощении так и не доходило. Возможно, именно с этим и связана некоторая неразбериха с наименованием новинки. Некоторые технические специалисты называют её «автолокомобилем». Непосредственным разработчикам оригинального «железнодорожного» грузовика по душе приходится иное название — универсальное автомобильно-рельсовое транспортное средство. Оо, как уже отмечалось ранее, может с одинаковым успехом передвигаться как на автодорогах, так и по железнодорожным путям. Это становится возможным за счёт воплощения ряда технических решений, цель которых — совместить колею колёс задней тележки с рельсами. Середи и сзади универсальное транспортное средство имеет рельсовые тележки, которые управляются гидроприводом и способны полностью воспринимать вес автомобиля. Необходимо также отметить, что приводная часть ведущих мостов не претерпела никаких изменений, что стало возможным в результате применения особенного колеса. Нсколько слов о том, в каких местах транспортное средство устанавливается на железнодорожные пути. Для того, чтобы автомобиль оказался на рельсах, в идеале требуется специально оборудованная площадка, хотя в подавляющем большинстве случаев достаточно и обыкновенного переезда. Звершая разговор о технических характеристиках «автолокомобиля», следует отметить, что его тяга значительно больше, нежели у традиционных рельсовых средств. Происходит это потому, что коэффициент трения резины по металлу в три-четыре раза больше, нежели металла по металлу. Соответственно, силы тяги «автолокомобиля» достаточно для проведения необходимых маневровых работ или, если понадобится, транспортировки десяти полновесных вагонов. Уравлять железнодорожным «Уралом», по признанию разработчиков, не сложнее, чем обычным грузовиком. Для этого потребуется иметь стандартные водительские права категории «С», а вдобавок к нему — удостоверение или аттестат машиниста. Максимальная скорость движения «автолокомобиля» по железнодорожному пути — сорок километров в час. В принципе, можно было бы увеличить этот параметр, но необходимо учитывать, что рельсовый путь не идеален. Оласть применения универсального автомобильно-рельсового транспортного средства вполне очевидна. Он будет максимально востребован там, где использование дрезины, тепло- или электровоза является избыточным. По сравнению с упомянутой техникой «автолокомобиль» имеет ряд системных преимуществ. Во-первых, как уже было упомянуто, в отличие от своих тяжеловесных «конкурентов», он может добраться до места работы двумя способами: по обычной дороге и по рельсам. Во-вторых, в силу конструктивных особенностей тепловозы должны эксплуатироваться с постоянно работающим двигателем, в связи с чем его применение порой влетает в копеечку. Оборудование, установленное на универсальное транспортное средство, способно функционировать и при заглушенном силовом агрегате. Соответственно, ещё одним преимуществом «автолокомобиля» является его экономичность. Калькуляция показывает: уровень затрат на единицу локомотивного подвижного состава выше на целый порядок. Кроме того, необходимо учитывать, что «автолокомобиль» потребует куда меньше денежных средств на регламентные ремонты и обслуживание, не говоря уже о существенной разнице между первоначальными стоимостями. Что касается хранения универсального транспортного средства, то оно, как и у базового «Урала», может быть безгаражным. В свою очередь следует отметить, что тепловозу зачастую в обязательном порядке требуется наличие депо. Иак, где же всё-таки может найти своё применение универсальное автомобильно-рельсовое транспортное средство? Прежде всего, это зависит от того навесного оборудования, которое устанавливается на шасси. На базе такого «Урала» возможен монтаж мобильных крановых установок, пожарной техники, оборудования для мойки вагонов, пассажирских и специализированных кузовов-фургонов и многое другое. Отсюда прямиком и вытекают области использования: как маневрового транспортного средства или ремонтной мастерской; как носителя технологического оборудования или площадки доступа к контактной сети. Дополнительные преимущества «автолокомобилю» придаст установка на него гидроманипулятора или сварочного аппарата. Нобходимо особо подчеркнуть, что «автолокомобиль» может эксплуатироваться лишь на немагистральных железных дорогах. Однако сей факт не говорит о том, что применяемость ноу-хау заведомо узка. Например, универсальные транспортные средства в перспективе могут быть востребованы крупными промышленными гигантами, обладающими собственными внутренними железнодорожными хозяйствами, которые тесно связаны с технологией. В частности, на территории Магнитогорского металлургического комбината в общей сложности находятся 28 станций и проходят 700 километров железнодорожных путей. Для обеспечения производственной деятельности в арсенале ММК имеется порядка 120-150 единиц локомотивного подвижного состава — со всеми минусами и огромными затратами на эксплуатацию, хранение и ремонт, о чём говорилось выше. Другими потенциальными местами применения являются метрополитены, большие порты и трамвайные хозяйства густонаселённых городов. И всё это благодаря тому, что «автолокомобиль», в отличие от своих конкурентов, может быстро добраться по обычной дороге до места назначения, «встать» на рельсы, выполнить необходимую работу (или взять на буксир сломанную технику) и также оперативно освободить пути. Внастоящий момент первый и единственный образец универсального автомобильно-рельсового транспортного средства проходит цикл испытаний на территории своего заказчика — Магнитогорского металлургического комбината. После опытной эксплуатации, возможно, произойдёт корректировка конструкции, и можно будет задумываться об организации серийного производства «автолокомобилей». Как отмечают разработчики, она не потребует огромных усилий, уникальной оснастки или дорогостоящего оборудования. Дело останется лишь за одним недостающим компонентом — непосредственными заказами. Ведь, согласно проведённым расчётам, при правильной постановке маркетинга, организации производства и обеспечении сбыта можно реализовывать порядка 50-100 единиц «автолокомобилей» в год. Каткая техническая характеристика «автолокомобиля» Шсси предназначено для комплектации оборудованием и движения по автомобильным дорогам и железнодорожным путям колеи 1520 мм. Танспортная база — шасси «Урал 4320». Мксимальная допустимая полная масса — 14070 кг. Мксимальная скорость движения автомобиля по автомобильной дороге — 80 км/ч . Мксимальная скорость движения автомобиля по железнодорожному пути — 40 км/ч. Мсса размещаемого на шасси оборудования — 4245 кг. Кличество мест в кабине — 3. Взможное оборудование: Автосцепное устройство с тормозным оборудованием. Шстиместная кабина. Кан-манипулятор гидравлический. Сесарная мастерская с набором оборудования и инструмента. Гузовая платформа. Пдъёмно-поворотная изолированная площадка. Сегоочистительное оборудование. Сарочное оборудование. Вхтовый автобус на 22 (30) мест. Гузопассажирский автобус. Днные предоставлены разработчиком — ООО «НПО Уралавтоцентр».
Дмитрий ФЕДЕЧКИН
|
назад |