свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 11 | Суббота, 31 января 2004 г. | |
«БЫВАЕТ, НОЧАМИ МНЕ СНИТСЯ ЗАВОД…» Ннешним январём Василию Григорьевичу Буланкину исполнилось 74 года. Немало прожито, немало видено. А вот главная дорога на веку встретилась всего одна. И приводила она прямиком к проходной автозавода. Изо дня в день. Долгих 57 лет. Вноябре 1944 года, через четыре месяца после выхода первого миасского автомобиля, пришёл на Урал-ЗИС четырнадцатилетний безусый паренёк Вася Буланкин. Сиротой остался рано, надо работать, на себя надеясь. И только в августе 2001 года, имея за плечами два диплома о высшем образовании и ставший совсем седым от груза прожитого, отправился Василий Григорьевич на заслуженный покой. Ивот что интересно. Заводу отдано почти шесть десятков лет. А записей в трудовой книжке совсем мало. Потому что не метался человек в жизни. По однажды избранной дороге шёл. 1944-й год — печной цех, ученик слесаря. И года не отработав, паренёк увольняется, чтобы школу окончить. Сдав экзамены за семилетку, Василий вновь возвращается на завод. 1947-й год — модельный цех, ученик модельщика. 1950-й год — деревообрабатывающий цех, столяр. Потом здесь же трудится мастером, механиком, начальником бюро инструментального хозяйства. После слияния трёх цехов в корпус N№ 1 В. Буланкин становится механиком по приспособлениям. Времена наступали интересные. В связи с разработкой новых моделей автомобиля «Урал» происходила постепенная замена деревянных деталей на металлические. 1960-й год — цех N№ 1, начальник экспериментально-ремонтного производства. Опять В. Буланкину место неспокойное досталось. Цех приступил к выпуску ПАРМов — передвижных мастерских по обслуживанию автотехники. 1964-й год. Василия Григорьевича Буланкина назначают начальником заводского отдела научно-технической информации и изобретательства. В этой должности он проработает ровно 30 лет. После ухода на пенсию Василий Григорьевич не смог долго усидеть в домашней тиши. Устраивается инженером II категории в маркетинговый центр. В 1991 году при его участии выходит книга «Завод у подножия Ильмен». Ещё позже Василий Григорьевич занимается обустройством музея истории автозавода. А ещё ему всегда хотелось учиться. Не успокоился, когда, будучи рабочим «добил» семилетку. В 1958 году окончил учёбу в Миасском вечернем автомеханическом техникуме. В 1966 году получил диплом инженера-механика после сдачи выпускных экзаменов в Миасском вечернем отделении ЧПИ. Казалось бы, довольно, можно успокоиться. Другой бы так и сделал. Только не Василий Григорьевич. В 1976 году он завершает двухгодичный заочный курс обучения в Центральном институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства в области патентной работы. Если всё сложить, то получается 22 года учёбы. Вечерней, заочной ли. А ведь днём работа была, дети росли в семье. Чем же держал его завод? — Завод мне всегда был очень дорог. Ни о чём не жалею. Много работал, много учился. Жизнь, считаю, удачно сложилась. Бывает, ночами мне снится завод. Вижу, как иду по цехам, узнаю знакомые лица инженеров, рабочих. Как радостно бывало, какая гордость в сердце оживала, когда мне приходилось отправлять очередную колонну автомобилей в Москву на международную выставку. «Уралы» ревут, прогреваются перед дорогой… Моя же душа поёт-ликует от счастья — вот какую машину делаем в Миассе! Дадцать пять рационализаторских предложений и одно техническое усовершенствование В. Буланкина были внедрены в производство за годы работы на автозаводе. Они дали большой экономический эффект, позволили улучшить качество выпускаемой продукции и условия труда. Василий Григорьевич Буланкин имеет почётные звания «Ветеран УралАЗа» и «Ветеран автомобильной промышленно-сти», награждён медалями «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г.» и «Ветеран труда», знаком «Отличник изобретательства и рационализаторства». В его домашнем архиве аккуратно собраны почти три десятка почётных грамот, благодарностей. Исегодня, будучи на пенсии, внимательно следит Василий Григорьевич за всеми событиями, происходящими на заводе. Читает газету «Уральский автомобиль». О завод-ских новостях ему рассказывают работающие в АЗ «Урал» дочери Татьяна и Ольга да внук Алексей — мастер сталеплавильного отделения литейного цеха N№ 4. Кк уже отмечалось, Василий Григорьевич 30 лет возглавлял заводской отдел НТИИ. Кому, как не ему знать все детали рационализаторской работы автозаводцев в прошлые годы. Даём слово ветерану: — В январе 1958 года состоялся учредительный съезд Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов, на котором было принято решение организовать советы ВОИР на всех предприятиях и организациях страны. Тогда же на конференции рационализаторов и изобретателей Уральского автомобильного завода был избран первый совет ВОИР в составе 16 человек. Его возглавил Виктор Дмитриевич Шепель, который прибыл в Миасс с эвакуированным из Москвы заводом. Между членами заводского совета ВОИР были чётко распределены на общественных началах функциональные обязанности. Каждый из них стал курировать определённые цехи и отделы. Вся эта работа была под постоянным контролем председателя заводского совета ВОИР. Административно вся работа по выполнению плана, спускаемого Министерством автомобильной промышленности, возлагалась вначале на БРИЗ, а когда он вошёл в структуру ОНТИИ, то выполнение этих функций поручили последнему. Рационализаторы и изобретатели успешно выполняли обязательства по созданию рационализаторских фондов. Завод неоднократно занимал призовые места и награждался премиями. Ежеквартально подводились итоги соревнования среди новаторов, присваивались звания «Лучший коллектив по рационализации и изобретательству», «Лучший рационализатор», «Лучшая творческая бригада». На заводах объединения «УралАЗ» проводились общественные смотры, конкурсы на лучшие предложения по экономии металла, электроэнергии, материалов, топливно-энергетических ресурсов, по развитию научно-технического творчества молодёжи. На автозаводе регулярно заслушивались отчёты руководителей корпусов, цехов, управлений и отделов о состоянии рационализаторской работы. С целью привлечения молодых рабочих, инженерно-технических работников к творчеству на автозаводе действовало положение «О премировании молодых новаторов за первое самостоятельно разработанное и принятое к использованию рационализаторское предложение». Отличившимся молодым новаторам вручали поздравительные письма от администрации завода. Для решения наиболее важных технических проблем на автозаводе работали общественно-конструкторские бюро и комплексные творческие бригады. Перед коллективом предприятия ставились большие задачи по повышению удельного веса продукции высшей категории качества, производительности труда, обновления выпускаемой продукции. Н заводе действовали Высшие государственные курсы повышения квалификации руководящих инженерно-технических работников по вопросам патентования и изобретательства. Всего на заводе было обучено более 140 специалистов. Это позволило решать вопросы ведения изобретательской и рационализаторской работы в производственном объединении «УралАЗ». При отделах главного технолога и главного металлурга действовали общественные патентные бюро. Почти во всех технических отделах имелись ответственные за ведение патентно-лицензионной и изобретательской работы. Для повышения творческой активности новаторов производства проводились занятия в школах молодого рационализатора по двадцатичасовой программе. Работа этих школ, объединяющая молодых рабочих, инженеров и служащих, направлялась на то, чтобы научить их правильно оформлять рационализаторские предложения, отличать их от изобретений, прививать вкус к техническому творчеству. Тогда в этих школах было обучено свыше двухсот автомобилестроителей. Ргулярно на автозаводе работниками БРИЗа проводились консультации по всем вопросам изобретательства и рационализаторской деятельности. Ежемесячно читались лекции по самым актуальным проблемам развития технического творчества, оказывалась постоянная помощь авторам в оформлении заявленных материалов на предполагаемые изобретения. Ситаю, что и сегодня в эту большую работу должны включаться все работники завода, и прежде всего организации ВОИР производств и управлений.
Владимир ЗУБКОВ
|
назад |