свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
![]() | ||
![]() | ||
№ 132 | ![]() |
Суббота, 29 ноября 2003 г. |
![]() |
И СЕГОДНЯ МАШИНЫ ОТПРАВЯТСЯ В ПУТЬ Звтра автомобильному заводу «Урал» исполняется 62 года. Возраст почтенный. Люди в такие годы могут смело отправляться на покой. Но только не заводы. И сегодня к воротам отдела сбыта подрулят пахнущие свежей краской миасские вездеходы. Исегодня новые «Уралы» отправятся в путь, начав преодоление предназначенных дорог от подножия Ильменских гор. Пзднее предзимье, всё вокруг бело от снега… Из окна квартиры Василия Андреевича Мартынова виден проспект Автозаводцев, чуть дальше — улица 8 Июля, а там уже совсем рукой подать до «горки», где стоят готовые к отправке «Уралы». Такой порядок завёл для себя Василий Андреевич — чаще бывать на морозном воздухе. Пешочком, не спеша, пройдётся до бокса в гаражном кооперативе, стариковское заделье там себе найдёт. «Москвич» уже давно продан, годы не позволяют с ним возиться. Остался гараж да разные железки в нём. Идёт пожилой человек по своим делам, а навстречу ему «Уралы». То водители из сдаточного цеха перегоняют только что рождённые вездеходы в отдел сбыта. Тогда Василий Андреевич обязательно посмотрит им вслед, желая счастливой судьбы. Свсем недавно, 6 ноября, супруги Мартыновы отметили золотую свадьбу. Василий Андреевич и Валентина Севостьяновна двух дочерей вырастили, теперь внучке Елене помогают. Валентина Севостьяновна 40 лет отработала на Уральском автомобильном заводе. Начинала в прессовом цехе, потом был главный конвейер, затем долгие годы работы в секторе лесоматериалов отдела снабжения. У Василия Андреевича стаж работы на автозаводе ещё больше — 50 лет. Сегодня на «Урале» в техотделе окрасочного производства работает их дочь Елена. Но и это ещё не всё. Первыми связали свои судьбы с Уральским автозаводом отцы Василия Андреевича и Валентины Севостьяновны. Оба перебрались в Миасс из Москвы вместе с эвакуированным заводом ЗИС в грозные военные годы. Так и оста- лись на Урале. Андрей Васильевич Мартынов работал мастером в первой литейке. И Севостьян Алексеевич Талакин обратно в Москву так и не уехал, до самой пенсии работал на Ураль-ском автозаводе. — Всю войну я у деда в селе Борки Горьковской области прожил. В местном колхозе и работать начал. В 1946 году приехал в Миасс, к родителям. Выучился на шофёра в ФЗО–9. Всилий Андреевич ворошит в памяти прожитое, трудовую книжку листает, целую кипу грамот вынул из семейного архива. Првая запись в трудовой книжке В. Мартынова — 2 марта 1947 года: «Принят слесарем-водителем шестого разряда на главный конвейер завода «УралЗИС» имени Сталина». — Учиться мне всегда хотелось. Трудно бывало. Пригонишь машину к месту сдачи и бегом, не заходя домой, на занятия. В1956 году В. Мартынов окончил десять классов Миасской средней школы рабочей молодёжи N№ 2. Причём в аттестате его были только одни четвёрки и пятёрки. Женился, дети пошли. Только опять учёба потянула. К этой поре в Миассе открылся вечерний филиал Челябинского политехнического института. А что, если попробовать и этот рубеж взять? Василий Мартынов подаёт документы в институт, понимая, как трудно будет ему. 27 июля 1962 года, защитив дипломный проект на тему «Автомобиль типа 4х4 грузоподъёмностью 3–3,5 тонны с разработкой переднего ведущего моста и раздаточной коробки», Василий Мартынов получает диплом инженера-механика. Сесарь-водитель, нормировщик, старший нормировщик, старший мастер, начальник пролёта, заместитель начальника цеха испытания и сдачи автомобилей, начальник сдаточного цеха. Всё это этапы трудового пути Василия Андреевича. Есть и награды. Бронзовая медаль участника ВДНХ, орден «Знак Почёта», медаль «За доблестный труд». Дорожит Василий Андреевич и знаком «Отличник социалистического соревнования» Министерства машиностроения СССР, которым его наградили в теперь уже далёком 1954 году. В1970 году В. Мартынов стал начальником сдаточного цеха. В 1975 году, когда сдаточный цех и главный конвейер были объединены, Василия Андреевича назначают заместителем начальника цеха по испытанию и сдаче автомобилей. Потом была ещё одна реорганизация. С 1981 года он опять начальник сдаточного цеха. А в 1988 году подоспел срок ухода на пенсию. Только не смог Василий Андреевич сразу проститься с заводом. До 1997 года, найдя себе работу по силам, продолжал трудиться в цехе, где долгое время был начальником. Иак, Уральскому автозаводу — 62 года. Василию Андреевичу Мартынову — 75. И ровно 50 лет они шли вместе. Когда 19-летний паренёк Вася Мартынов пришёл на завод, на главном конвейере собирали газогенераторные автомобили «ЗИС-20». А когда уходил на заслуженный отдых — из ворот уже выезжал четырёхосный красавец-тягач «Урал-5323». Солько же всего автомобилей прошло через руки Василия Андреевича, под его присмотром, за пролетевшие полвека? Спросим об этом у ветерана: — Да побольше миллиона будет. «Захар» запомнился. «Эмка» легко собиралась. А вот «Урал-375» поначалу много мороки нам приносил при сдаче заказчику. Тт в беседу включается Валентина Севостьяновна: — Он и домой-то затемно приходил, когда начальником сдаточного цеха работал. Всё завод да завод. И в праздники там пропадал, и в выходные. Д, в сдаточном цехе спокойной жизни никогда не наблюдалось. Бывали времена, когда за смену здесь делали по 60 автомобилей, работали круглосуточно. Главный конвейер без устали крутился. Значит, и «сдатке» работы хватало. Случалось, что контролёры до сотни замечаний в журнал записывали. Течи в трубопроводах, стуки в узлах, недокрученные болты и гайки и прочие дефекты. Ни одна машина мимо сдаточного цеха не проходит… Именно под руководством В. Мартынова были пущены в эксплуатацию площади и оборудование нового сдаточного цеха. При его активном участии испытывались и запускались в серийное производство автомобили «Урал-4320», «Урал-5557». Как говорит Василий Андреевич, в конце каждого месяца «сутками не выходил из цеха». Если цех не выполнит план по сдаче автомобилей, то и завод соответственно тоже. Кгда подошла пора прощаться, спросил у Василия Андреевича, как он относится сегодня к «Уралам». — Это самый лучший по проходимости российский автомобиль. Был и остаётся. — А что для вас, Василий Андреевич, значил в жизни Уральский автомобильный завод? — Завод вывел меня в люди, научил совсем по-другому понимать окружающий мир.
Владимир ФРОЛОВ
|
назад |