свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 131 Уральский автомобиль Четверг, 27 ноября 2003 г.

ВИКТОР ПРОКУДИН: «ВЗЯЛСЯ ЗА ДЕЛО — ДЕЛАЙ ОТЛИЧНО»

   Нродная мудрость гласит, что существует две категории мужчин. Одни много говорят, другие много делают. Виктор Васильевич Прокудин, бывший работник агрегатного производства, которому на днях исполняется 65 лет, по замечанию многих, относится скорее ко второй категории. Уж что-что, а работать он умеет.

   Рдом Виктор Васильевич из Краснодарского края. Ему не было и трёх лет, когда отец ушёл на фронт. И семья Прокудиных, как и тысячи других, получила уведомление «Пропал без вести». Мать работала, к тому же училась. И маленькие дети — два брата и сестрёнка — были предоставлены самим себе.

   — Как жили? — вспоминает Виктор Васильевич. — Как все в то время. Мать — на работу, мы — на подножный корм: где корешок выкопаем, где травку найдём какую. Война…

   З войну мать измоталась. И поэтому когда в 1947 году в казачьей станице, где они жили, стали вербовать людей на строительство нового города, семья Прокудиных в числе других отправилась в далёкий шахтёрский городок Гремячинск…

   Псле двадцати дней скитаний семья добирается до Гремячинска, куда в то время съезжается народ самый разный. Многодетной семье дают небольшую комнату в бараке, рядом с ними на скудных метрах ютятся ещё две семьи.

   Ктому времени старшего, Николая, с ними не было. Вместе с другими мальчишками, увлечённый «Сыном полка» Бориса Полевого, он бежал на войну.

   Ина плечи младшего, Виктора, легли все заботы по дому. Поначалу, конечно, было трудно. Учителя рекомендовали учиться дальше. Но взрослые в семье решили по-другому. «Пусть идёт работать!». Это решение мне потом стало понятно: семья жила материально тяжело, а учёба в старших классах была платной. В то время я погорячился и ушёл из дома. В общем — сбежал…

   Вкармане — семь рублей и комсомольский билет.

   Эих средств едва хватило, чтобы добраться до чужой, незнакомой станции Чусовой. Переночевав на вокзале, на другой день Виктор уже был в отделе кадров Чусовского металлургического завода. Правда, поработал он там недол-го. Благодаря хлопотам комсомольцев зачислили его в ремесленное училище на специальность «Слесарь по ремонту промышленного оборудования». Окончив училище с медалью, сразу поступает в Уфимский железнодорожный техникум трудовых резервов. Затем устраивается на Чусовской металлургический завод.

   В1958 году Виктор Васильевич едет к матери, которая уже живёт в Миассе. Да так и остаётся здесь.

   Н поначалу южноуральский городок встретил Виктора негостеприимно. Лишь чистая случайность помогла ему найти работу на Уральском автомобильном заводе. По молодости Виктор увлекался футболом. Играя как-то на заводском футбольном поле, познакомился с ребятами из футбольной команды главного конвейера. И по их приглашению пришёл на участок сборки и установки радиаторов для «ЗИС–5».

   Зесь же Виктор Васильевич знакомится и со своей будущей супругой, которая вместе с группой девчонок была послана на помощь рабочим главного конвейера доукомплектовывать автомобили. К тому же, они вместе учились в вечерней школе, часто бывали в походах.

   — Мы же на месте не сидели: летом отправлялись в пешие, водные и велосипедные походы, зимой — лыжи, коньки, хоккей. Это сейчас молодёжь всё больше у телевизора. Мы были другими. Как только выдастся свободная минутка, так в лес, на природу!

    Виктор Васильевич и его будущая супруга жили с родителями в старом городе. С транспортом, как известно, было туго. Поэтому, как многие другие, до работы добирались на велосипедах. У автозавода в те годы была даже своя «автостоянка» для двухколёсного транспорта.

   Вте же годы Виктор Васильевич умудряется ещё и учиться.

   — До сих пор удивляюсь, и как это мы всё успевали делать? Занятия допоздна. Возвращаешься домой в одиннадцать, а утром опять на работу.

   Вдесятом классе, не дав ему доучиться до конца, Виктора Васильевича забирают в армию. Отслужив, «как положено», он возвращается на завод. Но уже не на главный конвейер, а в цех опытного производства N№ 2, на ручную сборку редукторов. Это было как раз то время, когда автозавод перешёл на производство «Уралов». Вместе с ним на участке работали три человека. С редукторами, по словам Виктора Васильевича, он прошёл по всему заводу. Работал в цехе шасси, затем в агрегатном производстве. Менялись цеха, менялись и должности: слесарь-сборщик, наладчик, мастер. Правда, в мастерах он ходил недолго.

   — Не могу быть начальником. Другое дело — руками что-то мастерить. Руководить людьми — это не моё, — говорит Виктор Васильевич, хотя сам с большой теплотой вспоминает о старшем мастере Петре Дмитриевиче Воробьёве, который «ходил по цеху с чистыми руками, с чистым платочком в кармане, но при этом всегда вовремя обеспечивал рабочих деталями, работой и зарплатой».

   Рбота не была для Виктора Васильевича обременительной. Ему нравилось чувствовать свою причастность к изготовлению большегрузника. К тому же, на заводе царила особая атмосфера увлечённости и энтузиазма. И очень часто, окончив смену, рабочие оставались ещё на одну, чтобы додумать, «добить» редуктор. И ведь додумывали. Причём, сами, без чьей-то подсказки.

   Н Виктор Васильевич не любит говорить о своих заслугах: «Старался, работал… Семья большая (к тому времени у них уже было трое детей), кормить надо, да и отдельную квартиру получили не скоро, ютились по чужим углам, переплачивали… И вообще, не будь семьи — надёжного тыла, коллег по работе, не было бы и успехов». Хотя мне кажется, что свою роль здесь сыграл и характер — активный, общительный, умение трудиться.

    «Мать с детства учила: за своё дело надо отвечать». Так и жил. За свой труд получил два ордена: Ленина и Трудового Красного Знамени и медали «За трудовую доблесть» и «Ветеран труда», множество грамот.

   Вктор Васильевич уже несколько лет как на пенсии. Чем заняты будни пенсионера? Известно чем — садом. Дача у них расположена от города далеко. Но в этом семья Прокудиных видит даже свои преимущества: «Там воздух свежее, не то, что в городе. Приехал и чувствуешь, что ты на природе». Кстати, дачный домик Виктор Васильевич построил своими руками, сделал проводку. Теплички соорудил — под огурцы, помидоры.

   — Он же у нас мастер на все руки. Это только считается, что на пенсии делать нечего. А на самом деле ни минуты без дела не сидит, — говорит его супруга Валентина Макаровна. А если что-то сломалось — часы, холодильник, телевизор, — всё сам делает. Я ни разу за помощью к чужим людям не обратилась.

   Кэтому в своё время и детей приучали, а теперь уже и внуков. У Виктора Васильевича две дочери, сын, два внука и шесть внучек. По словам матери, сын точь–в–точь, как папа. Колоть, строгать и мастерить по железу всегда сумеет. Да и внуки крепко помнят дедову науку: «Уж если взялся за дело, то делай это отлично. На том и стоим».

   


Виктория КРЕЦЮК



назад


Яндекс.Метрика