свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 3 Уральский автомобиль Вторник, 13 января 2004 г.

ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА НА АВТОЗАВОДЕ

   Торческий потенциал предприятия определяется различными показателями, в том числе количеством изобретений и заявленных рационализаторских предложений. Эффективное использование научно-технических достижений, их трансформация в конкретные результаты — одно из условий экономического роста любой организации. Важным фактором реализации интеллектуального потенциала предприятий является повышение инновационных творческих компонентов системы управления.

   Всентябре–октябре 2003 года проводился анкетный опрос, в котором приняли участие 409 человек из различных подразделений автозавода. Выборка формировалась по принципу квот в зависимости от статуса работника и места его деятельности. Социологическое исследование было инициировано советом ВОИР, организовано и проведено работниками ВОИР, дирекции по персоналу и социальным программам (группой социальной поддержки, БРИЗ), а также инженерами по рационализации и руководителями подразделений.

   Пред социологическим исследованием ставилась цель — выявить основные проблемы рационализаторства и изобретательства на автозаводе и отношение работников к этой деятельности.

   Гавные задачи проведенного исследования были таковы. Прежде всего, предстояло выявить мотивы участия и степень вовлеченности работников АЗ «Урал» в рационализаторство и изобретательство. Важно было определить основные трудности, связанные с внедрением изобретения, рацпредложения. И последнее — какова оценка условий для рационализаторской деятельности на предприятии.

   Уастие в рационализаторстве

   и изобретательстве.

   Иновационная активность

   Впрос звучал так: «Вносили ли вы, работая на автозаводе, рационализаторские предложения, изобретения?»

   Более половины работников, принявших участие в опросе, ответили на этот вопрос утвердительно. Среди тех, кто подавал предложения, наиболее активна категория специалистов (технологи, конструкторы) и их непосредственные руководители — это так называемые «новаторы по должности». Менее развито «рабочее творчество». Среди этой категории более активны вспомогательные рабочие, связанные с ремонтом оборудования. Напрашивается вывод, что рационализацией в большей мере занимаются как раз те служащие и рабочие, которые по долгу службы сталкиваются с проблемами совершенствования технологии, конструкцией и оборудования.

   Тперь о возрасте. Наиболее активны автозаводцы в возрасте от 40 до 60 лет. Менее активна молодежь до 30 лет.

   Н вопрос «Какая часть ваших предложений была внедрена?» — поступили следующие ответы. «Внедрена большая часть» — 45,4 процента ответов, «незначительная часть» — 41,4 процента, «ничего не внедрено» — 13,5 процента.

   Ккие встречаются трудности

   Онаружив, что более половины опрошенных рационализаторов встретили препятствия на пути разработки и внедрения, мы попытались выявить природу этих трудностей.

   Пчти 22 процента опрошенных автозаводцев отметили трудности с расчетом экономической эффективности. 21,5 процента принявших участие в опросе расценили внедрение предложения как выполнение должностных обязанностей. 14,7 процента — не встретили должной поддержки со стороны руководителя. Среди мешающих процессам разработки и внедрения рацпредложений причин назывались невозможность внедрения на устаревшем оборудовании (12,4 процента ответов) и недостаточная мотивация рационализации (12 процентов).

   Пи ответе на вопрос о трудностях основным препятствием респонденты считают недостаток знаний и навыков экономического расчета, недостаточную помощь и исполнительскую дисциплину со стороны экономических служб. В зависимости от статуса работника это отмечали: линейные руководители — 35,6 процента, технологи и конструкторы — 22,7 процента, вспомогательные рабочие — 15,6 процента.

   Ткже важным препятствием на пути технического творчества выявилось соотнесение подачи рацпредложений с должностными обязанностями. Об этом говорили 31,1 процента линейных руководителей, 22 процента специалистов техбюро и конструкторских бюро, 21,5 процента вспомогательных рабочих. Анализ замечаний и предложений на эту тему показал, что линейным руководителям руководители подразделений предлагают заниматься своим делом, а не писать рацпредложения. Технологов и конструкторов «оговаривают» главные специалисты, вспомогательных рабочих — бригадиры и мастера. Седьмая часть опрошенных (14,7 процента) не имели поддержки в рационализаторской деятельности со стороны своих руководителей. Это можно расценить так, что не каждый руководитель воспринимает рядом с собой более способных подчиненных. Или руководитель показывает этим, что подчиненный в ущерб основной работе занимается рационализацией.

   Уастникам опроса предлагалось ответить и на такой вопрос: «На каком уровне возникают затруднения с реализацией предложения?» Мы получили следующие ответы. На уровне экономических служб — 33,5 процента; главных специалистов технических служб — 20,7 процента; руководства предприятия — 13,5 процента ответов.

   Чо побуждает

   заниматься творчеством

   Впрос звучал так: «Что побудило вас вносить предложения? Ответы показали, что побудительные мотивы подачи рацпредложений в основном носят рациональный характер. Прежде всего, привлекает увеличение доходов — 41,4 процента. 38,6 процента респондентов отметили улучшение экономического положения подразделения, а 38,2 процента — улучшение условий труда. Мотивационные составляющие «сделать свою работу интересной» — 17,1 процента и «мне нравится это делать, это мое увлечение» — 9,6 процента. То есть 26,7 процента опрошенных можно отнести к истинным рационализаторам. Они в любых условиях, при любом отношении к ним будут творить. Однако и им не чуждо желание увеличить свои доходы за счет любимого дела.

   Рководители и рационализаторство

   Впрос: «По вашему мнению, на автозаводе достаточно или недостаточно выделяется средств и уделяется внимания развитию рационализаторства и изобретательства?»

   Большинство опрошенных считают, что в настоящий момент сложившиеся мотивационные условия рационализаторства недостаточно выгодны для работников. Более половины из них считают, что со стороны топ-менеджмента мало внимания уделяется именно этой деятельности. Выделение средств, внимание первых руководителей и главных специалистов развитию рационализаторства оцениваются так. «Достаточно» — 7,3 процента ответов, «недостаточно» — 57 процентов, «затрудняюсь ответить» — 35,7 процента.

   Ее один вопрос: «Как вы считаете, руководители вашего подразделения оказывают помощь в реализации рацпредложений?» Ответы: 41,6 процента — «да», 22,2 процента — «нет», 36,2 процента — «не знаю». С одной стороны, мы видим,

   что внимания и средств на проблемы, связанные с техническим творчеством, недостаточно (57 процентов). Это замечание относится к высшему руководству. С другой стороны, 41,6 процента опрошенных положительно оценивают вклад руководителей среднего звена.

   Мтивы неучастия

   Рспондентам, не вносившим рацпредложения, мы задавали вопрос насчет мотивов их неучастия в рационализаторской работе. 36,7 процента опрошенных считают, что это дело специалистов, профессионалов. 26,6 процента отметили, что им не хватает знаний и опыта, 18,4 процента подчеркнули недостаточную материальную заинтересованность.

   Фктор отстраненности и отчужденности («считаю, что это дело специалистов, профессионалов») очень популярен у рабочих. Природа такого отношения кроется в невысокой роли и значимости технического творчества на предприятии, а также в инертности самого работника. Обратной стороной такого отношения является боязнь самовыражения, работник испытывает

   сопротивление перед новой информацией, новыми условиями труда. Уход от ответственности способствует формированию антиинновационного климата в организации. В то же время следует учитывать и объективный фактор — не каждый работник обладает творческим потенциалом. Притягательность рационализаторства адресована прежде всего творчески ориентированным людям.

   Седующим фактором неучастия является недостаток знаний и опыта для разработок и внедрения предложений, мотивационные условия, «недостаточная материальная заинтересованность», «нет условий для разработки», также имеют значение для вовлечения работников в процесс разработок.

   Птребность в знаниях

   Входе опроса ставилась задача определить, существует ли потребность в знаниях по рационализации и изобретательству. 49,9 процента опрошенных ответили, что хотели бы получить знания по основам теории и практики рационализаторства и изобретательства. 21,5 процента сказали — нет. 28,6 процента отметили, что затрудняются с ответом.

   Кк видим, спрос на образовательные услуги в области внедрения предложений и изобретений достаточно велик. Еще ранее, объясняя причины неучастия в рационализаторском движении, 26,6 процента респондентов сетовали, что им не хватает для этого знаний и опыта.

   Н спрос на образовательные услуги формируется пока недостаточно активно. Об этом свидетельствует довольно низкий уровень осведомленности респондентов.

   В ПРОКАЕВ,

   председатель совета ВОИР ОАО «АЗ «Урал».

   И ГАРИПОВА,

   руководитель группы социальной поддержки ООКиТО дирекции по персоналу и социальным программам.



назад


Яндекс.Метрика