свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 16 Уральский автомобиль Четверг, 5 февраля 2004 г.

«КАБИНА» — СЛОВО ЖЕНСКОГО РОДА

   Тк уж природа рождения автомобиля «Урал» рассудила. В этом огромном корпусе АСП живут, работают, движутся два конвейера, никогда не соприкасаясь. На одном — чёрные рамы обрастают под руками сборщиков разной металлической сутью — трубками, мостами, баками… На другом, который поменьше, только что окрашенные кабины становятся в ряд.

   Эот участок цеха «главный конвейер» автосборщики между собой так и называют — «кабина». Слово женского рода.

   Итрудятся здесь в основном женщины. Только их ловкие руки могут так быстро и умело протягивать по нужным местам электропроводку, привинчивать приборную панель, ставить ручки, приклеивать обшивку. Несколько десятков различных операций. В январе с участка выходило за смену более тридцати кабин, без которых «Урал» автомобилем никогда не станет. Бывали времена, когда и по семьдесят, и по сто кабин собиралось тут. Разве это не чудо. Вот только что подвёз погрузчик кабину с пустыми ещё глазницами, без проводов и приборов. Проходит совсем немного времени. И вот уже кабина поплыла с конвейера малого на большой, чтобы стать частью «Урала»…

   Сгодня мы познакомим читателей «Уральского автомобиля» с тремя женщинами с участка «кабина». Почему именно с ними? Потому что к ним незаметно подошла пора, когда можно распрощаться с заводом, уйти на заслуженный отдых. Но никто из них не собирается этого делать. 108 лет. Таков их общий трудовой стаж, отданный Уральскому автомобильному заводу.

   Вра Петровна Любителева, слесарь-сборщик. На участке сборки кабины к «Уралам» работает с 1967 года. И все время трудится в составе одной и той же первой бригады. Награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени, «За трудовую доблесть», «Ветеран труда».

   — Я выросла в семье, где было одиннадцать детей. К труду приучена с детства.

   Вру Петровну, пожалуй, на главном конвейере знают все. Приветливая, улыбчивая, надёжная в работе. Заряду бодрости, коим наделена эта женщина, впору и молодым позавидовать. Сколько же кабин прошло через руки Веры Петровны за 37 лет работы на автозаводе? Пожалуй, больше миллиона будет. Неужели не устала изо дня в день одно и то же делать?

   — Нет, это моя жизнь. Работа — это движение. Человек трудится — значит, живёт. Знаете, как мне нравится после заводских смен на земле порядок наводить. У нас есть два сада, картошку, овощи, ягоды, цветы люблю выращивать. Скорее бы весна настала, чтобы в сады поехать, поработать, песни там попеть, с растениями поговорить…

   Влентина Гавриловна ОЗЕРОВА, мастер участка N№ 1. Родилась на Орловщине, но давно уже считает себя уральской жительницей. Хорошо помнит день 9 февраля 1971 года, когда стала своими руками собирать кабину «Урала».

   — Впервые увидела такой большой завод. Интересно стало. В молодости ведь как, усталости не замечаешь.

   Влентина Гавриловна 28 лет отработала слесарем-сборщиком. Потом бригаду приняла. И вот последние шесть лет — мастер. Награждена знаками «Ветеран автомобильной промышленности» и «Ветеран УралАЗа». Вместе с Валентиной Гавриловной в различных подразделениях Уральского автозавода работают её муж, Леонид Петрович, сын Владимир, дочь Елена и сноха Татьяна. Сегодня под началом мастера В. Озеровой находится более трёх десятков слесарей-сборщиков. У каждого свой характер, свои печали и радости.

   Имастер должен к каждому ключик подобрать, совет дать, подсказать, помочь, поддержать в сложную минуту. Видно, получается у мастера. Коллектив на участке стабильный, большой текучки кадров здесь не наблюдается.

   — Бригада хорошая. Знаем друг друга отлично. Ведь много времени проводим рядом, на работе.

   Свсем скоро, 4 марта отметит Валентина Гавриловна очередной юбилей. На этот раз особый, знаковый, после которого приходит пора пенсионная. Какой же выбор она сделает?

   — Буду работать.

   Эибя Закиевна Мавлетшина, мастер участка N№ 2. Её на «кабине» все называют Аней. Она не возражает. Аня так Аня, имя красивое. Эдибя Закиевна стала автозаводчанкой в мае 1966 года. И с той поры всё кабины, кабины, кабины… Старательную работницу заметили, назначили бригадиром, в 1996 — мастером. Второй участок, которым руководит Э. Мавлетшина, по праву считается очень ответственным. Здесь устанавливают электропроводку, приборы, производят остекление… 26 слесарей-сборщиков, из которых лишь двое мужчин. Как работают женщины на участке — одно загляденье. Ловко мелькают руки, ни одного лишнего движения, нет суеты, но есть скорость выполнения операции. Эдибя Закиевна часто и сама становится на место слесаря. Жизнь есть жизнь, кто-то заболел, кто-то в отпуск отправился. Все операции сборки кабины ей знакомы, кончиками пальцев школа пройдена. За добросовестный труд Эдибя Закиевна награждена орденом «Знак Почёта». В 1986 году она была удостоена Государственной премии СССР. В 1994 году к наградам прибавился знак «Ветеран Урал-АЗа». Казалось бы, что ещё надо? Столько лет заводу отдано, самое время о заслуженном отдыхе задуматься. Но несмотря на возраст продолжает Эдибя Закиевна носить куртку мастера.

   — Привыкла к коллективу, всё родным стало, тянет сюда, не могу представить иную жизнь. Знаете, какая у нас бывает самая главная радость? Это когда завод работает.

   


Владимир ЗУБКОВ



назад


Яндекс.Метрика