свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 6 | Вторник, 20 января 2004 г. | |
«ВО ИОРДАНЕ КРЕЩАЮЩЕМУСЯ ТЕБЕ, ГОСПОДИ»... — Как хорошо, что сегодня тепло. В очереди за святой водой будет легче стоять, — радуются две старушки, идя по протоптанной в снегу серой от пыли тропинке к Свято-Троицкому храму. Пховые шали, валенки, в руках полиэтиленовые ёмкости из-под какой-то там экологически чистой, как гласит реклама, воды. Что-то типа: «Купишь, выпьешь — и здоров, игнорируй докторов». Впрочем, и старомодные бидончики, в которых когда-то носили квас и молоко наши бабушки и мамы, тоже пригодились. Н старой берёзе замерла стайка снегирей. Воробьи клюют на снегу кем-то рассыпанные семечки. На улице — минус три градуса. Никаких тебе крещенских морозов, голубых, искрящихся на солнце сугробов, ёлочек ледяных на окнах. Как там у И. Шмелёва в «Лете Господнем»: «Мороз, говорят, подпускает. Я сколупываю со стёкол льдинки. Всё запушило инеем. Брёвна сараев и амбаров совсем седые. Вбитые костыли и гвозди, петли творил и скобы кажутся мне из снега. Бельевые верёвки запушились, и всё-то ярко — и снежная ветка на скворешне, и даже паутинка в дыре сарая — будто из снежных ниток. Нвысокое солнце светит на лесенку амбара, по которой вбегают плотники. Вытаскивают «ердань», — балясины и шатёр с крестами, и валят в сани, везти на Москву-реку. Все в толстых полушубках, прыгают в валенках, шлёпают рукавицами с мороза, сдирают с усов сосульки. И через стёкла слышно, как хлопают гулко доски, скрипит снежком». Д, явно не оправдывается нынче поговорка «Трещи, мороз, не трещи, а минули водокрещи». Синоптики утверждают, что такие вот сиротские оттепельные зимы выдаются раз в десять лет. Летопись свидетельствует: в 1925 году севернее столицы в январе из-за небывало высокой температуры зацвела голубая перелеска, вестница весны. Не известно, как сейчас, но мы уже явно соскучились по зиме снежной, с крепким морозцем. Сние с золотыми звёздочками купола Свято-Троицкого храма, увенчанные крестами. В ограде — уже привычная снежная композиция, воспроизводящая пещеру, в которой на свет появился Богомладенец, Спаситель мира. Кждого подходящего к храму, окружают стайки нищих — женщины в потёртых пальто, дети, бомжеватого вида мужчины. Никто смиренно не просит «Христа ради», кланяются: «Доброго вам здоровья. С праздником!», роняют в снег протянутые верующими жёлтые монетки. Грешим по обыкновению сомнениями: «А не лукавят ли попрошайки?» Забываем, что «благодарящий бедному даёт в займы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притчи 19,12). Как и молитва, милостыня привлекает благодать и милосердие Божие и на того, о ком творится молитва, и от имени кого это благодеяние совершается. Вцеркви яблоку негде упасть. Теплятся свечи, благодатно касается обременённой грехами души запах ладана. Когда-то сын Божий крестился в Иордани, хотя и не нуждался в очищении от грехов, но пошёл на это, подавая людям пример смирения и послушания. Таинство свершил пророк Иоанн Предтеча. В честь этого события и отмечается великий двунадесятый праздник. Второе его название — Богоявление, так как при этом событии предстали все три лица Святой Троицы: Бог Сын, крестившийся в Иордани, Бог Отец, обратившийся к нему со словами: «Сей есть сын мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение», и Бог Дух Святой, сошедший с небес на Христа в виде голубя. Внашем городе такая Иордань имитируется лишь на озере Тургояк, где в крещенский праздник, несмотря ни на какие морозы, купаются сотни горожан. Испытывая при этом необыкновенный душевный подъём. — Мир всем! — возглашает священник, и все, как один, прихожане склоняются в поклоне навстречу благословению. — Катя! — нарушает гармонию навечерия крещенского сочельника женский голос, — я очередь на улице заняла за водой, выходи давай! Квыходу устремляется не только Катя, пробираясь через плотную стену молящихся, но ещё несколько человек. Толпа слегка будоражится: каждому хочется оказаться ближе других к животворному источнику. С генами не поспоришь. Отец Георгий, настоятель Свято-Троицкой церкви, к такому повороту событий готов. Кропя после водосвятного молебна прикладывающихся к кресту освящённой крещенской водой, духовный пастырь внушает, что вести себя в храме надо подобающим образом, воды всем хватит. И ещё напоминает, что нынешнее воскресенье накануне праздника — день строгого поста. — До вечерней звезды пищу вкушать нельзя, — значительно смотрит на обернувшихся к ней прихожан пожилая женщина в белом ситцевом платочке. В дворе храма мгновенно выстраивается очередь за святой водой. Её из больших чанов через воронки сноровисто разливают сразу несколько женщин — служащих храма. Светлой радостью наполняет сердце далеко разносящийся окрест колокольный звон. Вода льётся ледяными прозрачными струйками. Устремившиеся вверх пузырьки пенятся. Люди уносят воду домой. Она поможет исцелить телесные недуги, уврачует страсти душевные. Если, конечно, применять её с молитвой, любовью и верой.
Ольга БЕЛЯКОВА
|
назад |